Беллюсов Константин Андреевич, священник

Миссионер, исследователь старообрядчества Тобольской губернии

Родственники

  • отец  —  Беллюсов Андрей , пономарь
  • жена  —  Беллюсова Мария Ивановна (ок. 1862 – не ранее 1901), обучалась в Тюменской женской прогимназии
  • дочь  —  Беллюсова Ольга Константиновна (род. ок. 1881, ум. между 1884 и 1895)
  • сын  —  Беллюсов Владимир Константинович (ок. 1884 – не ранее 1901). В 1895–1896 учеб. году обучался в Тюменском реальном училище
  • дочь  —  Беллюсова Анна Константиновна (ок. 1886 – не ранее 1901). В 1895–1896 учеб. году обучалась в Тюменской женской прогимназии
  • дочь  —  Беллюсова Елена Константиновна (ок. 1894 – не ранее 1901)
  • дочь  —  Беллюсова N. Константиновна (ок. 1900 – не ранее 1901)
  • другие члены семьи  —  Миловский Николай Яковлевич, диакон (муж родной тетки жены)
Показать всех

Образование

Дата поступления
Дата окончания
Учебное заведение
Комментарий
1880
Тобольская духовная семинария
окончил по первому разряду; в период обучения пел в архиерейском хоре
Развернуть

Рукоположение, постриг, возведение в сан

18.9.1880
рукоположен во священника епископом Тобольским и Сибирским Василием (Левитовым)
Показать все

Места служения, должности

Дата начала
Дата окончания
Место служения, сан, должность
18.9.1880
7.2.1881
Тобольская и Сибирская епархия, г. Омск, Ильинская церковь, священник
7.2.1881
13.12.1886
Тобольская и Сибирская епархия, Тобольская губ., Ялуторовский округ, слобода Кизакская, Никольская церковь, священник, настоятель (переведен на место по прошению). Законоучитель Кизакского сельского училища (с 8.11.1882)
13.12.1886
28.6.1901
Тобольская и Сибирская епархия, Тобольская губ., г. Тюмень, Вознесенская церковь, священник, противораскольнический миссионер по Тюменскому и Ялуторовскому уездам. С 17.12.1893 — Тюменский окружной инспектор церковных школ (по постановлению Тобольского епархиального училищного совета от 7.12.1893, утвержденному епископом Тобольским и Сибирским Агафангелом (Преображенским) 17.12.1893)
Показать все

Награды

1883
архипастырская благодарность, преподана «трудящемуся в христианском просвещении и назидании своих пасомых поучениями и собеседованиями»
21.8.1884
право ношения набедренника, награжден епископом Тобольским и Сибирским Василием (Левитовым) «за примерную ревность к назиданию прихожан вообще и к вразумлению раскольников в особенности как пастырскими поучениями при богослужении, так и внебогослужебными собеседованиями»
1889
право ношения скуфьи, награжден ко дню Святой Пасхи
1896
право ношения камилавки, награжден ко дню Священного Коронования Их Императорских Величеств «за заслуги по духовному ведомству»
6 май 1900
право ношения наперсного креста, от Святейшего Синода выдаваемого, награжден «за заслуги по духовному ведомству» ко дню рождения Государя Императора
Показать все

Другие сведения

Отец Константин совершал богослужение истово, медленно, звучным громким голосом. В Кизакском приходе старался ввести всенародное пение за богослужением.

Был одним «из главных деятелей» на миссионерских противораскольнических курсах, проходивших  с 1 по 20 сентября 1889 года в г. Тюмени (Богословский Н., протоиерей. Несколько слов по поводу миссионерских противораскольнических курсов в г. Тюмени. С. 423). 

С 1889 (?) года — почетный член епархиального Димитриевского братства.

В отчетах комитета Православного миссионерского общества за 1890 и 1892 годы выражена глубокая благодарность отцу Константину за труды в противораскольнической миссии.

Последние два года жизни тяжело болел сахарным диабетом. В мае 1901 года подал прошение об увольнении от служения в качестве миссионера и приходского священника. Скончался в ночь с 28 на 29 июня 1901 года. После него остались труды по старообрядчеству готовые к печати и приготовлявшиеся к ней.

Преподаватель Тобольской духовной семинарии В. Ивановский писал в некрологе: «В миссионерстве противораскольническом (...) он видел идею своей жизни, (...) гордился своим высоким служением миссионера, высоко ценил дело миссии, верил в него, считал себя к сему делу Богом призванным (...) Стремился в деле миссии прокладывать новые пути; не удовлетворяясь существующим шаблоном, являлся инициатором» (С. 374, 375). При собеседованиях со старообрядцами пользовался приемами и доказательствами «выработанными личной практикой на основании личных наблюдений над жизнью местных старообрядцев, над их понятиями о вере, богословствованием. В тактике ведения бесед и в способах доказательства можно было подметить у о. Константина не мало оригинального; общепринятый тип публичной беседы был им разработан в деталях своеобразно и самостоятельно...» (С. 378). «Во многих отношениях о. Константин теперь пока незаменим: он унес в могилу целый капитал в виде знания ценных для местной миссии мелочей, которые долго теперь нужно будет отыскивать в книгах, подмечать в жизни, изобретать умозрением (...) о. Константин располагал большими средствами для воздействия на местных старообрядцев» (С. 379).  

Надпись на надгробии могилы отца Константина гласила: «Здесь покоится прах раба Божия священно-иерея Константина Андреева Беллюсова, скончавшегося 29-го июня 1901 года. Братии возлюблении, не забывайте мя, егда поете Господа, напоминайте и братство, и молите Бога, да упокоит мя с праведными Господь».

Архивные источники

Показать все

Сочинения

Показать все

Литература

Показать все
Сообщить о неточностях или дополнить биографию