Савченко Михаил Данилович, священник

Родственники

Места служения, должности

Дата начала
Дата окончания
Место служения, сан, должность
1919
1929
Киевская епархия, Черкасское викариатство, Полтавская губ., Золотоношский уезд, местечко Великая Буромка, церковь св. великомученика Димитрия Солунского, священник
Показать все

Награды

1929
право ношения палицы. По утверждению Киевского Митрополита Михаила (Ермакова) к Пасхе 1929 г. О награждении стало известно, когда священник М. Д. Савченко находился в заключении.
Показать все

Преследования

3.3.1929
арестован по обвинению в «контрреволюционной агитации», по некоторым данным как «участник Киевского филиала контрреволюционной монархической церковной организации ИПЦ»
15.3.1929
осужден Особым совещанием при коллегии ОГПУ на 10 лет заключения в исправительно-трудовой лагерь (ИТЛ)
с 12.11.1929
находился в заключении в Соловецком ИТЛ (СЛАГ)
8.4.1931
арестован
14.8.1931
осужден коллегией ОГПУ на 2 года лишения свободы. Приговор «заключен в штрафной изолятор на 2 года». «Наказание отбывал в Медвежьегорском р-не Карельской АССР» (о переводе упоминается в книге «За веру Христову»)
не ранее нояб. 193111.8.1937
находился в заключении в Беломоро-Балтийском ИТЛ (Белбалтлаге)
11.8.1937
арестован по обвинению в «контрреволюционной деятельности»
26.8.1937
приговорен тройкой при НКВД Карельской АССР к высшей мере наказания (расстрелу)
3.9.1938
расстрелян в окрестностях станции Сегежа Карельской АССР
26.8.1989
реабилитирован
Показать все

Другие сведения

Михаил Данилович Савченко родился в 1882 г. в городе Полтаве в семье священника, окончил духовную семинарию[1]. С 1919 по 1929 г. отец Михаил служил в местечке Великая Буромка Черкасского округа[2] Полтавской губернии. 3 марта 1929 г. священник Михаил Савченко был арестован по обвинению в «контрреволюционной агитации» в Великой Буромке. Он был осужден[3] 3 сентября 1929 г. с приговором «10 лет концлагерей» и отправлен в Соловецкий лагерь. На Соловецкие острова отец Михаил прибыл 12 ноября 1929 г., и, уже находясь в лагере, узнал о своем награждении палицей митрополитом Киевским Михаилом (Ермаковым)[4] в 1929 г. Награду в тот момент он получить не мог.

Будучи в заключении, он оказался в кругу священников, близких епископу Аркадию Остальскому. Вместе с владыкой отец Михаил активно помогал нуждающимся заключенным священникам, участвовал в богослужениях. 3 декабря 1930 г. под праздник Введения во Храм Пресвятой Богородицы епископ Аркадий совершал богослужение совместно со священником Михаилом Даниловичем Савченко и монашествующими Соловецкого монастыря в часовне около пристани. На службе владыка по просьбе отца Михаила возложил на него палицу, так как чин награждения мог быть проведен только епископом.

 В апреле 1931 г. владыка Аркадий вместе с другими заключенными священнослужителями был арестован в лагере по обвинению в антисоветской деятельности и совершении религиозных обрядов. Поводом для ареста послужил донос одного из заключенных, отбывавшего срок в том же 4-ом отделении пос. Савватиево, где находился епископ Аркадий. В доносе упоминалось богослужение под праздник Введения во Храм Пресвятой Богородицы 3 декабря 1930 г. и возложение палицы на отца Михаила, которое было рассмотрено как поощрение за религиозную, антисоветскую деятельность[5], в доносе также перечислялись имена тех священников и мирян, которые находились в заключении вместе с епископом Аркадием. После доноса было открыто внутрилагерное дело.

4 апреля владыка Аркадий был допрошен, он подтвердил свое присутствие на богослужении 3 декабря и пояснил смысл возложения палицы на священника Михаила Савченко, подчеркивая, что возложение не является награждением и его личным поощрением, а лишь вручением уже полученной ранее награды.: «На службу к вольным монахам на Благовещение я попал ненамеренно, а приходил к ушному врачу, но потом задержался — и к монахам зашёл, чтобы достать у них что-либо съестное, так как я молочной пищи не ем, поэтому иногда необходимые продукты достаю через них; потом я туда заходил иногда, чтобы исповедаться; всего я с ноября месяца был у них не больше пяти раз.

На Введение, в ноябре 1930 года, я у них служил, слово я произносил и припоминаю, что я говорил о значении храма для верующего и [о том], что он приобретает в храме. Савченко Михаила я знаю, познакомился с ним в августе 1930 года — он мне несколько раз помогал материально, т. е., он имел знакомых, которые имели карточки, приобретал продукты мне на даваемые ему деньги.

На Савченко палицу я возлагал. Это было так. Савченко получил из дому письмо о награждении епископом Константином Харьковским его, Савченко, палицей; поэтому он обратился к епископу Герману о возложении этой палицы, но Герман сказал, что это могу сделать и я, что я потом и сделал по просьбе Савченко. При этом я лишь сказал, что иерей Савченко награждается Константином Харьковским палицей, а мною недостойным эта палица возлагается на него; и больше я по поводу награды ничего не говорил»[6].

Священник Михаил Савченко был допрошен в числе других священников и мирян из круга епископа Аркадия. На допросе 7 апреля 1931 г. отец Михаил подтвердил своё участие в богослужении 3 декабря и пояснил значение возложения полученной награды епископом, он также подтвердил, что помогал заключенным священникам, так как получал переводы:

«На Введение Остальский говорил слово, что нужно благодарить Бога, что Он у нас не отнял ещё возможность совершать моление здесь, как ранее в катакомбах, причём указывал, что храмы отобраны только за наши грехи, и нам, поэтому приходится собираться на чердаке, и призывал к молитве и покаянию.

