Иларий (Лыюров Иван Степанович), иеромонах

Иеромонах Соловецкого монастыря, иконописец. После закрытия монастыря в 1923 г. вернулся на родину, служил священником в Выльгортской Сретенской церкви Сысольского уезда Коми АО. Репрессирован в 1937 г., на допросах виновным себя не признал. Может быть представлен к канонизации как мученик за веру

Родственники

  • дед  —  Лыюров Андрей
  • бабушка  —  Катерина Васильевна
  • отец  —  Лыюров Стефан/Степан Андреев
  • мать  —  Лыюрова Параскева Михайлова
  • дядя (брат отца)  —  Лыюров Семен
  • дядя (брат отца)  —  Лыюров Георгий
  • дядя (брат матери)  —  Коданёв Иван Михайлович , крестный
Показать всех

Образование

Дата поступления
Дата окончания
Учебное заведение
Комментарий
не позднее 1915
Соловецкое братское училище
окончил 6 классов
Развернуть

Рукоположение, постриг, возведение в сан

22.6.1903
пострижен в монашество в Спасо-Преображенском Соловецком монастыре
25.9.1905
рукоположен во иеродиакона
13.7.1908
рукоположен во иеромонаха в Никольском храме на Кондострове епископом Тихоном (Никаноровым), управляющим Воскресенским монастырем
Показать все

Места служения, должности

Дата начала
Дата окончания
Место служения, сан, должность
22.6.1903
25.9.1905
Архангельская губ., Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь, монах. В монастырь пришел в 1889
25.9.1905
13.7.1908
Архангельская губ., Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь, иеродиакон
13.7.1908
1923
Архангельская губ., Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь, иеромонах
не ранее 1923
6.8.1937
Коми АССР, Сыктывдинский р-н, с. Выльгорт, Сретенская церковь, иеромонах, настоятель
Показать все

Преследования

6.8.1937
арестован
13.8.1937
приговорен тройкой при НКВД Коми АССР к высшей мере наказания (расстрелу) по ст. 58-10 УК РСФСР
15.8.1937
расстрелян в г. Сыктывкаре
Показать все

Другие сведения

Иеромонах Иларий, в миру Иван Степанович Лыюров, родился в в крестьянской семье. Родители его имели дом со двором для скота, держали трех коров и лошадь. Краевед Анна Малыхина нашла запись в метрической книге Богоявленской церкви с. Зеленец Усть-Сысольского уезда Вологодской губернии за 1868 г.: «...деревни Парчегской крестьянина Стефана Андреева Лыюрова и законной жены его Параскевы Михайловой, оба православного вероисповедования, родился 20 сентября сын Иоанн, крещён 22 сентября. Восприемник деревни Слободской крестьянин Иван Михайлов Коданёв». Крёстным отцом Ивана был его родной дядя по матери, Иван Михайлович Коданёв. А мать была родом из деревни Слободской (ныне это Эжва, район города Сыктывкара), урождённая Коданёва. Таинство Крещения совершил священник зеленецкой церкви Константин Авениров с диаконом Иоанном Поповым. В Подворной описи состояния хозяйств крестьян и повинностей Богоявленской волости за 1872 г. обнаружились дополнительные сведения о семье Ивана Лыюрова: «домовладелец Андрей Лыюров, дед Ивана, умер ещё до его рождения. А вот бабушка Катерина Васильевна внука застала. Вместе с ней проживали её сыновья Семён, Григорий и Степан с детьми. У Степана с женой Парасковьей Михайловной Иван был единственным сыном, а жили все 15 членов семьи в одном доме и вели общее хозяйство. Семья была благочестивой, часто посещала церковь, которая находилась в четырёх верстах от деревни Верхний Парчег на погосте». В 1885 году «...тщанием прихожан в д. Верхний Парчег была построена деревянная Богородская часовня. В ней совершались молебствия: 26 апреля св. Стефану, епископу Великопермскому; 15 июля св. мученикам Кирику и Иулите; 22 октября Казанской иконе Божией Матери» (см.: Малыхина А. Иконописец Иларий).

