Поляков Петр Иванович, протоиерей

Рукоположение, постриг, возведение в сан

1902
рукоположен во диакона
24.3.1903
рукоположен во священника
не позднее 1917
возведен в сан протоиерея
Показать все

Места служения, должности

Дата начала
Дата окончания
Место служения, сан, должность
не позднее 1884
1897
Курская губ., Грайворонский уезд, с. Головчино, учитель. С 1884 — основатель «Христианского общества трезвости и воздержания», издатель журнала «Трезвое слово»
1897
1902
Санкт-Петербургская губ., г. Павловск, Ольгинский детский приют трудолюбия, учитель
1902
24.3.1903
Санкт-Петербургская и Ладожская епархия, Санкт-Петербургская губ., Царскосельский уезд, с. Царская Славянка, церковь св. равноапостольной княгини Ольги при Ольгинском детском приюте трудолюбия, диакон. С 21.10.1902 — законоучитель
24.3.1903
1906
Санкт-Петербургская и Ладожская епархия, Санкт-Петербургская губ., Царскосельский уезд, с. Царская Славянка, церковь св. равноапостольной княгини Ольги при Ольгинском детском приюте трудолюбия, священник, законоучитель
1908 или 1909
не ранее 1914
Санкт-Петербургская и Ладожская епархия, г. Санкт-Петербург, церковь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» при реальном училище (приюте) принца П. Г. Ольденбургского, священник. Сотрудник городского попечительства о духовной трезвости (в 1909–1912 — заведующий духовно-просветительским отделением), с 1909 — член совета 8 городского попечительства о бедных, с 1911 — законоучитель гимназии Витмер
не ранее 1914
1917
Петроградская и Гдовская епархия, г. Петроград, священник. Сотрудник городского попечительства о духовной трезвости. С 1907 — член педагогического комитета мужской и женской торговой школы при Евангельско-Лютеранской ц. Христа Спасителя, с 1911 — законоучитель Петровских курсов, торговой школы Шкловского, с 1913 — член попечительского комитета Санкт-петербургского убежища дома милосердия, с 1915 — законоучитель курсов Станиславского, в 1916 также женской гимназии Пашковской. Редактор газеты «Трезвость»
1917
1922
Курская и Обоянская епархия, Курская губ., Суджанский уезд, с. Замостье, Преображенская церковь, протоиерей
Показать все

Награды

1904
право ношения набедренника
1905
право ношения скуфьи
Показать все

Другие сведения

Замечательный педагог, пастырь, духовный писатель, опубликовавший более 20 книг. «В своей жизни, — говорил отец Петр — я хотел гореть пред Богом как свеча». И этот завет он исполнил в полной мере самозабвенным служением Богу и ближнему.

Уроженец Курской губ., Петр Иванович будучи простым сельским учителем стал начинателем трезвенного движения в России. Основав в 1884 г. в с. Головчино Грайворонский уезда «Христианское общество трезвости и воздержания».

Новая затея поначалу тяжело предварялась в жизнь, встречая если и не сопротивление, то недоумение, даже со стороны духовенства. И сами начинатели дела трезвости были близки к отчаянию. «Но мы призвали все запасы своего терпения, все молодые силы и, с Божией помощью и уверенностью, что мы стоим за правое и доброе дело, продолжали наш труд» — вспоминал отец Петр — И «начатое с большими усилиями и неприятностями доброе дело вступило, так сказать, в законную силу и, постоянно расширяясь, стало повсюду показывать добрые плоды, которые вскоре обратили на себя внимание не только простого народа, но и людей, высоко стоящих по своему общественному положению» («Я хотел гореть пред Богом как свеча...»).

В 1891 г. благодаря усилиям Петра Ивановича возникло Всероссийское общество трезвости. В 1892 г. оно слилось с Попечительством о народной трезвости под покровительством принца А.П. Ольденбургского, а позднее объединилось с Санкт-Петербургским Александро-Невским обществом трезвости. В 1897 г. Петр Иванович переехал с семьей в Санкт-Петербургскую губ., где продолжил активную деятельность религиозно-нравственного просвещения. Проводил воскресные беседы на заводских окраинах столицы, привлекая общественность к проблеме пьянства.

«Благословением и солидным денежным пособием» поддержал общество святой праведный Иоанн Кронштадтский. В последствии у отца Петра со знаменитым пастырем установится особая молитвенная связь. По признанию самого отца Петра, рукоположенного во священники в 1903 г. он удостоился священнического сана только по молитвам отца Иоанна. «Дорогой батюшка отец Иоанн!... Я верю, что, будучи недостойным человеком, получил высокий чин священника по Вашим благодатным молитвам...» — писал он в одном из писем о. Иоанну Кронштадтскому (Там же).

Также в семье Поляковых в годы революции и гражданской войны и до наших дней хранилась ряса отца Иоанна, переданная в качестве благословения диакону Петру Полякову. Правнук отца Петра, который был хранителем этой святыни так описывает эту знаменательную встречу:

«Вернувшись от Батюшки, дьякон явился в собор в шикарных подряснике и рясе. На расспросы рассказал, что отец Иоанн его благословил служить в этом соборе, дал ему денег на дорогу, снял с себя рясу и подрясник, оставшись в одной рубашке, надел на себя рваненький подрясник и сказал: «Это тебе в мое благословение» и приказал взять…» (Памяти Владимира Васильевича Пономаренко).

