Виноградов Леонид Александрович, священник, священномученик

  • Дата рождения: 3.8.1898
  • Место рождения: г. Кострома
  • Дата смерти: 12.11.1941
  • Место смерти: Кировская обл., Вятский ИТЛ (Вятлаг). Умер от непроходимости кишечника в лазарете ОЛП-4 Сангородка Вятского ИТЛ (Вятлага). Захоронен в могиле Е-4 на кладбище 4-го лагерного пункта (нынешнее расположение: пос. Полевой-2 Верхнекамского р-на Кировской обл.)

Прославлен Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 20.8.2000 г. Память совершается 30 октября/12 ноября и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской (воскресенье 25 января/7 февраля или ближайшее к 25 января/7 февраля)

Родственники

  • прапрадед  —  Иванов Василий, дьячок
  • прадед  —  Виноградов Никанор Семенович , мещанин
  • прадед  —  Маянский Иван Васильевич (род. ок. 1797 в с. Прискокове Костромского уезда – ум. в 1886). В 1816 приписался к костромскому мещанству, стал купцом в 1838, когда вступлением в 3-ю гильдию началась его купеческая карьера. В 1852 был награжден «золотою медалью на Аннинской ленте для ношения на шее — за значительные пожертвования в пользу Крестовоздвиженской церкви» в Костроме, а годом раньше — орденом св. Анны 3 степени за возведение его иждивением каменной церкви в с. Прискоково, откуда он был родом, и снабжение ее утварью и ризницей. Опекал и поддерживал Крестовоздвиженскую церковь, где построил еще и богадельню
  • дед  —  Виноградов Иван Никанорович , купец 2-й гильдии
  • бабушка  —  Виноградова Анна Ивановна (ум. в 1908). После смерти сына Александра в 1907 взяла на воспитание старших его сыновей Николая, Александра, Леонида и дочь Серафиму
  • дед  —  Маянский Иван Иванович , купец, потомственный почетный гражданин. В его семье было 16 детей
  • отец  —  Виноградов Александр Иванович (1862–6.9.1907). Мещанин, торговал «овсом в зерне», «хлебным товаром по мелочам» или мехами. Проживали Виноградовы в Костроме на ул. Марьинской (ныне ул. Шаговая), д. 36. Скончался от чахотки
  • мать  —  Виноградова (Маянская) Елизавета Ивановна (18.4.1865–16.4.1902). Скончалась «от воспаления в животе после родов» дочери Елены
  • жена  —  Виноградова (Фокина) Клавдия Николаевна (род. ок. 1900, ум. 14.11.1941 (через два дня после смерти мужа) в дер. Власово Костромской обл.). Окончила Костромское епархиальное училище, работала учительницей (1918). Родители: Фокин Николай и Фокина (Щукина) Агрипина Николаевна, дочь священника. Сестра: Зинаида (род. в 1901)
  • тетя (сестра матери)  —  Маянская Дарья Ивановна , монахиня
  • тетя (сестра матери)  —  Маянская Надежда Ивановна (род. ок. 1867), крестная. Имела свою шляпную мастерскую. После смерти родителей в 1907 приняла на воспитание дочерей Виноградовых Анну, Марию, Валентину и Елену, а в 1908, после смерти бабушки, также Серафиму и Леонида
  • тетя (сестра матери)  —  Маянская Феоктиста Ивановна
  • брат  —  Виноградов Николай Александрович (род. ок. 1889)
  • брат  —  Виноградов Александр Александрович (род. ок. 1892)
  • сестра  —  Виноградова Серафима Александровна
  • сестра  —  Виноградова Анна Александровна
  • сестра  —  Виноградова Мария Александровна
  • сестра  —  Шумская (Виноградова) Валентина Александровна (ум. в 1992). Жила в г. Москве на Сретенке. Сын: Михаил (ум. ок. 1990), детей не имел
  • сестра  —  Виноградова Елена Александровна (апр. 1902 – 1907), умерла от дифтерии
  • дочь  —  Панова (Виноградова) Ермиония Леонидовна (род. 6.8.1920), учительница. Дочь: Науменко Елена
  • сын  —  Виноградов Агафангел Леонидович (1922–1935)
  • сын  —  Виноградов Рафаил Леонидович (род. в 1924). Живет в г. Волгограде (на 2009)
  • дочь  —  Черкасова (Виноградова) Нина Леонидовна (род. 18.6.1926)
Показать всех

