Лисицын Михаил Михайлович, священник, священномученик

Прославлен Юбилейным Архиерейским Собором 20.8.2000 г., включен в списки Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской постановлением Священного Синода от 4.5.2017 г. Память совершается в день мученической кончины 26 февраля/11 марта и Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской (воскресенье 25 января/7 февраля или ближайшее к 25 января/7 февраля)

Родственники

  • отец  —  Лисицын Михаил Кондратьевич, священник
  • мать  —  Лисицына (Мизерова) Ксения Петровна
  • жена  —  Лисицына (Гилярова) Евдокия Ивановна (27.2.1865, Рязанская губ. – 1959). Дочь умершего священника с. Прудки. Бракосочетание состоялось в 1884
  • двоюродный брат  —  Лисицын Михаил Александрович (1871–1918), протоиерей, русский композитор
  • дочь  —  Лисицына Наталья Михайловна (19.8.1887–1961). В 1898–1900 обучалась в Владикавказском епархиальном училище. В 1916 — учительница одноклассной министерской станичной школы, впоследствии учительница и библиотекарь Усть-Лабинского педучилища. Похоронена на кладбище в г. Усть-Лабинске (ул. Островского)
  • сын  —  Лисицын Василий Михайлович (5.8.1891–1941). Согласно источнику: Иерей Лисицын Михаил Михайлович — «сын — Василий Михайлович, родился 5 августа 1891 года, в будущем военный инженер, участвовал в героической обороне Брестской крепости в июне-июле 1941 года, где и погиб. Имя его увековечено на памятнике защитникам обороны крепости». По свидетельству матери, Евдокии Ивановны: «Была надежда на единственного сына — офицера, но и тот, вскоре после смерти отца умер, оставив на моих руках жену с ребенком...» (Cвященномученик Михаил Лисицын, пресвитер Усть-Лабинский (1862–1918))
  • дочь  —  Спивак (Лисицына) Серафима Михайловна (17.1.1899–25.6.1990).В 1916 окончила Ставропольское епархиальное училище. Работала бухгалтером в районном отделе образования ст. Усть-Лабинской, являлась председателем ревизионной комиссии в церковном совете Свято-Сергиевского храма г. Усть-Лабинска. Муж: Яков Васильевич Спивак, офицер царской армии. Похоронена на кладбище в г. Усть-Лабинске (ул. Островского)
  • дочь  —  Лисицына Вера Михайловна (23.8.1900 или 23.9.1902 – 25.11.1971). В 1914–1916 обучалась в гимназии в Ставропольском крае вместе с сестрой Серафимой. Работала учительницей в г. Шахты и г. Ростове-на-Дону
Показать всех

Образование

Дата поступления
Дата окончания
Учебное заведение
Комментарий
1873
1877
Рязанское духовное училище
окончил по 1-му разряду
1877
1883
Рязанская духовная семинария
окончил по 2-му разряду
Развернуть

Рукоположение, постриг, возведение в сан

22.9.1885
рукоположен во диакона архиепископом Рязанским и Зарайским Феоктистом (Поповым) в крестовой церкви Архидиакона Стефана
25.9.1885
рукоположен во священника архиепископом Рязанским и Зарайским Феоктистом (Поповым) в крестовой церкви Архидиакона Стефана
Показать все

Места служения, должности

Дата начала
Дата окончания
Место служения, сан, должность
1883
авг. 1885
Рязанская губ., с. Задне-Пилево, учитель, законоучитель (с сентября 1884) Задне-Пилевского сельского училища
25.9.1885
не позднее февраля 1895
Рязанская губ., Скопинский уезд, с. Катино, Троицкая церковь, священник (определен на 2-ю священническую вакансию в августе 1885)
25.12.1895
1906
Владикавказская и Моздокская епархия, Терская обл., Пятигорский отдел, станица Кисловодская, Крестовоздвиженская церковь, священник, законоучитель станичной школы. Катехизатор станицы Кисловодской (1896). Председатель благочиннического совета 2-го округа Владикавказских храмов по Пятигорскому благочинию
1906
8 или 10 дек. 1907
8 или 10 дек. 1907
25.6.1912
Владикавказская и Моздокская епархия, Ставропольская губ., с. Александровское, Михаило-Архангельская церковь, священник. Законоучитель двухклассного, 1-го и 2-го одноклассных училищ с. Александровки (с 5.01.1908). Законоучитель министерских школ, делопроизводитель и казначей Александровского отделения епархиального училищного совета
25.6.1912
26.2.1918
Владикавказская и Моздокская епархия, Кубанская обл., станица Усть-Лабинская, Свято-Никольская церковь, священник, законоучитель высшего начального училища (с 15.10.1913)
Показать все