В 1903 г. отец Петр стал членом комиссии по канонизации и открытию мощей преподобного Серафима Саровского. Незадолго до этого события священник совершил паломническую поездку в Саровскую пустынь. Его впечатления и об этом путешествии впоследствии вышли отдельной книгой «Под сенью благодати : из путевых набросков и впечатлений паломника».

В 1905 г. вышла книга отца Петра «Православие как основа жизни», которую он посвятил отцу Иоанну. И знаменитый Кронштадтский пастырь благословил эту работу:

«С любовью приветствую появление в свет Вашей прекрасной книги "Православие как основа жизни". Да переходит она из рук в руки, и да укрепляет в Православии всех, читающих ее. Протоиерей Иоанн Сергиев. 19 февраля 1905 г.».

«Получив от о. Иоанна несколько писем, написанных, вероятно, по ходу чтения книги, а также ее экземпляр с надписью, потрясенный автор отвечал:

"Дорогой глубокочтимый батюшка! И откуда мне сие... Вы Вашими необыкновенными письмами меня, еще не избалованного ни ласками, ни похвалами, так обласкали, так расхвалили, так обвеяли дыханием беспредельной любви Вашего благодатного сердца, что я решительно не могу сообразить и разобраться, за что мне такая милость, за что мне такая честь, за что мне такие похвалы?.. Да еще и от кого!.. Два дня не мог прийти в себя от того счастья, какое приносят мне Ваши письма: они глубоко взволновали и потрясли всю душу мою... Получено некое неоценимое сокровище, а за что? Туне! Дар свыше!.. С моей стороны все это не только не заслуженно, но даже совершенно напротив: мое ничтожество, моя легковосприимчивость ко греху и всякому беззаконию достойны одного лишь порицания. А Вы вдруг мне награду!.. Ведь я — самоучка, невежда... <…>

В этом деле самое большее, к чему могут быть сведены мои заслуги, это к тому, что я хотя сколько-нибудь смог изложить на бумаге то, что Вы засеяли в сердце мое. Спасибо, спасибо Вам, дорогой батюшка! Если Вы находите, что из "чрева" моего течет вода живая, то это ошибка: она реками течет из Вашего "чрева", беря начало у Христа..., а от меня лишь переливается малой струйкой. Ибо я одного желаю: проповедовать и писать Вашим огнем, Вашей ревностью, Вашей святостью, Вашей силой благодати, изобильно изливаемой на Вас Христом. Бог свидетель: пишу без всякой лести..."» («Я хотел гореть пред Богом как свеча...»).

В 1906 г. семья Поляковых переезжает в Санкт-Петербург. С этого времени о. Петр возглавляет Литейное отделение Александро-Невского общества трезвости.

«Всего за год в Литейном отделении проходило более четырехсот духовно-просветительских собраний, на которых присутствовало свыше 35 000 (!) посетителей-богомольцев… Батюшка, как руководитель Литейного отделения отмечал: "Усилия тружеников отделения не пропали. Плоды напряженных трудов сказались уже в том, что все постоянные посетители религиозно-просветительских собраний и богомольцы были объединены одним порывом пламенной молитвы и горячей любви христианской. Они образуют словно бы одну трезвенную благочестивую семью, в состав которой входят лица различных положений и состояний: господа и прислуги, князья и крестьяне, придворные чины и простые дворники, ученые мужи и неграмотные простецы, учащие и учащиеся. И у всех — один дух, одно сердце!"» (Цыганков В. «Я хотел гореть пред Богом как свеча...»).

«Педагогический опыт о. Петра позволил ему организовать новое для Александро-Невского общества трезвости дело — детский сад, "гостеприимно собравший под кровом отделения 85 девочек и мальчиков. Это — дети столичной нищеты, ютящейся в подвалах и грязных углах, без горячей пищи, без детских игр, без румянца на щеках, без блеска живых, чистых глаз, без искрящегося, юного, жизнерадостного детского гомона и смеха".

На лето детей необходимо было увозить из пыльной и душной городской атмосферы в здоровую дачную местность. И о. Петр решает организовать для детей летний дачный отдых в Луге», «чтобы вырвать детей из неприглядных условий жизни, показать им светлое и хорошее, что в ней есть, согреть молодые их души близостью к природе и хорошим питанием укрепить изнуренные силы». В столицу дети возвращались иными: «Прежняя капризность, упрямство, недружелюбность и замкнутость сменились послушностью, любовью ко всем окружающим и откровенностью» — делился впечатлениями о работе детского садика отец Петр.

«Проповедь о. Петра имела внутреннюю мощь, несокрушимую крепость, покоряющую сердца людей Христу. Слова ревностного пастыря обращали к Богу тысячи сердец, влекли к Нему какой-то незримой силой — силой Духа Святаго, животворящего людские души» («Я хотел гореть пред Богом как свеча...»).

После революционных потрясений в 1917 г. протоиерей Петр с семьей был вынужден покинуть столицу. До своей кончины он служил в храме с. Замостья Курской губ., где настоятельствовал его сват протоиерей Алексий Диаконов.

Скончался отец Петр в 1922 г. от заражения крови.

Развернуть

Литература

Показать все
Сообщить о неточностях или дополнить биографию