Рафаил (Мильчук (Мельничук) Роман Корнеевич), иеромонах

  • Дата рождения: 1888
  • Место рождения: Киевская губ. (по другим данным — г. Санкт-Петербург)
  • Дата смерти: не ранее 1933

Рукоположение, постриг, возведение в сан

март 1931
пострижен в монашество
март 1931
рукоположен во иеромонаха епископом Варсонофием (Лузиным)
Показать все

Места служения, должности

Дата начала
Дата окончания
Место служения, сан, должность
1928
1931
Дальневосточный край, г. Владивосток, келейник епископа Марка (Бакалдина)
март 1931
май 1931
Показать все

Преследования

25.5.1931
арестован по обвинению в «контреволюционной деятельности»
15.2.1932
осужден тройкой при ПП ОГПУ по Дальневосточному краю на 5 лет заключения в концлагерь по групповому делу «О контрреволюционной деятельности Тихоновского духовенства и монашества Дальневосточного края, 1932 г.» (по ст. 58-10, 11 УК РСФСР).
не позднее, чем с авг. 1933
находился в заключении в Северо-Восточном ИТЛ (Севвостлаге) (с декабря 1933 — в штрафной командировке в Атке). В лагере вновь помещен под следствие по обвинению в религиозной пропаганде среди заключенных.
25.12.1989
реабилитирован, по году репрессии: 1932
Показать все

Другие сведения

Из крестьян. В период Гражданской войны работал помощником начальника милиции в г. Владикавказе. До 1925 г. учительствовал в Туркестане, оставил эту работу вследствие религиозных убеждений.

Из воспоминаний заключенного Северо-Восточного ИТЛ В. А. Колнибалоцкого: «Священник Рафаил Мильчук, среднего роста, худой, нервный, немного сгорбленный, темноволосый украинец, в возрасте около сорока лет, был самым общительным и разговорчивым. Владимиру удавалось с ним чаще поговорить, чем с другими...

Владимир присел у печки, где сидели дневальный и отец Рафаил, которому, по-видимому, не спалось. И здесь, ночью, в тишине, между ними началась задушевная беседа. Отец Рафаил говорил о той помощи, которую человек получает свыше в трудные минуты жизни или когда находится на краю гибели.

"Поверьте, Владимир, всегда в трудные минуты я получал помощь или поддержку. Иногда это был человек, или Господь посылал мне книгу, которая разрешала мои сомнения, но помощь всегда была". Они сидели и беседовали болеее часа, Владимир внимательно слушал и старался запомнить слова отца Рафаила. Место Владимира освободилось. Он пожелал спокойной ночи отцу Рафаилу и лег успокоенный и умиротворенный, невольно размышляя, что эта беседа явилась еще одним подтверждением слов священника. В другой раз Владимир беседовал с отцом Рафаилом и сказал, что когда он освободится, то будет вести уединенный образ жизни и будет много читать. Отец Рафаил посоветовал ему прочитать творения Святого Иоанна Златоуста и добавил, что они написаны простым языком...

Весной 1934 года, в конце апреля или в мае, во время обеденного перерыва, когда все сотрудники разошлись, Владимир очень быстро пообедал и вернулся в барак. Войдя, он увидел отца Рафаила в конце коридора и недалеко от него стрелка с винтовкой. Взволнованный и обрадованный, Владимир попросил у стрелка разрешения поговорить с отцом Рафаилом. Получив разрешение, он побежал в свою комнату, там, к счастью, лежала целая буханка черного хлеба — подарок инженера Е. Он отдал хлеб отцу Рафаилу, они сели рядом, и отец Рафаил рассказал, что произошло после перевода Владимира из штрафной командировки в Магадан.