Образование

Дата поступления
Дата окончания
Учебное заведение
Комментарий
ок. 1905
1909
Костромское 6-е приходское училище
Развернуть

Рукоположение, постриг, возведение в сан

1920
рукоположен во диакона архиепископом Кинешемским Севастианом (Вести), управляющим Костромской епархией, в Костроме
2.8.1923
рукоположен во священника епископом Верейским Иларионом (Троицким), управляющим Московской епархией, в храме свт. Василия Кесарийского, что в Тверской-Ямской слободе Москвы
Показать все

Места служения, должности

Дата начала
Дата окончания
Место служения, сан, должность
1909
1916
Костромская и Галичская епархия, Костромская губ., г. Кострома, Костромской Ипатьевский монастырь, насельник
4.10.1916
20.2.1917
Костромская и Галичская епархия, Костромская губ., Костромской уезд, с. Филипцево, Преполовенская церковь, псаломщик (исправляющий должность)
6.6.1918
1919
Костромская и Галичская епархия, Костромская губ., г. Кострома, Костромской Ипатьевский монастырь, послушник
22.9.1919
1920
1920
март 1923
Костромская и Галичская епархия, Костромская губ., с. Вознесение, Вознесенская церковь, диакон
март 1923
10.6.1923 или 10.7.1923
Костромская и Галичская епархия, Костромская губ., Кинешемский уезд, с. Никола Эз, Никольская церковь, диакон. Уволен с запрещением священнослужения
2.8.1923
1924
1920-е
Костромская и Галичская епархия, Костромская губ., Костромской уезд, с. Плоскинино, церковь Рождества Христова, священник
1920-е
Костромская и Галичская епархия, Костромская губ., с. Плоскинино, церковь Рождества Христова, священник
1934
янв. 1935
Костромская и Галичская епархия, Ивановская Промышленная обл., Лухский р-н, с. Сокольское, церковь Рождества Христова, священник
янв. 1937
17.9.1938
Ивановская епархия, Ивановская обл., Пучежский р-н, с. Воронцово, Благовещенская церковь, священник
Показать все

Награды

23.3.1934
архипастырское благословение, преподано за примерные и усердные труды на пользу Святой Православной Церкви, подписано митрополитом Горьковским Сергием (Страгородским)
Показать все

Преследования

1924(?)
арестован
19241925
находился в заключении
ок. 1925
арестован
1920–1930-е
арестован в с. Плоскинино в 3-й раз
1920–1930-е
арестован в с. Плоскинино в 4-й раз
не ранее нояб. 1934
арестован в с. Сокольском
не ранее нояб. 1934 – янв. 1935
находился в заключении в тюрьме г. Кинешмы
не позднее 7.1.1935
арестован в с. Сокольском перед Рождеством Христовым за протест против разрушения храма и разорения кладбища
9.1.1935
осужден народным судом Сокольского р-на на 7 лет лишения свободы. по ст. 59, ч. 2 УК РСФСР
янв. 19351936
находился в заключении в тюрьме г. Кинешмы
19361937
находился в заключении в тюрьме с. Сокольского
27.1.1937
осужден на 1 год лишения свободы за «участие в массовых беспорядках» по ст. 59, ч. 2 УК РСФСР. После пересмотра дела состоялся повторный суд. Освобожден с учетом ранее отбытого срока заключения
17.9.1938 или 16.3.1938
арестован в с. Воронцово Воронцовского сельсовета Пучежского р-на Ивановской обл.
21.3.1939
осужден судебной коллегией по уголовным делам Ивановского областного суда на лишение свободы на 4 года с последующим поражением в избирательных правах на 5 лет по статье 58-10, ч. 1 УК РСФСР
21.3.1939 или 1938 – ок. окт. 1941
находился в заключении в ИТЛ Николо-Ёлнать Юрьевецкого района Ивановской области
20.10.194112.11.1941
находился в заключении в Вятском ИТЛ (Вятлаге). Отбывал срок в отдельных лагерных пунктах (ОЛП) № 1, 12, 4. После очень недолгого периода работ в лесозаготовительном отряде попал в категорию «неработающей слабосилки». Умер в 4-м больничном лагпункте
3.6.1992
реабилитирован прокуратурой Ивановской обл., по году репрессии: 1938
Показать все

