Мария Александровна Шахматова (ум. в 1968 г.), заведующая Свято-Тихоновским приютом в Шанхае, была свидетельницей пастырских подвигов святителя Иоанна (Максимовича) почти с самого начала его пребывания в Шанхае с 1934 года. «Она стояла почти у самых истоков сиротского приюта Архиепископа Иоанна в Шанхае. Ее собственная дочь жила в этом же приюте. Она видела, как Архиепископ доводил себя до изнурения, основывая этот приют, который он посвятил своему любимому святому — Святителю Тихону Задонскому; от него он и почерпнул первое вдохновение к его созданию. Условия жизни были тяжелые, и нужды детей, чьи родители спасались от коммунистов, удовлетворить было невозможно. Молодой Епископ почти сразу собрал несколько женщин и попросил их основать попечительский комитет, арендовать дом и открыл приют для сирот и для детей, чьи родители нуждались в помощи.

Каким поразительным образом Святой Иоанн сумел собрать и накормить этих детей! Прежде эти дети недоедали, испытывали всякие недостатки, были напуганы, пока не появлялся Владыка Иоанн и часто лично забирал их в свой приют и школу. Каждый из этих детей имел за плечами свой трагический опыт страданий, и он утешал!

Мария Александровна поведала мне некоторые из этих историй. Например, о мальчике по имени Павел, который был свидетелем того, как коммунисты его отца и мать прямо на его глазах убили и разрубили на куски. Из-за этой душевной травмы мальчик потерял дар речи и не мог даже произнести собственного имени. Он был похож на пойманное животное, страшившееся любого человека, доверял только своим кулакам и шипел. Его доставили в приют, который был уже переполнен, и места для еще одного ребенка не было. Из-за того, что мальчик был так напуган, решили, что он ненормальный, и отказались принять его, чтобы он не пугал других детей. Когда Архиепископ Иоанн узнал об этом, он потребовал, чтобы мальчика приняли. Услышав об отказе, он настоял на своей личной встрече с ребенком. Они прежде даже не подозревали, что это был русский мальчик, так как он лишь что-то бормотал и шипел, словно запертое в клетке животное. Приехав, Владыка Иоанн сел напротив все еще трясущегося мальчика и сказал: "Я знаю, что ты потерял своего отца, но сейчас ты обрел его вновь — и это я". И крепко обнял его. В этих словах было столько силы любви, что мальчик тут же взорвался слезами, и заговорил!»

(Священник Герман Подмошенский. Цена святости. Воспоминания о святителе Иоанне Шанхайском).

Тематические базы данных
Духовенство Брянской епархии в ХХ веке

Совместный проект с Отделом агиологии Брянской епархии

Подробнее
Синодик Московской епархии

Совместный проект с Комиссией по исследованию подвига новомучеников и исповедников и увековечению памяти почивших священнослужителей Московской городской епархии

Подробнее
Избранные материалы из библиотеки
Фонд Марка Ивановича Стрелкова
(1899–1994)
Архив Церковно-археологического кабинета Соловецкого монастыря
Подробнее
О судьбах детей расстрелянного священника Петра Ивановича Вишнева (1877–1937) Из писем в адрес проекта «Духовенство Русской Православной Церкви в ХХ веке»
Подробнее
На просторах ГУЛАГа Глава из книги Л. А. Головковой «Где ты?..» (М., 2013)
Подробнее
Список лиц, пострадавших за Веру и Церковь в дни гонений на них. Составлен 15 августа 1919 г. Место хранения: Научно-исследовательский отдел рукописей Российской государственной библиотеки
Подробнее
Распоряжение архиерея о назначении священника настоятелем храма.
1933 г.
Из личного архива Т. Ю. Макаровой. Автограф архиепископа Макария (Звездова-Макарова)
Подробнее
Восхищаюсь нашим родом... Стихотворение В. А. Антипцевой, посвященное памяти предков – служителей Церкви
Подробнее
Указ о почислении за штат протоиерея с. Богословского Василия Иванова. 27.05.1930 г. Автограф епископа Орловского и Мценского Даниила (Троицкого)
Подробнее
Новомученики
и исповедники
Церкви Русской
Подробнее
Духовенство
на Соловках
в годы гонений
Подробнее