"Все мы помещались в отдельной палатке, которая находилась внутри двора и была огорожена колючей проволокой, — начал свой рассказ отец Рафаил. — Кроме нас было несколько человек уголовников, которые находились под следствием. Все они обвинялись в тяжелых преступлениях, совершенных в лагере. Вначале некоторых из нас использовали для работы внутри зоны, но затем никого из палатки больше во двор не выпускали. Однажды, поздно вечером, это было в конце февраля или в начале марта, когда все уже спали, палатку окружили стрелки военизированной охраны. Затем внутрь вошел сотрудник ОГПУ со списком в руках. Он вызвал отца Александра Романова, отца Иосифа Телицу, Павла Свиридова, Степана Козлова и меня. Нас всех вывели из палатки и под усиленным конвоем повезли на грузовике в Магадан. В автомашине находился еще один заключенный. В Магадане грузовик подъехал к помещению, где находилось ИСО (Информационно-следственный отдел). Мы все пятеро сошли с грузовика и стояли на улице у входа. Затем нас стали по очереди вызывать и вводить в помещение. Меня ввели последним. В большой комнате у окна, около письменного стола, стоял К. — исполнявший обязанности начальника ИСО. У входа и по сторонам стояли сотрудники ОГПУ. Посредине комнаты на полу сидели оба священника, Свиридов и Козлов. Руки у них были связаны за спиной. К. посмотрел на меня с усмешкой и спросил:
— Видишь?
— Вижу, — ответил я.
— Ну, и что ты видишь?
— Смерть вижу, — ответил я громко.
— Если не отречешься от своего Христа, то и тебя ждет то же самое.
— Нет, никогда не отрекусь, — ответил я.

Он сделал знак, мне связали руки и посадили на пол возле других. Сотрудники ОГПУ переговаривались о чем-то между собой. Затем нам помогли подняться с пола, вывели наружу и усадили в автомашину. Мы ехали сравнительно недолго и вскоре свернули в сторону от шоссе. Была уже глубокая ночь. На поляне около сопки была вырыта яма. К ней подводили по два человека и расстреливали. Меня подвели последним. Еще раз спросили, не отрекусь ли я от Христа. Я ответил, что не отрекусь, и читал про себя молитву. На душе у меня была радость, что удостоился венца мученика. Но меня не стали расстреливать. Мне развязали руки и приказали зарывать могилу. Заключенный, который ехал с нами в автомашине, помогал мне закапывать убиенных.
— Что вы чувствовали? — перебил его Владимир, не выдержав.
— Я ощущал страшную горечь и тоску. Я приготовился к смерти во Христе, но мне не дано было умереть вместе с ними, и я должен был оставаться на земле.

Нас двоих посадили на автомашину и повезли обратно на штрафную командировку. Мужество убиенных произвело сильное впечатление на стрелков охраны, они сидели подавленные, а один из них, который находился рядом со мной, что-то бессвязно говорил о том, что они сами люди неплохие, но выполняли то, что им было приказано. Казалось, он оправдывался перед самим собой. А у меня в глазах стояла картина, которая возникла в моем воображении. Мне казалось, что я стою на берегу реки с быстрым и стремительным течением. Вода кажется черной, а берега занесены снегом. Они, все четверо в белых одеждах сели в лодку, оттолкнулись от берега и поплыли через реку, а я один остался на берегу, тоскуя о том, что они не взяли меня с собой в лодку".

Отец Рафаил некоторое время сидел молча. Видимо, он снова переживал все то, что видел. Затем он продолжал: "Когда я вернулся в палатку один, никто не спал. Отец Сергий молился. На другой день один из уголовников мне рассказал, что, когда нас увезли, на всех напал панический страх. Некоторые тряслись как в лихорадке. И тогда встал отец Сергий, который почти никогда ни с кем не говорил, и заговорил. И все, самые отъявленные воры и бандиты, слушали его, затаив дыхание. А он говорил о суетности и тщете нашей жизни и о том вечном блаженстве, которое ждет тех, кто покается. Говорил о разбойнике благоразумном и о его прошении.

И все это было для них так ново и необычно.

И казалось, что его устами говорит кто-то другой".
— Что стало с отцом Сергием?
— Отец Сергий вскоре освободился из лагеря и уехал.

На этом окончился рассказ отца Рафаила. Владимир простился с ним и больше никогда его не видел и ничего о нем не слышал» (Три страницы из Книги Жизни).

Развернуть
Сообщить о неточностях или дополнить биографию