Подробная биография

...Родился Леонид Виноградов 3 августа 1898 года, в совсем другую эпоху, в городе Костроме, в семье мещанина Александра Ивановича Виноградова (1862–6.9.1907) и Елизаветы Ивановны Маянской (1866–16.4.1902), дочери купца, потомственного почетного гражданина Ивана Ивановича Маянского.

Дед Елизаветы — Иван Васильевич Маянский, выходец из низших слоев духовенства, — стал купцом. В 1838 году, когда вступлением в 3 гильдию началась его купеческая карьера. В 1852 году он был награжден «золотою медалью на Аннинской ленте для ношения на шее — за значительные пожертвования в пользу Крестовоздвиженской церкви» в городе Костроме, а годом раньше — Орденом Святой Анны 3 степени за возведение его иждивением каменной церкви в с. Прискоково, откуда он был родом, и снабжение ее утварью и ризницей. Он, как человек глубоко верующий и памятующий о своем духовном происхождении, щедро опекал и поддерживал Крестовоздвиженскую церковь, где построил еще и богадельню. Поэтому мама о. Леонида была очень верующей. Сестра ее Дарья была монахиней. К сожалению, память этих благотворительных трудов стерта с лица костромской земли: на месте разрушенной Крестовоздвиженской церкви и кладбища, на котором покоился прах Ивана Васильевича Маянского, ныне расположена поликлиника и жилые дома.

Старинные предки отца Леонида были крепостными крестьянами костромской помещицы Анны Ивановны Кобылиной. Прадед его Никанор Семенович Виноградов значится мещанином: «Отпущен от госпожи Анны Кобылиной, приписан с двух летнею льготою в 1834 году»[1].

Дед его Иван Никанорович ― купец 2 гильдии. Отец Александр Иванович торговал «овсом в зерне», «хлебным товаром по мелочам». Проживала семья Виноградовых в Костроме на ул. Марьинской (совр. Шаговая), дом 36. В этом доме 3 августа 1898 года у него родился сын Леонид, будущий исповедник Христовой веры, седьмым по счету ребенком.

В семье было 10 детей, причем одна двойня, двое умерло в младенчестве, прожив всего несколько месяцев. Частые роды подорвали здоровье матери, и 16 апреля 1902 года, после рождения дочери Елены Елисавета Ивановна скончалась «от воспаления в животе после родов».

Пережив жену на 5 лет, в 1907 году скончался от чахотки Александр Иванович. Трех старших его сыновей (Николая, Александра и Леонида)и Серафиму взяла на воспитание Анна Ивановна Виноградова, бабушка по отцовской линии. Дочерей Виноградовых Анну, Марию и Валентину и Елену приняла сестра матери Надежда Ивановна Маянская. Но 5-летняя Елена умерла от дифтерии в том же 1907 году.

Через год после смерти отца, в 1908 году, умерла и бабушка. 19-летний Николай и 16-летний Александр к этому времени стали самостоятельными. А Серафиме и Леониду пришлось переехать к Надежде Ивановне, являвшейся также крестной Леонида, притом категорически не разделявшей его духовных устремлений. Купеческая дочь, она имела свою шляпную мастерскую. Желая помочь Леониду освоить какую-нибудь доходную профессию, она намеревалась направить мальчика в обучение к знакомому купцу. Но Леонид решительно отказался. В 1909 году он успешно окончил курс учения в Костромском 6-м приходском училище Костромской губернии[2].