В 1889 г. Иван отправился в Соловецкий монастырь. Он учился и трудился в иконописной школе под руководством старосты иеромонаха Флавиана. В приложении к биографии можно видеть фотографию иконы, написанной Иваном в 1895 г. Эту икону приобрел в 2003 г. в антикварном магазине г. Сочи С. А. Глотов. На иконе изображения преподобных Зосимы и Савватия Соловецких и мученика Севериана с надписью на обратной стороне: «Сия икона писана благословением обители Соловецкой в 1895 году. Живописец Иван Лыюров». Иван не только успешно освоил иконописное мастерство, но и окончил 6 классов Соловецкого братского училища. 22 июня 1903 г. пострижен в монашество. 25 сентября 1905 г. рукоположен в сан иеродиакона. К этому времени он уже считался опытным иконописцем. Под его руководством в монастырской иконописной школе были написаны иконы для двухъярусного иконостаса, который был установлен в новопостроенном Никольском храме на Кондострове. Освящение храма в честь небесного покровителя царствующего императора — святителя Николая архиепископа Мир-Ликийского состоялось 13 июля 1908 г. Торжества возглавил епископ Тихон (Никаноров) — управляющий Воскресенским Новоиерусалимским монастырем. В этот же день во время первой Литургии в освященном храме епископ Тихон рукоположил иеродиакона Илария в сан иеромонаха[1], и он некоторое время оставался в Кондостровском скиту (см.: Лаушкин А. В. Забытый остров) в числе трех иеромонахов для совершения богослужений. В 1909-1915 гг. его основным послушанием было совершение череды богослужений в монастыре. В 1909 г. настоятель отзывался о нем одобрительно: «Отличных качеств и способностей, благочестной жизни, трудолюбив и послушлив»[2]. В последнем монастырском послужном списке за 1915 г. отзыв также положительный: «Очень хороших качеств и способностей»[3]. Иеромонах Иларий оставался на Соловках до 1923 г. Его имя упоминается в списке монашествующих 1920 г.[4], в подписях под договором № 422 между монашествующими Соловецкого ставропигиального первоклассного монастыря, имеющими в нем свое местожительство, и Управлением Соловецкими островами от 8 марта 1921 г.[5] и в списке рабочих и служащих совхоза «Соловки», состоящих на приварочном и денежном довольствии, на 1 января 1922 г.[6] В документах совхоза «Соловки» сохранилось обращение секретаря парт-ячейки РКП(б) в Управление Соловецкими островами с просьбой предоставить для театральной постановки, по-видимому, революционного содержания «флажную красную материю — 15 аршин», костюмы «для королей», а также «желательно бы дьяконскую ризу и две митры». Рисовать декорации обязали иеромонаха Илария, однако он отказался. По этому поводу в коллегию труда Управления Соловецкими островами поступила докладная от 9 апреля 1921 г.: «Довожу до Вашего сведения, что данный Вами живописец Иларий, монах, отказался работать по своей специальности. Согласно законов о Труде, прошу привлечь к ответственности»[7]. Тогда санкций не последовало, парт-ячейка еще не имела реальной власти, чтобы посчитаться с непокорным монахом.

В 1923 г. иеромонах Иларий был выслан с Соловков, вернулся на родину и поселился в с. Выльгорт Сысольского у. Коми АО. Он служил священником в Выльгортской Сретенской церкви. Жил одиноко, в анкете указал, что родственников не имеет. Арестован 6 августа 1937 г. Обвинялся в том, что «враждебно настроен против Советской власти, активно вел контрреволюционную деятельность. Ходя подворно, распространял слухи, что скоро будет война, советская власть — грабительская власть — скоро погибнет вместе со всеми коммунистами-антихристами. Призывал единоличников в колхозы не вступать, запугивая последних, что придет время, колхозники примут разные муки»[8]. В день ареста о. Иларий был дважды подвергнут допросам. Виновным себя не признал. Обоим следователям отвечал: «Никакой контрреволюционной агитации и антисоветской деятельности я не проводил, поэтому никаких показаний давать не буду»[9]. Осужден 13 августа 1937 г. тройкой при УНКВД Коми АССР по ст. 58-10 ч.1 УК РСФСР к высшей мере наказания. Расстрелян 15 августа 1937 г. в Сыктывкаре.

Можно надеяться, что со временем иеромонах Иларий будет прославлен как мученик за веру также как и служившие вместе с ним в Сретенской церкви псаломщица, прпмч. Елисавета (Ярыгина) и староста храма, мч. Евфимий (Кочев).

