Тихомиров Николай Андреевич, протоиерей

Родственники

  • отец  —  Тихомиров Андрей Михайлович, священник
  • мать  —  Тихомирова Надежда Васильевна (род. в 1837 или 1838, ум. не ранее 1889)
  • жена  —  Тихомирова Лидия (ум. не ранее 1921)
  • сын  —  Тихомиров Сергей Николаевич , в 1913 окончил Уфимскую духовную семинарию по I разряду, священнослужитель (?)
  • дети  —  Нина, Зинаида, Елизавета, Александр, Ольга
  • другие родственники  —  Глазкова Лариса Евгеньевна , праправнучка
Показать всех

Образование

Дата поступления
Дата окончания
Учебное заведение
Комментарий
1881
1887
Тобольская духовная семинария
окончил по первому разряду
Развернуть

Рукоположение, постриг, возведение в сан

янв. 1889
рукоположен во диакона
2.2.1889
рукоположен во священника епископом Тобольским и Сибирским Авраамием (Летницким) в Покровском кафедральном соборе г. Тобольска
30.5.1916
возведен в сан протоиерея
Показать все

Места служения, должности

Дата начала
Дата окончания
Место служения, сан, должность
1887
янв. 1889
Тобольская губ., Курганский округ, с. Чинеевское, законоучитель сельского училища
янв. 1889
2.2.1889
Тобольская и Сибирская епархия, Тобольская губ., Курганский округ, с. Чинеевское, Власие-Модестовская церковь, диакон
2.2.1889
1921
Тобольская и Сибирская епархия, Тобольская губ., Курганский уезд, с. Чинеевское, Власие-Модестовская церковь, священник, настоятель. С 1891 — заведующий церковно-приходской школой в д. Медвежьей. Более восьми лет состоял следователем в благочинии Курганских городских и уездных церквей. С 22.03.1907 — благочинный церквей 1-го благочиннического округа Курганского уезда. 22.02.1912 утвержден председателем Чинеевского церковно-приходского попечительства
Показать все

Награды

1894
архипастырская благодарность ("за усердие к проповеданию слова Божия")
6.3.1893
право ношения набедренника
7.11.1896
право ношения скуфьи (награжден епископом Тобольским и Сибирским Агафангелом (Преображенским) "за отлично усердную пастырскую деятельность")
16 апр. 1900
право ношения камилавки (награжден Святейшим Синодом "за заслуги по духовному ведомству ко дню рождения Его Императорского Величества")
10.12.1901
благодарность Тобольского епархиального училищного совета ("за усердное и ревностное отношение к церковно-школьному делу")
7.4.1905
право ношения наперсного креста, от Святейшего Синода выдаваемого
12.12.1906
архипастырское благословение ("за усердное и внимательное отношение к учебно-воспитательному делу в церковной школе и ее благоустройству")
22.3.1907
архипастырское благословение (со внесением в послужной список, "за усердное и внимательное отношение к церковно-школьному делу")
1910
орден св. Анны 3-й степени (награжден к 6 мая — дню рождения Его Императорского Величества)
Показать все

Преследования

февр. 1921
арестован
28.2.1921
приговорен революционным трибуналом к высшей мере наказания (расстрелу)
23.3.1921
расстрелян в г. Кургане
Показать все

Другие сведения

Духовный писатель, проповедник, автор многих публикаций в "Тобольских епархиальных ведомостях".

В 1896 обращался к епископу Тобольскому и Сибирскому Агафангелу (Преображенскому), ссылаясь на скудное материальное положение причта, с просьбой «предоставить право пользоваться всею частью дьяконских доходов, не отсылая половины их в Епархиальное Попечительство... Жертвы населения малодостаточны, потому что приходится делить их между многими: сначала едет за сбором священник, затем псаломщик, потом просфорня, за ней оспенник, едет староста церковный на благоукрашение храма, едет школьный попечитель. Где набраться крестьянину хлеба, чтобы всех наделить в достаточной степени, когда в хлебе-то, за отсутствием всяких других промыслов, заключается все его благосостояние? Из хлеба крестьянин платит подати и повинности, хлебом прокармливает себя и свое семейство, обувает и одевает его, содержит в порядке свое немудрое хозяйство».

Получив отказ в своей просьбе, о. Николай через неделю подал новое прошение о переводе его в другой приход по состоянию здоровья:

«Село Чинеевское — родина моя, здесь я провел свое детство, здесь прилично устроенный дом с садом, принадлежащий родителю моему, здесь дорогие для меня могилы. Рукополагаясь к родному храму, я имел намерение всеми силами души послужить ему и прихожанам — моим кормильцам, имел намерение и кости свои сложить здесь. Но обстоятельства последнего времени вынуждают меня расстаться с давними намерениями моими и просить... о переводе меня в другой приход.

С первых же годов своего служения в приходе Чинеевском, благодаря исключительному употреблению колодезной воды, от которой я отвык за 11 лет своего обучения в Тобольске, я получил болезнь, известную в медицине под названием каттара желудочно-кишечного канала. Несмотря на разнообразные медицинские пособия, болезнь год от года не ослабевала, а напротив, все более и более усиливалась, так что в 1895 г. я должен был с предоставлением медицинского свидетельства просить у Епархиального начальства отпуск на полтора месяца для излечения кумысом. Но и последнее средство мало помогло. В последнее время врачи объявили мне, что для излечения от болезни я должен оставить настоящее место своего служения, как весьма неблагоприятное в гигиеническом отношении, и перейти в другое, с лучшими климатическими условиями, где бы главным образом можно было пользоваться речной водой»  (Цит. по: Васильев С. История Чинеевской церкви...).