В 1916 году Леонид решил вступить на путь служения Православной Церкви. Но поскольку он не имел духовного образования, ему пришлось сдавать специальный экзамен, в результате которого появилась одна из ранних характеристик будущего священника, разделившего после 1917 года трагическую судьбу русского духовенства. В рапорте члена экзаменационной комиссии протодиакона Успенского кафедрального собора Василия Померанцева (секретарь Епархиальной канцелярии.) епископу Кинешемскому Севастиану от 19 октября 1916 года, где по итогам двукратного экзамена было написано: «Знание церковного устава обнаружил. С богослужебными книгами имеет знакомство порядочное. Поет песнопения церковные осмогласные довольно порядочно. Нотного пения не изучал, вследствие неблагоприятных условий жизни у тетки, но обещал изучить в последующее время. Во всем разговоре с ним проглядывается редкая религиозная его настроенность и сильнейшее желание послужить Святой Церкви в качестве клирика»[3].

С 4 октября 1916 года мещанин Леонид Александрович Виноградов определен епископом Севастианом на и. д. псаломщика Преполовенской церкви села Филипцево Костромского уезда[4].

6 октября 1916 года он впервые прислуживал на крестинах. Но уже 24 ноября того же года Леонид получил вызов на отбывание воинской повинности в числе молодых людей, родившихся в 1898 году[5]. 20 февраля 1917 года он значился уволенным из штата церкви[6].

Война сдвинула сроки призыва: исполнению воинской повинности юноша был обязан только в 1919 году. А 11 ноября 1918 года, примерно через год после мобилизации Леонида, военные действия были прекращены Компьенским перемирием. И неизвестно, что происходило в этот период с досрочно мобилизованными молодыми людьми. Нет сведений о том, был ли вообще на войне Леонид. Известно, что еще до окончания войны, 6 июня 1918 года, он был принят послушником в Костромской Ипатьевский монастырь[7]. 17 октября того же года Леонид подал прошение на имя временно управлявшего Костромской епархией преосвященного Филарета (Никольского) о принятии его в число братии[8]. Наместник монастыря представил одобрительный отзыв о послушнике, который «по своим нравственным и религиозным качествам заслуживает просимое».

Но обстоятельства сложились так, что через год жизненные планы Леонида в корне изменились: он оставил монастырь. 5 сентября 1919 года он подал прошение о назначении псаломщиком при Благовещенской церкви с. Пушкино церкви Костромского уезда. 22 сентября 1919 года Леонид Александрович Виноградов был зачислен на это место[9] и вступил в брак. Его женой стала Клавдия Николаевна Фокина, внучка священника Николая Щукина, окончившая Костромское епархиальное училище и работавшая тогда учительницей. Она принесла в его жизнь тепло самоотверженной любви, которой Леонид был лишен с детства и которая до конца дней поддерживала и берегла его.

В 1920 году Леонид Александрович был рукоположен в сан диакона в г. Костроме архиепископом Кинешемским Севастианом (Вести), управляющим Костромской епархией, к Вознесенскому храму села Вознесения (ныне Вохма) Сусанинского района Костромской губернии.

Отец Леонид прослужил здесь три года, ставшие первыми ступенями его крестного пути.С марта 1923 г. о. Леонид стал служить дьяконом в с. Никола Эз. Его благонравное поведение и усердное исполнение своих обязанностей снискало особенную любовь и расположение прихожан. Несомненно, при неизбежных личных контактах обновленец убедился в непреклонной приверженности диакона каноническим установлениям Православной Церкви, категорическом неприятии их «усовершенствований в духе времени».

Алексей Потехин сумел совершенно «убрать» православного диакона из клириков. 10 июля 1923 года отец Леонид был уволен с запрещением священнослужения. Но прихожане на общеприходском собрании решили добиваться не оправдания отца Леонида, а совершения кардинальных перемен. Они написали прошение Патриарху Тихону, в котором они просили благословить и рукоположить в священники Леонида Виноградова взамен уклонившегося от Православия священника Алексея Потехина.