Награды

янв. 1894
одобрение епархиального начальства
22.8.1899
архипастырское благословение и благодарность (с внесением в послужной список), «за добросовестное и успешное исполнение обязанностей по должности законоучителя в министерских школах»
нояб. 1900
архипастырское благословение и благодарность (с внесением в послужной список), «за труды и заботы при постройке здания для церковно-приходской школы станицы Кисловодской»
11.5.1902
книга «Библия», от Святейшего Синода выдаваемая, «за ревностные труды и заботы о воспитании детей»
6.5.1906
право ношения камилавки
ок. 1908
право ношения скуфьи
Показать все

Преследования

7.3.1818
арестован большевиками
11.3.1918
казнен большевиками
Показать все

Другие сведения

После смерти отца, в 1870 году Михаил Лисицын был взят на попечение своим дядей, священником Павлом Тимофеевичем Крыловым... После окончания семинарии он был рукоположен в сан диакона (1885), а затем — священника и определен к Троицкому храму села Катино Скопинского уезда Рязанской губернии.

«Из-за ухудшения здоровья матушки и необходимости смены климата в 1895 году он перешел во Владикавказскую епархию, получив место священника в станице Кисловодской. Прибыв к месту своего нового служения, отец Михаил в короткий срок реконструировал Кресто-Воздвиженский храм, осуществил пристройку деревянной колокольни, собрал средства и построил здание для церковно-приходской школы...» (Cвященномученик Михаил Лисицын ...).

«Благодаря отцу Михаилу на приходе ослабела хлыстовщина...» — отмечалось во «Владикавказских епархиальных ведомостях» за 1897 год (№ 22. С. 178). Он непрестанно проповедовал и вел миссионерскую деятельность. В епархиальных ведомостях того времени помещен положительный отзыв о его катехизических поучениях: «В тетради свящ. Лисицына — 14 бесед, из них в десяти идет изъяснение молитвы Господней... Прошения изъяснены согласно с учением Прав. Церкви; содержание их раскрыто по возможности со стороны тех потребностей и нужд, какие являются наиболее общими и понятными для жителей станицы; благодаря этому, поучения являются жизненными и должны оказать доброе влияние на слушателей...» (Владикавказские епархиальные ведомости. 1898. № 1. С. 18–19). В 1898 году отец Михаил присоединил к Православию жительницу колонии Константиновской Терской области Елисавету Кодратовну Крафт, 42 лет, лютеранку.

25 июня 1912 года он был переведен к Николаевскому храму станицы Усть-Лабинской Кубанской области. Священник продолжил миссионерскую деятельность в среде казачьего населения. Уже 30 сентября 1913 года в Ставропольских епархиальных ведомостях был отмечен его пастырский труд: «Священником станицы Усть-Лабинской Михаилом Лисицыным присоединены к Православию от старообрядчества австрийской лжеиерархии — казак сей станицы Никита Давидов Водолазов, 18 лет, и австрийского толка — казачка сей станицы Параскева Михеева Юдина, 18 лет».

С началом Первой мировой войны отец Михаил принял активное участие в помощи фронту и раненым воинам. В 1914 и 1915 году он неоднократно отправлял значительное количество одежды и предметов гигиены в пользу солдат действующей армии. За время служения в станице Усть-Лабинской священник снискал огромное уважение жителей как добрый, кроткий и отзывчивый пастырь.

22 февраля в станице Усть-Лабинской была установлена советская власть. Отец Михаил подвергся аресту. Исполнить революционный суд над ним ни у кого из местных большевиков, лично знавших его, не поднялась рука. Его предупреждали об опасности, предлагали спастись бегством или спрятаться, но он мужественно отказался, оставшись дома, где и был арестован.

