Агафонников Николай Владимирович, протоиерей, священномученик

Прославлен Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 20.8.2000 г. Память совершается 23 октября/5 ноября, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской (воскресенье 25 января/7 февраля или ближайшее к 25 января/7 февраля) и Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших (в 4-ю субботу по Пасхе)

Образование

Дата поступления
Дата окончания
Учебное заведение
Комментарий
1883
1886
Медянское мужское земское начальное училище
1886
1891
Вятское духовное училище
1891
1897
Вятская духовная семинария
Развернуть

Рукоположение, постриг, возведение в сан

не ранее 15.2.1899
рукоположен во диакона
17.9.1899
рукоположен во священника
Показать все

Места служения, должности

Дата начала
Дата окончания
Место служения, сан, должность
17.9.1899
1.9.1916
Вятская и Глазовская епархия, Вятская губ., Вятский уезд, с. Загарье, Вознесенская церковь, священник. Уездный наблюдатель церковно-приходских школ Вятского уезда (с 16.8.1916). Законоучитель Загарского земского училища, заведующий Осиновицкой школой Братства святителя Николая (1901 – 17.3.1904), законоучитель Окуловского земского училища (авг. 1902 – дек. 1910), заведующий Загарской церковно-приходской школой (с 4.12.1910), законоучитель Кривошеинского одноклассного земского училища (1911–1912)
8.9.1916
14.12.1917
Вятская и Слободская епархия, г. Вятка, Спасский собор, священник, законоучитель Вятского 4-го начального училища
15.12.1917
февр. 1923
Вятская и Слободская епархия, г. Вятка, Спасо-Преображенский Новодевичий монастырь, священник
1923
1926
Вятская и Слободская епархия, г. Вятка, Знаменская (Царево-Константиновская) церковь, священник
1927
1928
Московская епархия, Московская обл., Подольский р-н, с. Ворсино, церковь Феодоровской иконы Божией Матери, протоиерей
1928
16.10.1937
Московская епархия, Московская обл., Подольский р-н, с. Ерино, Покровская церковь, протоиерей, благочинный Подольского округа
Показать все

Награды

20.3.1905
право ношения набедренника
9.4.1909
право ношения скуфьи
10.10.1914
право ношения камилавки
ок. 1930
право служения в митре
Показать все

Преследования

февр. 1923
арестован Вятским ОГПУ по обвинению в «контрреволюционной деятельности» как член группы, «препятствовавшей деятельности обновленцев»
не ранее февр. 1923 – не позднее 8.6.1923
находился в заключении во внутренней тюрьме ОГПУ на Лубянке (г. Москва)
не ранее февр. 1923 – не позднее 8.6.1923
находился в заключении в Таганской тюрьме (г. Москва), куда был переведен из внутренней тюрьмы ОГПУ на Лубянке
8.6.1923
освобожден из тюрьмы за отсутствием улик
16.10.1937
арестован органами НКВД по обвинению в «тесной связи с контрреволюционно настроенной группой лиц и проведении антисоветской деятельности»
16.10.19375.11.1937
находился в заключении в тюрьме г. Серпухова
не ранее 16.10.1937 – не позднее 5.11.1937
находился в заключении в Таганской тюрьме (г. Москва), куда был переведен из тюрьмы г. Серпухова
3.11.1937
приговорен тройкой при УНКВД по Московской обл. к высшей мере наказания (расстрелу) по обвинению в «антисоветской агитации, антисоветской деятельности среди населения»
5.11.1937
расстрелян на Бутовском полигоне под Москвой
30.6.1989
реабилитирован прокуратурой Московской обл., по году репрессии: 1937
Показать все

Подробная биография

Священномученик Николай родился 1 сентября 1876 в селе Лекма Слободского уезда Вятской губернии в семье псаломщика Владимира Агафоникова и был назван в честь Николая Чудотворца.

