Понятовский Федор Лукич, священник

Родственники

Показать всех

Образование

Дата поступления
Дата окончания
Учебное заведение
Комментарий
1831
Воронежская духовная семинария
окончил по 1-му разряду
Развернуть

Рукоположение, постриг, возведение в сан

1831
рукоположен во священника
Показать все

Места служения, должности

Дата начала
Дата окончания
Место служения, сан, должность
1863
Воронежская и Задонская епархия, Воронежская губ., Бобровский уезд, с. Анна, Христорождественская церковь, священник
не позднее 1866
Воронежская и Задонская епархия, Воронежская губ., Бобровский уезд, с. Ольховка, священник. В 1878 — депутат на съезде Воронежского училищного округа в г. Воронеже. В 1886 — за штатом
Показать все

Награды

право ношения набедренника
право ношения скуфьи
14.5.1867
право ношения камилавки
Показать все

Другие сведения

«Родившись в 1810 году, в семье бедного диакона, он был воспитан в таких условиях, которые отличая время наших отцов и дедов, закаляли дух и тело. Дух почившего завалился в строго религиозно-нравственном направлении, а тело — в умении переносить жизнь суровую, но изнеженную. Окончивши курс Воронежской духовной семинарии со степенью студента, он занял пост, сельского священника. На этом посту, в основание своей жизни и деятельности, он положил то, что развил в себе измлада, а именно, глубокую покорность Промыслу Божию, преданность св. церкви и справедливость в своих отношениях к ближним и их действием. В частности: свою покорность Промыслу Божию он показал в благодушном перенесении жизненных невзгод и неприятностей, особенно тогда, когда несколько раз лишался своего дома и имущества вследствие постигавших его пожаров, а неумолимая смерть в разное время поразила семерых его детей. Свою преданность св. церкви он обнаружил в неленностном и истовом совершении общественного Богослужения, с глубоким сознанием своего недостоинства, выражая это в слезах сокрушения и умиления, которыми часто плакал, предстоя престолу Божию. Свою правдивость и беспристрастие в ближним являл в том, что, как пастырь смело обличал, запрещал, умолял, если в действиях пасомых усматривал проявление злой воли п противление воле Божией.

Указанные качества возвышали его как пастыря, и делали авторитетным для пасомых. Но эту авторитетность еще более увеличивало его умение дать ответ всякому, вопрошающему о уповании (1 посл. Петра 3, 15). Обладая знанием Божественных Писаний, святоотеческих творений, будучи знакомь с выдающимися произведениями ума человеческого, и обновляя научные познания, полученные в период образования в семинарии, он мог предложенный вопрос разрешить, недоумение разъяснить, сомнение развеять и колеблющегося утвердить в том или другом предмете веры и нравственности христианской. Достойна внимания и его литературная деятельность. Памятниками он оставил несколько сборников для народного нравственно-созидательного чтения. В них, при посредстве понятных рассказов и рассуждений так живо освещены в раскрыты истины религиозные, добродетели патриотические, семейные м общественные, что эти сборники по занимательности и разнообразию материала представляет собою материал действительно здоровой духовной пищи для народа.

В любви к литературным занятиям, которым посвящал свободные часы от исполнения своих прямых пастырских обязанностей, почивший был примером, достойным подражания. Всегда, а тем более, в настоящее время, пастырь церкви должен идти вперед в своем умственном развитии, заключающемся в познаниях прежде всего предметов царства Божия, в которому он ведет и призывает своих пасомых, а затем, в ознакомлении с предметами вообще человеческого знания; при этом только условии он может быть всегда готовым дать ответ совопросникам века сего.

О. Федор священствовал в разное время в нескольких приходах; везде он оставил о себе память, как о пастыре строгом, благоговейном, в исполнении своих обязанностей и любвеобильном в отношении к прихожанам.

В неизнеженном образе жизни он видел условие здоровья и крепости телесной, поддерживая их во всю жизнь, которой было 88 лет, беспрерывными, относительно времени года, купаньями в реке, т. е. купался и летом в зимою, во время последней погружаясь в прорубь. Купанье же, в соединении с 3 дневным постом, исключавшим совершенно употребления пищи и питья, было у него в некоторых болезнях, как то, лихорадочной, и сильным лечебным средством…

Кончина его была мирная, христианская; за несколько дней приобщившись Св. Таин и пособоровавшись, в час ее наступления призвал в себе своих присных: сына священника о. Петра Понятовского, в доме которого он всегда жил по увольнении за штат, его жену и детей, простил и благословил их, велел передать свое прощение и благословение всем своим потомкам и мирно отошел к Господу.... Мир душе твоей!» (Памяти о. Федора Лукича Понятовского).


В составлении биографической статьи использованы сведения, присланные Инной Вячеславной Волгиной.

Архивные источники

Показать все

Сочинения

Литература

Показать все
Сообщить о неточностях или дополнить биографию