По свидетельству матушки Евдокии Лисицыной: «22-го февраля 1918-го года, в день вступления в нашу станицу большевистских войск, был арестован мой муж священник отец Михаил Лисицын... В первую же ночь после ареста мужа в мой дом ворвалась толпа солдат и разграбила все, что только можно было унести: деньги, одежда, обувь, белье носильное и постельное, одеяла, серебряные вещи, съестные припасы, одним словом все, кроме мебели, бесследно исчезло. В один день я лишилась мужа и всего, что было приобретено многолетним трудом. Я осталась нищей с двумя дочерями-ученицами. Работа грабителей была настолько аккуратна, что на другой день, выходя из дому, я вынуждена была прикрыться случайно уцелевшей ветхой рясою мужа, а платок дала мне соседка. Старшая дочь — учительница тоже ограблена и осталась только с тем, что было на ней в день грабежа. Таким образом, я с детьми осталась без всяких средств к существованию: имущество погибло, на эмеритуру я не имею права, пенсии тоже, ... не дадут, пособие из погребальной кассы должно пойти на покрытие долгов, сделанных мною при хлопотах по погребению мужа. Была надежда на единственного сына — офицера, но и тот, вскоре после смерти отца умер, оставив на моих руках жену с ребенком...».

После освобождения станицы выяснилось, что «отец Михаил Лисицын был мучим в течение трех дней — с пятницы до воскресенья... Когда тело его было найдено, то на нем оказалось более 10 ран, голова была изрублена в куски».

Следователи Особой комиссии, занимавшейся расследованием злодеяний большевиков в 1919 году, среди прочего несколько шире дополнили описание последних дней жизни отца Михаила, установив, что «... с накинутой на шею петлею [он был долго водим] по станице, глумились и били [его] так, что под конец он сам, падая на колени, умолял мучителей скорее его прикончить. Убив его, красноармейцы запретили погребение, но жена убитого выкупила его тело для погребения за 600 рублей».

После выкупа растерзанного тела отца Михаила матушка Евдокия приготовила его к христианскому погребению. Он был облачен в белые священнические одежды, положен в новый гроб и отнесен для отпевания в храм святителя Николая, где много лет проповедовал слово Божие. Сохранившаяся метрическая запись гласит: «Священник Николаевской Церкви станицы Усть-Лабинской Михаил Михайлов Лисицын, был казнен большевиками 26 февраля 1918 года в возрасте 56 лет. Погребение совершенно 28 февраля 1918... Погребен на общем кладбище».

На заседаниях Поместного собора Российской Церкви 20 сентября 1918 года был оглашен особый список лиц, пострадавших за веру и Церковь, в котором указывались кубанские священники. 13 (26) сентября делегат Ставропольско-Кубанского епархиального собрания священник Иоанн Гревцов направил в канцелярию Собора заявление об уточнении сведений о пострадавших. В этом заявлении отец Иоанн указывал на ошибочность представленных ранее данных о пострадавшем кубанском духовенстве и добавлял: «... утвердительно могу сообщить, что в нашей епархии погибли за веру и Церковь следующие священники: священник станицы Усть-Лабинской Михаил Лисицын расстрелян без мучений...». Он уточнял, что «все указанные лица казнены без суда случайными бандами».

Согласно воспоминаниям внучки отца Михаила, прихожане Свято-Никольского храма уговорили матушку Евдокию перезахоронить его поближе к храму, где он служил. «Бабушка не хотела, но ее уговорили. Она рассказывала мне, что через девять месяцев дедушка сохранился, будто его вчера похоронили...».

По свидетельству правнука отца Михаила, Геннадия Лисицына, в 2003 году удалось установить потерянное место захоронения священномученика, расположенное у восточной стены бывшего летнего кинотеатра (на его месте находился Николаевский храм, разрушенный в 30-х годах XX века), на территории городского парка Усть-Лабинска. В память об этом на стене здания была помещена табличка, а в 2010 году на месте убийства отца Михаила благочестивые прихожане Сергиевского храма установили памятную доску.

На заседании Священного Синода 4 мая 2017 года имя священномученика Михаила было включено в состав Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской с установлением особого дня памяти 11 марта (Cвященномученик Михаил Лисицын ...).

Развернуть

Литература

Показать все
Сообщить о неточностях или дополнить биографию