Сахаров Иван Иванович, протоиерей

  • Церковная юрисдикция/отношение к расколам: обновленческий раскол (в определенный период жизни; точная церковная принадлежность в последний период жизни неизвестна)
  • Дата рождения: ок. 1853
  • Место рождения: Калужская губ.
  • Дата смерти: не ранее 1936

Родственники

  • жена  —  Сахарова Надежда Андреевна (род. в кон. 1850-х). После 1927 жила в семье сына Владимира в г. Тюмени. Скончалась не позднее 1932 от воспаления легких. Отпевание совершил на дому настоятель Всехсвятской кладбищенской церкви г. Тюмени протоиерей Николай Александрович Протопопов
  • сын  —  Сахаров Николай Иванович, священник
  • дочь  —  Чудова (Сахарова) Мария Ивановна (род. 21.3.1879)
  • зять  —  Чудов Андрей Александрович, протоиерей
  • дочь  —  Филиппова (Сахарова) Клавдия Ивановна (род. в 1882 или 1883). В 1896–1897 учеб. году обучалась в Тобольском епархиальном женском училище. Рано скончалась от туберкулеза. Муж стал насельником Абалакского Знаменского монастыря
  • сын  —  Сахаров Андрей Иванович, бывший псаломщик
  • сын  —  Сахаров Сергей Иванович, священник
  • сын  —  Сахаров Владимир Иванович . Окончил полный курс Тобольской духовной семинарии. Жена — Сахарова (Покровская) Клавдия Петровна, дети — Надежда (род. в 1925), двойняшки Клавдия и Владимир (род. в 1927)
  • дочь  —  Познякова (Сахарова) Любовь Ивановна (ум. в нач. 1940-х в г. Тюмени), учительница. Вышла замуж за бывшего подпоручика 43-го Сибирского полка Емельяна Ивановича Познякова (расстрелян органами НКВД в 1937), ранее состоявшего в браке с Варварой Федоровной Пантелеевой и имевшего от первого брака дочь Нину. Дети — Борис и Вера
Показать всех

Образование

Дата поступления
Дата окончания
Учебное заведение
Комментарий
Калужская духовная семинария
окончил по второму разряду
Развернуть

Рукоположение, постриг, возведение в сан

22.10.1876
рукоположен во священника
1917
возведен в сан протоиерея (награжден 29.06.1917)
Показать все

Места служения, должности

Дата начала
Дата окончания
Место служения, сан, должность
не позднее 1878
24.10.1889
Тобольская и Сибирская епархия, Тобольская губ., Тарский округ, с. Озернинское, Никольская церковь, священник
24.10.1889
не позднее 1899
Тобольская и Сибирская епархия, Тобольская губ., Ишимский округ, с. Уктузское, Казанская церковь, священник, настоятель. Заведующий школой грамоты д. Окуневой, законоучитель Уктузской сельской школы. Вышел за штат
сент. 1900
не ранее 1917
Тобольская и Сибирская епархия, Тобольская губ., г. Ялуторовск, Сретенский собор, протоиерей (до 1917 — священник). В янв. 1913 утвержден духовником причтов церквей 1-го Ялуторовского благочиния
не позднее 1925
не ранее 1926
Показать все

Награды

1887
право ношения набедренника, награжден за полезную службу
18.1.1891
право ношения скуфьи, награжден за отлично-хорошее поведение, усердную и полезную службу по епархиальному ведомству
6.5.1897
право ношения камилавки, награжден за заслуги по духовному ведомству, ко дню рождения Его Императорского Величества
7.4.1905
право ношения наперсного креста, от Святейшего Синода выдаваемого
1909
архипастырское благословение, преподано епископом Тобольским и Сибирским Антонием (Каржавиным) «за усердное и ревностное отношение к церковно-народному образованию»
6.5.1910
орден св. Анны 3-й степени, награжден ко дню рождения Его Императорского Величества
Показать все

Преследования

кон. 1920-х
арестован по ложному обвинению в хранении золотого креста. Пробыл в заключении две недели
Показать все

Другие сведения

Из воспоминаний Надежды Владимировны, внучки о. Иоанна: «У дедушки был брат (имя его неизвестно). Еще до Октябрьского переворота он связал свою жизнь с революционной деятельностью. Во время служения отца Иоанна в Ялуторовске его как политического ссыльного провозили через этот город на сибирские рудники. Когда дедушка узнал об этом, он распорядился приготовить как можно больше снеди, чтобы отнести ее к поезду. Напекли несметное количество пирогов, ватрушек, булочек – полную бельевую корзину. Поезд стоял на станции всего две-три минуты, а идти надо было километра полтора. Корзину тащили всей семьей попеременно. К счастью, вагон затормозил неподалеку, и все это богатство было передано сопровождающему конвоиру. Ссыльные благодарили со слезами на глазах. Несмотря на столь разные жизненные пути, брат-священник не мог отказать брату-революционеру в куске хлеба» (Цит. по: Возвращенная память : Судьбы священнических ветвей Сахаровых – Тоболкиных – Протопоповых...).

В кон. 1920-х – 1930-х жил в семье дочери Любови в г. Ялуторовске.

После закрытия и разрушения в 1931 Ялуторовского Сретенского собора отец Иоанн переехал на жительство в г. Тюмень. Сначала снимал квартиру на ул. Орловской, в доме 43, затем — на Крыловской улице. 

Из воспоминаний внучки Надежды Владимировны Сахаровой:

«Было очень тяжело. Дедушка жил в постоянном напряжении. Вздрагивали при малейшем стуке. У хозяев был сеновал, и дедушка прятался в сено, потому что в любой момент в доме могли явиться непрошеные гости из ГПУ. Тогда дедушка уже не служил.

Однако и в такие времена он надевал рясу, фиолетовую шапочку (скуфью — прим. авт.), брал меня за ручку, и мы шли к Всехсвятской церкви. Сначала дедушка подходил к могилке, где был похоронен его сын Николай, вставал на колени, молился. Потом заходил в церковь, где разговаривал со священником и вносил плату за сохранность могилы. Впоследствии ее закатали под асфальт.

Когда дедушка снимал квартиру на Крыловской, мама два раза в неделю снаряжала меня туда с двумя ковригами хлеба в специальной холщовой сумке. Это был подовый ржаной хлеб, испеченный мамой. Когда я приходила к дедушке, он обычно сидел за самоваром и наливал себе чай, прихлебывая гречневой крупой — хлеба не хватало. Дедушка собственноручно вынимал ковриги, отрезал кусочек и ел с необыкновенной бережностью и умилением.

В 1936 году дочь Мария Ивановна забрала отца Иоанна к месту служения своего мужа — настоятеля храма в селе Чудово Свердловской области. На прощание все стали просить, чтобы дедушка спел (отец Иоанн изумительно пел). И он запел. Это была песня на слова Льва Модзалевского "Расскажи, мотылек":

Расскажи, мотылек,
Чем живешь ты, дружок?
Как тебе не устать
День-деньской все порхать? —
Я живу средь лугов,
В блеске летнего дня;
Ароматы цветов —
Вот вся пища моя!
Но короток мой век —
Он не долее дня;
Будь же добр, человек,
И не трогай меня!

После того как отец Иоанн уехал, мы больше ничего о нем не знали…» (Цит. по: Возвращенная память : Судьбы священнических ветвей Сахаровых – Тоболкиных – Протопоповых...).

Литература

Показать все
Сообщить о неточностях или дополнить биографию