При мне Остальский служил только один раз, говорил о посте и покаянии; об объединении духовенства ничего не говорил, а также не говорил и о взаимной поддержке или организации кассы взаимопомощи. Никому о желании взять на себя сбор пожертвований я не говорил. Вообще, я кое-кому пособлял, так как за время нахождения в Соловках получил до пятисот рублей переводов, а на себя поизрасходовал не более восьмидесяти рублей. Облачение, имеющее форму ромба, называется палицей и принадлежит к священническому облачению, точнее награде, которая даётся по истечении трёх лет с получения предшествующей награды. Такую палицу я получил в 1929 году к Пасхе по утверждению Киевского Митрополита Михаила, но так как в это время я был в заключении, то палицы не получил, поэтому епископ Остальский однажды перед службой и возложил на меня палицу, взяв её здесь у монахов; то есть, он меня не наградил, а только возложил уже данную награду, так как палицу возложить может только Епископ; это он сделал по моей просьбе; палица, как церковное облачение, осталась у монахов»[7].

Следствие по делу длилось с апреля по август 1931 г., в заключительном постановлении было предложено: «Зкл. Савченко, Михаила Даниловича ... за проведение антисоветской агитации и участие, с целью проведения религиозных обрядов, на нелегальных собраниях заключить в штрафизолятор на шесть месяцев»[8].

14 августа 1931 г. по постановлению коллегии ОГПУ «за контрреволюционную агитацию» отцу Михаилу как участнику «контрреволюционной группировки церковников» был вынесен окончательный приговор: добавить к сроку 2 года штрафного изолятора[9].

Из Соловецкого лагеря отец Михаил был переведен в Медвежьегорский р-н Карельской АССР, в Беломорско-Балтийский исправительно-трудовой лагерь, о времени перевода сведений нет.

11 августа 1937 г. отец Михаил был арестован в Беломорско-Балтийском лагере по обвинению в «контрреволюционной деятельности». 26 августа он был осужден тройкой НКВД по Карельской АССР по ст. 58-2-11, 59-3 с обвинением «контрреволюционная деятельность» и приговорен к высшей мере наказания. Священник Михаил Данилович Савченко был расстрелян 3 сентября 1938 г. близ станции Сегежа. Реабилитирован прокурором Карелии в 1989 г.

 

[1] Архивное следственное дело по обвинению епископа Аркадия (Остальского) и др., Соловецкий лагерь, 1931 г. (Внутрилагерное дело Д. 58/2280) // Архив УФСБ по Архангельской обл. Д. П-15353, Л. 163: «Зкл. Савченко, Михаил Данилович, 49 лет, украинец, сын священника, г. Полтава, по профессии служитель религиозного культа, женат, неимущий, со средним образованием, беспартийный, ранее не судимый, и 3/9-29 г. по постановлению КОГПУ по ст. 58/2-11, 59/3 УК изолирован на 10 лет, по 15 марта 1939 года. В лагере с 12/XI-29 г. дисциплинарным взысканиям не подвергался».

[2] Черкасский округ — единица административного деления Украинской ССР с административным центром в  г. Черкассы, существовавшая с марта 1923 по сентябрь 1930 г.

По сведениям на 1859 г. населенный пункт Велика Буромка являлся местечком владельческим, где была одна православная церковь. Местечко Великая Буромка относилось 1-му стану Золотоношского уезда Полтавской Губернии. (Полтавская Губерния. Список населенных мест по сведениям за 1859 г. Санкт-Петербург. 1862. С. 41)

[3] По постановлению КОГПУ по ст. 58/2-11, 59/3 УК

[4] Д. П-15353, Л. 64: из показаний священника Михаила Даниловича Савченко на допросе 07.04.1931 г.: «палицу я получил в 1929 году к Пасхе по утверждению Киевского Митрополита Михаила».

[5] Д. П-15353, Л. 161 - 162: «зкл. Савченко, Михаил Данилович участвовал вместе с Остальским в совершении религиозных обрядов. (л. д. 21, 28), за что Остальским был награжден палицей, после получения которой стал проявлять себя ещё более ревностным сподвижником Остальского. <(Л. Д. 161)> Взял на себя роль сборщика средств для материально необеспеченных в лагере духовенства. Л. Д. 8, о чем сам рассказал бывшему полковнику зкл. Павлову.

При производстве обыска у зкл-го Савченко были изъяты 1 псалтырь, 1 Евангелие, 1 книга литургии и денег 51 рубль (Л. Д. 60)».

Л. 162: «Привлеченный к следствию в качестве обвиняемого Савченко Михаил Дмитриевич показал, что на службе он бывал и причащался вместе с Травиным И Сахаровым, что разговора об объединении духовенства и оргпнизации кассы взаимлпомощи не было, но он сам из своих личных средств кое-кому помогал, что палицу как награду он получил еще в 1929 г. от Киевского митрополита Михаила, а Остальский только ее возложил по его просьбе.»

[6] Д. П-15353, Л. 80

[7] Д. П-15353, Л. 64

[8] Д. П-15353, Л. 165

[9] В данный момент есть два источника, где указывается окончательный приговор. В книге «За веру Христову»: «заключен в штрафной изолятор на два года», в базе данных ПСТГУ: «добавить к сроку 2 года штрафного изолятора».

Развернуть

Литература

Показать все
Сообщить о неточностях или дополнить биографию