Отец Леонид также приехал в Москву к Святейшему за советом и благословением: что делать в таких тяжелых обстоятельствах. По решению Патриарха Тихона 31 июля 1923 года в московском Донском монастыре, где Святейший находился под домашним арестом, диакон был приведен к присяге, а также исповедан иеромонахом Донского монастыря Арсением перед принятием священнического сана

По постановлению Патриарха Тихона 2 августа 1923 года, на память св. Пророка Илии, в храме святого Василия Кесарийского, что в Тверской Ямской слободе города Москвы, епископом Верейским Илларионом (Троицким), управляющим Московской епархией, диакон Леонид Виноградов был рукоположен в сан пресвитера. И определен он был в прежний приход, к Никольской церкви села Никола Эз Костромской епархии. Неудача попытки устранения отца Леонида уполномоченным ВЦУ Алексеем Потехиным остаться ему неизвестной или забытой быть не могла. И, по-видимому, уже через год отец Леонид был впервые арестован.

В 1925 г. по освобождении после первого ареста отец Леонид был переведен священником в с. Панино Костромской области, где вскоре арестован второй раз.

После освобождения отец Леонид служил в церкви с. Плоскинино Красносельского уезда Костромской губернии. Здесь дом священника был подожжен, он вынес всех детей на руках, обгорев сам. После пожара его семья вновь жила в церковной сторожке. Затем отец Леонид был переведен в с. Юрьевское, где получил квартиру, но местный активист выселил семью священника. Батюшка снова был вынужден вернуться в церковную сторожку с. Плоскинино. А после этого он был направлен в село Сокольское Лухского района Ивановской промышленной области, где служил в церкви Рождества Христова. Отца Леонида неоднократно вызывали в местные органы НКВД, предлагая отказаться от Бога и священнического сана, но он неизменно отвечал: «Служу Богу моему, дондеже есмь!».

23 марта 1934 года за примерные и усердные труды на пользу святой Православной Церкви священник Леонид был удостоен архипастырского благословения, подписанное митрополитом Горьковским Сергием (Страгородским).

В ноябре 1934 году местный исполком постановил снести церковь, где служил отец Леонид и уничтожить обширное кладбище вокруг храма, устроив на этом месте парк для прогулок и увеселений. Прихожане возражали, приходили с делегациями в райисполком.

Протесты верующих привели лишь к тому, что отца Леонида, старосту храма Александру Алексеевну Косулину и члена церковноприходского совета Хионию Сафонову заключили в Кинешемскую тюрьму. В это время в семье отца Леонида было четверо детей: сыновья Агафангел и Рафаил, дочери Ермиония и Нина.

Судили арестованных «церковников» закрытым судом 3 дня. 9 января 1935 года Сокольский районный суд приговорил отца Леонида к семи годам заключения, женщин — к четырем годам. Летом 1936 года матушка Клавдия ездила в Москву и добилась приема у Молотова, после чего дело было отправлено на пересмотр.

В ночь под Рождество Христово троих заключенных погнали пешком из г. Кинешма в село Сокольское — 64 км. В Рождественский сочельник и в канун Рождества после Всенощной жена и дети осталвась в церкви и молились до самой обедни. 27 января 1937 года состоялся повторный суд, в результате которого за «участие в массовых беспорядках» заключенных приговорили к 1 году лишения свободы. Но так как они отсидели уже больше, их сразу же и отпустили.

Освободившись, отец Леонид служил в селе Воронцово Пучежского района. Здесь 17 сентября 1938 года состоялся его последний арест. 21 марта 1939 года священник был приговорен Ивановским областным судом по знаменитой статье 58-10 часть 1 к четырем годам лишения свободы с поражением в избирательных правах на 5 лет. Заключение отбывал в ИТЛ Никола-Ёлнать Юрьевецкого района Ивановской области. В 1940 году дети добились свидания с отцом в лагере. Это была их последняя встреча.

Из ИТЛ Николо-Ёлнать отец Леонид 20 октября 1941 года прибывает в Вятлаг, и после очень недолгого периода работ в лесозаготовительном отряде попадает в категорию «неработающей слабосилки», а потом отправляется умирать на 4-й больничный лагпункт.