Позднее о. Николай просился на священническое место в Иковский приход Курганского уезда. Священник Васильевской церкви с. Иковского Иоанн Редькин в 1912 был переведен в Курган к Троицкой церкви, но, несмотря на то, что место было некоторое время праздным, о. Николай получил официальный отказ из Тобольской духовной консистории.

При о. Николае Власие-Модестовская церковь в с. Чинеевском была перестроена из деревянной в каменную. Также он состоял товарищем председателя Строительного комитета  по постройке зданий Курганского духовного училища. 

Согласно Отчету Тобольского епархиального наблюдателя церковных школ за 1905–1906 учебный год, "часто (не реже, как через 1 1/2 недели)" посещал церковно-приходскую школу в д. Медвежьей Чинеевского прихода "для проверки успехов" (Тобольские епархиальные ведомости. 1907. № 17. Школьный листок. С. 147).

 Документ реввоентрибунала, по которому 23.03.1921 о. Николай был расстрелян:

«г. Курган
28 февраля 1921 г.

Именем Российской социалистической федеративной советской республики.
1921 года, февраля 28 дня, выездная сессия отдела окружного военно-революционного трибунала Приурво Челябинского района в составе председателя сессии трибунала тов. Зябкина, членов Дьякова и Лебедкина в камере своей в городе Курган в открытом судебном заседании, рассмотрев дело по обвинению граждан села Чинеевское — священника Тихомирова Николая и Полигалова Григория, Худякова Якова, Полигалова Евлампия, Григорьева Андрея, Солодовникова Ивана, Гаева Андрея, Долгодворова Василия Михайловича, Медведева Александра, Чебыкина Гавриила, Корюкина Матвея, Бревнова Николая, Ильина Дмитрия, Кунгурцева Григория, Топкасова Фрола, Долгодворова Василия Иннокентьевича и Семолкова Иннокентия, — всего 17 чел. — в вооруженном восстании против советской власти, признала обвинение доказанным в том, что священник Тихомиров Николай 12 февраля 1921 года по просьбе бандитов служил молебен о даровании победы над коммунистами, после чего банда выехала из села с пением "Боже, царя храни"; гр. Полигалов Г. [и] Худяков Яков с оружием в руках стояли на постах и не выпускали граждан из поселка; Полигалов Евлампий, будучи освобожден от службы в банде по болезни, добровольно изъявил желание проверять посты бандитов под руководством начальника караула; гр. Солодовников Иван ковал пики для бандитов, каковых изготовил 20 шт.; гр. Григорьев Андрей ездил в разведку в село Мендерское, занятое советскими войсками, по поручению председателя Пушкаревского сельсовета, который был избран бандитами. [Все они] своими преступными деяниями помогали сорвать посевную кампанию на 1921 г., чем обрекали миллионы рабочих и детей центра на голодную смерть, чем выявили себя ярыми врагами советской власти, а потому как вредные элементы должны быть изолированы от граждан советской республики.
Трибунал, руководствуясь пролетарским правосознанием и революц[ионной] совестью, приговорил гр[аждан] Челябинской губ. Курганского уезда — священника села Чинеевское Тихомирова Николая Андреевича, 55 л.; гр. Мендерской вол. и села Солодовникова Ивана Арефьевича, 40 лет; Полигалова Григория Павловича, 57 лет; Полигалова Евлампия Николаевича, 18 лет; Худякова Якова Степановича, 49 лет; гр[ажданина] дер. Пушкарева Мендерской вол. Григорьева Андрея Петровича — всех шестерых — подвергнуть высшей мере наказания — расстрелять.

Гр. Чебыкина Гавриила Ларионовича, 42 лет; Корюкина Матвея Павловича, 46 лет; Топкасова Фрола Николаевича, 18 лет; Долгодворова Василия Михайловича, 60 лет; Долгодворова Василия Иннокентьевича, 44 лет; Гаева Андрея Григорьевича, 18 лет, — всех шестерых заключить в концентрационный лагерь с применением общественно-принудительных работ до ликвидации банд в Курганском уезде, а гр. Кунгурцева Григория Кондратьевича, 18 лет; Медведева Александра Михайловича, 28 лет; Ильина Дмитрия Михайловича, 18 лет; Бревнова Николая Сергеевича, 25 лет; Семолкова Иннокентия Ивановича, 32 лет, — всех пятерых из-под стражи освободить.
У гр. Тихомирова Николая, Григорьева Андрея, Полигалова Григория, Худякова Якова — у всех четверых — конфисковать имущество, как движимое, так и недвижимое, в половинном размере у каждого. Все конфискованное имущество обратить в доход республики.

Приговор окончательный и обжалованию не подлежит.
Предвыездсессии трибунала Зябкин
Члены: Лебедкин, Дьяков» (Цит. по: Васильев С. История Чинеевской церкви...).

Развернуть

Сочинения

Показать все

Литература

Показать все
Сообщить о неточностях или дополнить биографию