По сведениям, опубликованным А. Малыхиной, «в одно время с о. Иларием в Сретенской церкви села Выльгорт служила псаломщицей монахиня Кылтовского Крестовоздвиженского монастыря Елизавета (Ярыгина). Арестована 4 августа 1937 г., расстреляна 12 сентября того же года. Прославлена в лике святых как новомученица земли Коми. На вопрос следователя: "Признаёте ли себя виновной?" — ответила: "Виновной я себя ни в чём не считаю и от дачи каких-либо показаний о своей деятельности против существующего порядка отказываюсь".

Старостой Сретенской церкви был житель этого же села Евфимий Петрович Кочев, арестованный 13 сентября 1937 г. и расстрелянный 18 сентября, то есть через пять дней. В 2001 г. он был причислен к лику святых. В своих показаниях на следствии отвечал: "Признаю себя виновным, что в 1937 году в июне месяце, будучи церковным старостой, призывал народ, чтобы организованно выступить против Советской власти и не дать закрыть церковь, для этой цели я ходил подворно и призывал народ выступить организованно и тем самым препятствовать закрытию церкви. В 1937 году 13 сентября, когда мне представитель НКВД предложил открыть церковь, где хранилось имущество у арестованного попа Лыюрова, для производства описи, я вместо того, чтобы подчиниться органу НКВД открытием церкви, категорически отказался и пошёл в деревню для того, чтобы собрать народ и организованно не допустить зайти в церковь представителям НКВД для произведения описи имущества приходскому арестованному попу Лыюрову"».

В 2017 г. в интернете появилась фотография интерьера Никольского храма Кондостровского скита со священником в богослужебном облачении (http://sobory.ru/photo/285668). Как выяснилось, фотография была опубликована в иллюстрированном прибавлении к Московскому листку (1908. №36. С. 4). Возможно, что на ней изображен иеромонах Иларий. В 1908 г. в Кондостровском скиту было три священника: строитель иеромонах Геронтий (Чурилов), которому было 54 года, иеромонах Поликарп (Зуев) — 61 год и иеромонах Иларий — 40 лет. Возраст священника на фотографии на вид не превышает 40 лет, то есть можно предположить, что это и есть иеромонах Иларий на фоне иконостаса, для которого он писал иконы. Фотография сделана в день освящения храма и рукоположения иеромонаха Илария 13 июля 1908 г. Снимок, по-видимому, был сделан архангельским фотографом Иваном Юрьевичем Собергом, так как второй снимок внешнего вида Никольского храма, опубликованный на той же странице иллюстрированного прибавления к Московскому листку, можно видеть в фотоальбоме И. Ю. Соберга (Архангельск. Соловки. События. Люди. Начало XX века: фотоальбом. Архангельск. 2006). К сожалению в Московском листке и иллюстрированном прибавлении к нему никаких комментариев к фотографиям Кондостровского храма не выявлено.  

[1] РГАДА. Ф. 1201. Оп. 4. Д. 899. 1908 г. Л. 32об.–33.

[2] РГАДА. Ф. 1201. Оп. 4. Д. 900. 1909 г. № 39.

[3] РГАДА. Ф. 1201. Оп. 4. Д. 911. 1915 г. № 33.

[4]«Список монашествующей братии, послушников и богомольцев-трудников Соловецкого ставропигиального первоклассного монастыря». ЦГА РК Петрозаводск. Ф. 205. Оп. 1. Д. 7/143. Л. 8–11. 1920.

[5] ГААО. Ф. 1222. Оп. 1. Д. 4. Л. 115–120 об. Копия предоставлена СГИАПМЗ, вспомогательный фонд № 2352. Л. 13.

[6] ГААО. Ф. 105. Оп. 3. Д. 115. Л. 115об. №133. Копия предоставлена СГИАПМЗ, вспомогательный фонд № 2144.

[7] Шубин А. Я. Закрытие, изъятие, сокрытие // Соловецкий сборник. Вып. 3. Архангельск, 2006. С. 190.

[8] Архив УФСБ России по республике Коми. Д. КП-6041. Л. 14.

[9] Там же. Л. 10, 10а.

Развернуть

Архивные источники

Показать все
Сообщить о неточностях или дополнить биографию