Троицкий Петр Иванович, священник

Родственники

Показать всех

Образование

Дата поступления
Дата окончания
Учебное заведение
Комментарий
1842
Тульская духовная семинария
окончил по 1-му разряду
Развернуть

Рукоположение, постриг, возведение в сан

21.11.1846
рукоположен во священника
Показать все

Места служения, должности

Дата начала
Дата окончания
Место служения, сан, должность
21.11.1846
сент. 1885
Тульская и Белёвская епархия, Тульская губ., Каширский уезд, с. Липицы, Благовещенская церковь, священник. Состоял депутатом на съезды духовенства, наблюдателем приходских школ, цензором проповедей. С 1869 — духовник, с 1870 — помощник благочинного 1-го округа Каширского уезда. После выхода за штат (в сент. 1885, «по слабости сил и здоровья») по благословению Епархиального Преосвященного продолжил исполнять обязанности цензора проповедей и духовника округа. С 24 окт. 1885 по по определению Святейшего Синода от 8–17 янв. 1886 получал пенсию
Показать все

Награды

право ношения набедренника
не позднее 1860
наперсный крест в память войны 1853–1856 гг.
15.4.1872
право ношения скуфьи
право ношения камилавки
Показать все

Другие сведения

Дед священномученика Илариона (Троицкого; 1886–1929), архиепископа Верейского.

В семинарии Петр Иванович получил фамилию Троицкий по наименованию церкви Живоначальной Троицы в с. Квашнино, где служил пономарем его отец, Иван Иванович Рождественский.

Вместе со вторым священником своего села Петром Добронравовым открыл школу в с. Липицы (в 1862 г. в ней учились 17 мальчиков и 4 девочки), школа помещалась в церковной караулке. В 1863 г. Епархиальным Преосвященным был утвержден в должности наблюдателя этой школы. До 1881 г. состоял законоучителем местного одноклассного министерского училища.

Из некролога:
"Почивший был личностью выдающейся среди местного духовенства как по своему богословски-просвещенному уму, так и по своей житейской мудрости...

Свое 40-летнее пастырское служение проходил усердно со всяким тщанием. Нередко произносил поучения. Хотя по скромности своей и не печатал их, но они отличались плавностию речи, назидательностию и одушевлением. В печати имеется лишь одно его сочинение: описание села Липиц в этнографическом отношении, отпечатанное гражданским ведомством отдельным изданием. Почивший сам всё делая своими руками по сельскому хозяйству, сохранил любовь к богословской науке и литературе до смерти... Статью журнала замечательную в каком-либо отношении или выдающуюся проповедь... любил прочесть и посетителю — своему собрату. Мало того, почивший выписывал отдельные издания по богословской литературе, отмеченные духовной критикой. В то же время следил и за современною жизнью по газетам. Убеждал нас, своих соседей, выписать тот или другой журнал, чтобы потом меняться друг с другом.

Почивший был замечательным садоводом... Имел свой плодовый питомник, из которого посадками снабжал других. Сверх всего и обладал достаточными сведениями и по медицине. Знал много лекарственных трав, в известное время собирал их и составлял лекарства. Местные жители постоянно обращались к нему в болезнях своих за помощью; всех принимал, давал лекарства. Излечением некоторых болезней особенно славился; почему обращались к нему издалека.

Не без скорбей протекала семейная жизнь почившего. Преждевременно лишился супруги, которая оставила ему 6-рых малолетних детей. С христианским мужеством и терпением нес крест вдовства своего. Всем детям дал должное воспитание и образование. Три сына священниками, двое докончили образование в Петровской академии и состоят на службе по лесному ведомству, дочь была выдана за священника.

Почивший П. И. был образцом для своих пасомых и по жизни. Вел жизнь строго умеренную и воздержную. Находясь всегда в трудах, тщательно исполнял свои служебные обязанности. От всех, кто знал его, пользовался любовию и уважением..." (С. 163–165).

В 1853 г. Вестник Императорского русского географического общества опубликовал написанную о. Петром в 1849 г. статью "Село Липицы и его окрестности", в котором молодой, всего несколько лет назад назначенный в с. Липцы священник собрал и ярким литературным языком, с любовью представил богатый материал об особенностях труда и быта жизни местных жителей, описал местные традиции и обряды. "Липецкие жители, — писал он, — находясь не в дальнем расстоянии от Москвы — сердца России и ее просвещения — и как бы гордясь своими способностями и образованием, называют себя подмосковными, а жителей других уездов губернии считают степными, частию по их неразвитости, частию по уродливому их наречию. Действительно, здешним жителям нельзя не отдать в некоторых отношениях преимущества. Так, здешний житель готов вступить в разговор с кем угодно и, если нужно, рассуждать о всяком предмете, не превышающем круга его познаний. В нем есть и сметливость, потому что он вовремя умеет молчать и вовремя высказать что нужно; есть и рассудительность: отец или мать, желая пристроить сына к какой-нибудь должности или ремеслу, заблаговременно стараются обучить его грамоте и избирают для него такое место, где бы, со временем, круг его деятельности мог сделаться обширнее. Эта рассудительность приносит свои плоды. Некоторые из здешних прихожан приобрели в столицах хорошее состояние и сделались известны своими пожертвованиями в пользу родных, бедных, а также в пользу церкви и ее служителей. К чести здешнего народа, нельзя не упомянуть о его набожности. Кроме денег, они нередко делают и другие пожертвования в пользу церкви. Каждый взрослый покойник выносится здесь к обедне, и во все так назывемые срочные дни по нем совершается Литургия; по нем также читается Псалтирь, в одном или нескольких местах, до шести недель. Вообще говоря, нравственность липцких жителей сравнительно выше, чем окрестных деревень, хотя, в частности, и они имеют свои недостатки. К таким недостаткам можно отнести небрежность в уплате денежных повинностей, при приверженности к чаю и хмельным напиткам...

Здесь была прежде вольная почтовая станция, и народ издавна привык к почтовой гоньбе... Земледелие, кажется, потому только составляет занятие местных жителей, что оно необходимо для сельского быта; но им занимаются без особенной охоты и, кажется, не с большим удовольствием. Крестьянин, возделав одну пашню, редко переедет на другую, хотя бы и время и силы ему позволяли, но отправляется домой на отдых. Совсем другое дело, когда он едет на тройке: на это он и ловок, и проворен, и силен, и отважен..." (С. 81–82, 95—96).

«Прихожане сохранили память о нем как о человеке необыкновенном. Когда он умирал, все жители села пришли проститься с ним и получить от него последнее благословение» (Горбачев А. А., Горбачева (Троицкая) А. С. О предках священномученика Илариона (Троицкого)).

Развернуть

Литература

Показать все
Сообщить о неточностях или дополнить биографию