Ни выжить, ни подать весточку о месте своего пребывания у него и многих других шансов не было. В связи с войной лагерное начальство ужесточило изоляцию заключенных — отменило переписки и свидания, трансляции радио и получение газет. Были отменены освобождения отбывших лагерный срок, удлинен рабочий день и увеличены нормы выработки для голодных полураздетых людей. А в недалеком будущем их ждал необычайный мороз и полный голод первой военной зимы. Вятлаг зимой 1941/1942 годов практически перестал получать провиант, несмотря на отчаянные просьбы руководства лагеря к вышестоящему начальству

Накануне этой страшной зимы, которую не пережила почти половина заключенных, 12 ноября 1941 года милосердный Господь принял душу отца Леонида. Символично, что жена, поддерживавшая его на всем нелегком жизненном пути, скончалась через два дня после его смерти — 14 ноября 1941 года (в д. Власово Костромской обл.). В архивной справке написано, что священник умер «от непроходимости кишечника» в лазарете 4-го лагпункта. Какая непроходимость при отсутствии пищи? Вероятно, диагноз маскирует реальность — голодную смерть вконец истощенного человека...

<…>Невдалеке от поселка Полевой-2 Верхнекамского района Кировской области есть возвышенность, именуемая в народе «Марьиной горкой» в память замечательного врача, лечившей и зеков, и жителей в вятлаговской больнице. Грустная память о враче вполне соответствует лагерной традиции: имя ее оказалось увековечено в названии огромного кладбища, где разбросанные по лесу столбики с нечитаемыми от времени табличками напоминают, что здесь упокоились тысячи людей, которых не могла спасти лагерная медицина, бессильная перед машиной уничтожения. Где-то здесь стоит и столбик с номером «Е4», и лежат под ним мощи святого — священномученика Леонида Виноградова.

Дочери отца Леонида, несмотря на все гонения и лишения, выросшие в глубокой вере, пронесли эту веру до конца своих дней.У внучки сохранился крест, который носил священник. Полвека прошло в терпении и надежде. 3 июня 1992 года Прокуратурой Ивановской области была выдана справка о реабилитации Виноградова Леонида Александровича.

Прошло еще девять лет, и 20 августа 2000 года по представлению Ивановской епархии отец Леонид был канонизирован Архиерейским собором Русской Православной Церкви. А спустя еще почти два десятилетия Господь открыл место его погребения. В июле 2019 года архив УФСИН по Кировской области официально сообщил[10], что он захоронен в могиле Е-4 на кладбище 4 лагерного пункта Вятлага. Эта земля приняла в себя тела многих пострадавших за веру в годину гонений. Возможно, Господь откроет со временем их имена

7 августа 2019 года группа прихожан Покровского храма г. Кирс и Никольского храма пос. Рудничный Верхнекамского района Кировской области на поле памяти, бывшем лагерном кладбище Сангородка, установила поклонный крест в память священномученика Леонида.


_______________

[1] Архивная справка Государственного архива Костромской области № 951/275 от 9.8.2012.
[2] ГА КО. Ф. 130. Оп. 11. Д. 2173. Б/н.
[3] ГА КО. Ф. 130. Оп.11. д. 2173. Б/н.
[4] КЕВ № 20 от 15.10.1916 г. ; ГА КО. Ф. 130. Оп. 11. Д. 2173. Б/н.
[5] ГА КО. Ф. 130. Оп. 9. Д. 3729. Л. 97 об. – 98.
[6] КЕВ № 5 от 1.3.1917 г.
[7] ГА КО. Ф. 130. Оп. 10. Д. 753. Б/н.
[8] ГА КО. Ф. 130. Оп. 10. Д. 753. Б/н.
[9] ГА КО. Ф. 130. Оп. 10. Д. 1103. Кор. 396.
[10] Архив УФСИН Кировской обл. Архивная справка № 44/ТО/38-7887 от 1.7.2019.


Текст: Петров И. Священномученик Леонид Виноградов: место упокоения — Вятлаг //
Поминовение : В Вятлаге пострадавшие / Культурно-просветительское движение
«Вятская переправа», координатор движения — протоиерей Андрей Лебедев.
Вятка, 2019. С. 109–122

Развернуть

Литература

Показать все
Сообщить о неточностях или дополнить биографию