«По смерти последнего сынка, младенца Иоанна, — писал впоследствии отец Николай в своих воспоминаниях, — моя дорогая мамаша дала обещание святителю Николаю Чудотворцу (Великорецкому), что если по молитвам его перед Господом у нее будет сын, то она посвящает его ему, называя его именем, когда бы он ни родился, и при первом удобном случае отправляется на место явления его святой иконы на Великую реку и там служит благодарственный молебен...

Жизнь текла мирно, спокойно, хотя и бедно, но жизнерадостно и часто, часто озарялась... идиллиями незабвенных певческих сумерек, этих первых наших дорогих музыкально-певческих дошкольных материнских уроков.

Таким образом, мы росли в церковной и музыкально-певческой атмосфере с самого раннего возраста, чем постепенно облагораживались наши сердца, смягчались наши души, которые могли загрубеть под влиянием бедной жизни, грубой деревенской среды и нелегких вообще условий нашей жизни.

Лет пяти с половиной-шести я, сначала с матерью, стал вставать на клирос и пел с нею, обычно в унисон, своим звонким дискантом, но с течением времени я уже один, самостоятельно, настолько привык к церковному пению, что отлично подпевал на все гласы все церковные песнопения, кроме разве ирмосов, причем, конечно, не знал еще смысла и перевода по-русски многих молитв... Годов семи уже... я читал часы, а затем шестопсалмие, отлично знал пономарское дело, и можно было действительно про меня сказать известной скороговоркой: "нашего пономаря не перепономаривать стать", и все это церковное дело для меня с ранних лет было стихией.

Бывало, раным-рано поднимался я в праздники вместе с родителями часов в 5-6 утра, чтобы вовремя успеть к началу утрени и подготовить кадило и все прочее, чтобы с первым же ударом колокола все было готово — и у отца на клиросе, и у меня в пономарской. К восьми годам я настолько изощрился в чтении, пении и пономарстве церковном, что был настоящим церковником и предметом внимания и удивления молящихся».

Вскоре семья псаломщика Владимира Агафоникова переехала в село Медяны, находившееся неподалеку от Лекмы. Отслужив молебен Господу, Матери Божией, святителю Николаю Чудотворцу, покровителям просвещения равноапостольным Мефодию и Кириллу, преподобному Сергию Радонежскому, святому апостолу и евангелисту Иоанну Богослову и пророку Науму, родители отдали отрока Николая, которому было тогда семь лет, в первый класс Медянского мужского земского начального училища.

В 1887 году Николай поступил в Вятское Духовное училище, по его окончании — в Вятскую Духовную семинарию, в которой завершил образование в 1897 году и поступил псаломщиком в Никольский собор города Слободского Вятской губернии. В 1899 году Николай Владимирович женился на дочери священника Василия Федорова Нине и в том же году был рукоположен во священника ко храму в селе Загарье Вятского уезда. Здесь он прослужил семнадцать лет, став для крестьян любимым и уважаемым пастырем, помогая им в вопросах не только духовных, но и практических, зачастую являясь для них щедрым благотворителем. В 1910 году священник был назначен заведующим Загарской церковноприходской школой.

В 1916 году отец Николай по избранию был определен наблюдателем церковноприходских школ Вятского уезда. В 1917 году назначен священником при Вятском женском монастыре, где прослужил до февраля 1923 года, когда был арестован по обвинению в контрреволюционной деятельности, которая, по мнению советских властей, заключалась в противодействии обновленцам. После нескольких месяцев нахождения в заключении отец Николай был освобожден и направлен священноначалием настоятелем Царево-Константиновской церкви в городе Вятке и возведен в сан протоиерея.

В 1926 году временно управляющий Вятской епархией епископ Виктор (Островидов) незаслуженно заподозрил отца Николая в сочувствии к обновленцам, и тот вынужден был покинуть епархию. «Тяжело... жить на свете, когда своя своих не познают и бьют», — писал он по этому поводу родным.

В декабре 1927 года протоиерей Николай был назначен в храм в селе Ворсино Подольского района Московской области, а в 1928 году — в Покровский храм в селе Ерино того же района, где он прослужил до своего ареста. В 1930 году протоиерей Николай был назначен настоятелем храма и благочинным Подольского округа, в 1933 году награжден митрой.

