Кочергин Евтропий Афанасьевич, протоиерей

Родственники

  • жена  —  Кочергина (Летницкая) Надежда Николаевна (1866–не ранее 1916)
  • тесть  —  Летницкий Николай Иванович, протоиерей
  • сын  —  Кочергин Николай Евтропьевич . Выпускник Казанской духовной академии (1915), преподаватель Астраханской духовной семинарии (1916)
  • сын  —  Кочергин Евгений Евтропьевич , умер в 11 лет
  • сын  —  Кочергин Дмитрий Евтропьевич (ум. не ранее 1960), выпускник Казанской духовной академии (1918)
Показать всех

Образование

домашнее

Рукоположение, постриг, возведение в сан

24.11.1885
рукоположен во священника епископом Астраханским и Енотаевским Евгением (Шерешиловым)
4.4.1904
возведен в сан протоиерея
Показать все

Места служения, должности

Дата начала
Дата окончания
Место служения, сан, должность
24.11.1885
13.12.1915
Астраханская и Енотаевская епархия, г. Астрахань, Покровская церковь, протоиерей (до 14.04.1904 — священник). Епархиальный миссионер (1886–1902, в 1904, 1907, 1908). Законоучитель детского приюта Астраханского попечительства о бедных (с 4.04.1888), член совета Кирилло-Мефодиевского братства (с 1885), член отдела православного Палестинского общества в комиссии по кружечному сбору (с 02.04.1900), член комитета по управлению епархиальным домом призрения, член комитета по епархиальному книжному складу, член правления попечительства о благолепии семинарского храма и о бедных воспитанниках
Показать все

Награды

20.12.1887
право ношения набедренника
15.3.1890
право ношения скуфьи
5.5.1892
архипастырское благословение, «за миссионерские труды»
3.2.1893
орден св. Анны 3-й степени
6.5.1895
благословение Святейшего Синода, «за труды по народному образованию»
27.3.1896
право ношения камилавки
19 апр. 1900
право ношения наперсного креста, от Святейшего Синода выдаваемого
6.5.1903
благословение Святейшего Синода
6.5.1909
орден св. Анны 2-й степени
Показать все

Дополнительные сведения

Евтропий Афанасьевич родился в старообрядческой семье. Как он сам пишет: «родители — раскольники от рождения, поповщинского согласия, сначала — беглопоповского, потом, с появлением австрийской иерархии, отец перешел в австрийство и сам был рукоположен во священника». Евтропий Кочергин получил только домашнее образование, с детства изучал древнеправославную литературу и крюковое старообрядческое пение, в 12–13 лет «отец стал брать его с собой для исправления треб у старообрядцев». В 15 лет Евтропий был уже причетником Саратовского старообрядческого молитвенного дома, причем, по его словам, «не ограничивался только причетнической обязанностью... а стал ревностно заниматься чтением старообрядческих книг, вследствие чего стал лучшим начетником у старообрядцев и часто вел беседы с раскольниками других согласий, как-то: беглопоповцами, беспоповцами... бывал на раскольнических соборах в Хвалынске...» (Астраханские епархиальные ведомости. 1886. № 3. С. 122–133).

Он знакомится с православными миссионерами, «с которыми, поначалу, вступает в публичные собеседования. Один из этих миссионеров, первый викарий Московский Мисаил (Крылов), стал давать Кочергину книги из своей библиотеки и посоветовал написать издателю Псковского миссионерского журнала "Истина" К. Е. Голубеву, с которым у Кочергина позднее завязалась обширная переписка. Именно Голубеву Кочергин, по его словам, "более всех обязан благодарностью за изведение из раскола"». (Канатьева Н. С. Астраханские православные миссионеры конца XIX — начала XX в.) В октябре 1884 года, «один из своей многочисленной семьи, он присоединился к православию… Как пишет он сам, «присоединение мое к Церкви Православной глубоко оскорбило моих родителей, которые не хотели более признавать меня за сына; но впоследствии сознали свою ошибку и прислали мне благословение на вступление в брак с православной» (Астраханские епархиальные ведомости. 1886. № 3. С.122–133).

В ноябре 1884 года Кочергин был назначен епархиальным миссионером. Осенью 1885 года, после экзамена в Саратовском миссионерском братстве Святого Креста, Евтропий Кочергин был признан готовым к рукоположению в сан. Будущего священника Кочергина приглашали во многие епархии: в Самарскую, Вятскую, Московскую, Нижегородскую, в область Войска Донского… Но по приглашению епископа Астраханского и Енотаевского Евгения поступил приходским священником в Астраханскую Покровскую церковь, где требовался именно миссионер, так как церковь была расположена в месте компактного проживания старообрядцев и сектантов.

В 30 лет Евтропий Кочергин стал одним из самых ревностных служителей Православной Церкви, а в дальнейшем — крупнейшим миссионером. Частые и продолжительные миссионерские поездки отразились на здоровье отца Евтропия — он заболел малярией, приступы которой мучили его всю жизнь. За годы миссионерской деятельности протоиерей Кочергин обратил из раскола, сект, и иных верований в Православие 1326 человек. Кроме того, Евтропий Кочергин обладал писательским талантом. В «Астраханских епархиальных ведомостях» он вел специальную рубрику «В мире раскола», печатая остроумные, хотя и довольно-таки злые статьи (Астраханские епархиальные ведомости. 1916. № 3. С. 70–73).

Е. А. Кочергин, несомненно, обладал писательским талантом. В «Астраханских епархиальных ведомостях» он вел специальную рубрику «В мире раскола», печатая остроумные, хотя и довольно злые статьи, например, «О добывании раскольниками мощей», «Празднование раскольниками Пасхи», «Раскол в Форпосте».

КиберЛенинка: https://cyberleninka.ru/article/n/k-istorii-astrahanskogo-kirillo-mefodievskogo-bratstva
Е. А. Кочергин, несомненно, обладал писательским талантом. В «Астраханских епархиальных ведомостях» он вел специальную рубрику «В мире раскола», печатая остроумные, хотя и довольно злые статьи, например, «О добывании раскольниками мощей», «Празднование раскольниками Пасхи», «Раскол в Форпосте».

КиберЛенинка: https://cyberleninka.ru/article/n/k-istorii-astrahanskogo-kirillo-mefodievskogo-brat
Развернуть

Сочинения

Показать все

Литература

Показать все
Сообщить о неточностях или дополнить биографию