15–16 сентября 1937 года сотрудники НКВД допросили свидетелей, знавших отца Николая. Один из них, крестьянин, показал: «В мае 1937 года я шел из деревни Сальково и на реке Пахре со мной повстречался Агафоников, который, остановив меня, высказал мне свои контрреволюционные убеждения, о жизни при советской власти сказав следующее: "Ну как, все так же живешь, маешься при советской власти? До чего дожили, ничего нет — ни хлеба, ни денег нет, приходится перебиваться. Хорошо, что есть еще люди, которые помогают нам, а то хоть помирай с голоду". Зимой 1937 года в феврале я ходил в церковь и зашел в сторожку погреться. В сторожке живет Николай Агафоников. Точно сейчас не помню, с чего у нас начался разговор, но помню, что коснулся он судебного процесса над врагами народа — троцкистами. Агафоников по этому поводу сказал: "Это не наше дело вмешиваться и обсуждать эти дела. Кто что делает, за то он и отвечает, а наше дело сторона". Кроме того, Агафоников, когда говорил проповедь в церкви, обращал внимание верующих на то, что воспитание в настоящее время развращает детей, и советовал принять меры, чтобы воспитывали детей».

Другой свидетель, Подузов, псаломщик в храме, где служил отец Николай, сам к тому времени арестованный, сказал: «Мне известно, что при встречах Александра Агафоникова и его брата Николая Агафоникова у них завязывались беседы на разные темы и они неоднократно касались вопроса о существующем строе и высказывали свои антисоветские взгляды о плохой жизни при советской власти. Так, весной или зимой, примерно в феврале 1937 года, я, зайдя на квартиру к Николаю Агафоникову, застал там сидящим Александра Агафоникова. Точно сейчас не помню, при каких обстоятельствах зашел разговор, но помню, что Николай Агафоников сказал о том, что сейчас, при советской власти, тяжело жить, раньше мы были всем обеспечены, жили сытно, а теперь, при советской власти, приходится во всем себе отказывать. Александр Агафоников с доводами соглашался, поддакивал, что жизнь при советской власти очень тяжела и раньше всем лучше жилось».

Протоиерей Николай был арестован спустя месяц после этих показаний, 16 октября 1937 года, заключен в тюрьму в городе Серпухове и в тот же день допрошен.

— С кем вы имеете общение из служителей культа в Подольском районе? — спросил следователь.

— Как благочинный, общаюсь по службе со всеми священниками Подольского района, близких же отношений ни с кем не имел.

— Следствием установлено, что вы в феврале 1937 года в присутствии Подузова вели со своим братом контрреволюционные разговоры о плохой жизни при советской власти, высказывая враждебные взгляды на советскую власть. Признаете ли вы себя виновным?

— Контрреволюционных разговоров я не вел, но, действительно, я говорил брату о том, что советская власть в принципе смотрит на духовенство как на контрреволюционеров, говорил, что раньше мы жили лучше, обеспеченней, чем сейчас. Враждебных взглядов на советскую власть я не высказывал.

— В феврале 1937 года вы в своем доме среди верующих вели пораженческую контрреволюционную агитацию, притупляя бдительность граждан в отношении врагов народа. Признаете ли вы себя виновным?

— Контрреволюционной агитации в отношении судебного процесса над врагами народа я не вел, — наоборот, среди верующих возмущался поступками врагов народа.

— Следствием установлено, что вы вели среди населения контрреволюционную агитацию. Признаете ли вы себя виновным?

— Не признаю и виновность отрицаю.

Это был последний ответ священника. 3 ноября тройка НКВД приговорила отца Николая к расстрелу. Протоиерей Николай Агафоников был расстрелян 5 ноября 1937 года и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.


Текст: Дамаскин (Орловский), архимандрит. Священномученик Николай (Агафоников) //
Региональный общественный фонд «Память мучеников и исповедников Русской
Православной Церкви». URL: fond.ru/userfiles/person/1087/1295777388.pdf

Развернуть
Сообщить о неточностях или дополнить биографию