Верномудров Федор Федорович, протоиерей
- Дата рождения: 6.2.1864
- Место рождения: Иркутская губ., Тихона-Задонский прииск
- Дата смерти: 27.2.1938
- Место смерти: Иркутская обл., Иркутский р-н, урочище Пивовариха (лесной массив в окрестностях одноименного поселка)
Родственники
- жена — Верномудрова (Успенская) Елизавета Михайловна (род. 01.09.1868, ум. в 1937 в г. Иркутске)
- тесть — Успенский Михаил Алексеевич, протоиерей
- сын — Верномудров Иннокентий Федорович (род. в 1896). Окончил Иркутское духовное училище (1910), обучался в Иркутской духовной семинарии (1910–1916). В 1935–1937 значится в списках эмигрантов в Маньчжурской империи (возможно проживал в Харбине)
- сын — Верномудров Святослав Федорович (род. 21.01.1898 в г. Иркутске, расстрелян 11.02.1938 в г. Иркутске). Окончил Иркутское духовное училище (1912). Учился в Иркутской духовной семинарии (1912–1916), Казанском университете (не окончил), Иркутском военном училище (в 1917). Прапорщик 10-го Сибирского запасного стрелкового полка. Служил в белых войсках Восточного фронта (с 11.07.1918), адъютант батальона и полка. На 09.04.1919 находился в составе 10-го Байкальского Сибирского стрелкового полка. Затем поручик в Дальневосточной армии. С 28.07.1920 в составе Читинского офицерского инструкторского батальона. Служил штабс-капитаном. Взят в плен в г. Иркутске. После работал главным бухгалтером в Якутглавснабсбыте. Жена: Генриетта Францевна Верномудрова (род. ок. 1898), сын: Василий (род. ок. 1918)
- дочь — Макеева (Верномудрова) Вера Федоровна (род. 01.11.1899). В 1919 г. уехала с семьей в Китай. Жила в Маньчжурии, Харбине, Хайларе
- сын — Верномудров Николай Федорович (род. 27.04.1902 в г. Иркутске). Служил в белых войсках Восточного фронта. На 07.11.1919 — егерь 2-й роты Иркутской военно-инструкторской школы. Впоследствии работал воспитателем в Иркутском детском доме. Арестован 14.12.1931, осужден по ст. 58-10 УК РСФСР на 3 года исправительно-трудовых работ (ИТЛ). Скончался в лагере. Реабилитирован
- сын — Верномудров Владимир Федорович (род. 24.05.1904 в г. Иркутске, расстрелян 14.02.1938 в г. Иркутске). Служащий в Иркутском Горкомхозе
Образование
Рукоположение, постриг, возведение в сан
Места служения, должности
Награды
Преследования
Фотографии


Ист.: Верномудрова М. Жертвы политических репрессий ...


Ист.: Верномудрова М. Жертвы политических репрессий ...

Другие сведения
Протоиерей Феодор Верномудров оставил яркий след в церковной жизни Восточной Сибири. По словам священномученика Михаила Околовича, он «был той осью, около которой вращалась православно-церковная жизнь Иркутской епархии» в один из самых тяжелых периодов ее истории.
Отец Феодор получил хорошее образование, обладал широкими познаниями в различных сферах человеческой деятельности. Как пишет его правнучка, дочь внука Ювеналия, родившегося в то время, когда дед находился в заключении в Соловецком лагере, «отец Феодор был одним из самых образованных пастырей Восточной Сибири… [он] собрал научную библиотеку, переписывался с Томасом Эдисоном по вопросам происхождения и устройства Вселенной, Космоса…» (Верномудрова М. «Жертвы политических репрессий: "...воспитан в любви к Отечеству"»)
В период Гражданской войны репрессии против духовенства стали принимать массовый характер. Первые задержания священнослужителей в г. Иркутске пришлись на 1920 г. В этот год отца Феодора арестовали за «участие в белогвардейском восстании». Впоследствии он неоднократно подвергался преследованиям со стороны государственнной власти (за веру, политические убеждения и твердую гражданскую позицию).
Будучи в 1922–1923 гг. настоятелем Воскресенско-Тихвинской церкви протоиерей Феодор Верномудров «придерживался тихоновской ориентации. Деятельно противостоял попыткам обновленцев захватить храм, игнорировал их "указы" о смещении его с должности и запрещении в священнослужении. 30 июня 1923 г. комитет Тихвинской общины в обращении на имя Иркутского губернского церковного (обновленческого) совета заявил, что Тихвинский комитет "стоит на точке зрения непризнания церковной группы "Живая церковь", поэтому все распоряжения совета считает для себя необязательными и осведомляет совет о том, что комитетом общины постановлено просить настоятеля церкви, протоиерея Верномудрова, продолжать священнослужение, несмотря на предписание совета...» Последствия не заставили себя долго ждать, 15 июля 1923 г. отец Феодор был арестован «уполномоченным ОГПУ по обвинению… в контрреволюционной деятельности, выразившейся в распространении религиозных листовок в поддержку патриарха Тихона с целью свержения рабоче-крестьянской власти и возбуждения к сопротивлению ее законам» (Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX в.).
Архивное дело УФСБ по Иркутской области сохранило для нас замечательные слова священномученика Михаила Околовича, произнесенные им 22 сентября 1924 г. в Воскресенско-Тихвинской церкви во время награждения митрой протоиерея Федора Верномудрова: «Ты заслужил высокую и священную награду, твоя доблестная глава достойно увенчана ею, ты в скорбные и смутные дни глубокого церковного раскола, разъедающего, как злокачественная гангрена, церковное тело, в дни шатания умов и увлечения многих мутной волной еретического, так называемого "обновленческого" течения был той осью, около которой вращалась православно-церковная жизнь Иркутской епархии, был центром, к которому силой твоего обаяния влеклись и льнули все, для кого исконное русское Православие не пустой звук, а бесценное сокровище, и в ком горел огонь любви и преданности Святой Церкви с ее священными канонами, вековыми преданиями и со всем ее строем. И если не всецело, то в большей мере тебе мы обязаны тем, что видим сегодня на твоем празднике, — тесным единением пастырей между собою и не менее тесным единением их с паствой; тебе же главным образом мы обязаны тем, что Церковь Иркутская имеет радость теперь, после двухлетнего перерыва, снова возглавляться каноническим епископом, восстановив через него связь с главою всей Русской Церкви — Святейшим Патриархом. Теперь мы на твердой позиции, теперь мы спокойны за церковное дело, теперь нам не страшны отщепенцы и враги Православия — "обновленцы"» (Дамаскин (Орловский), игумен. Священномученик Михаил (Околович)).
В февраля 1925 г. отец Феодор подвергается очередному аресту. Вместе с ним был задержан священник Иркутской Крестовоздвиженской церкви Михаил Федорович Околович и еще 5 священнослужителей. «Все они обвинялись в том, что во время проповеди религиозного характера к массам верующих вели разного рода антисоветскую агитацию, тем самым возбуждали и настраивали верующих против Соввласти; устраивали нелегальные собрания, на которых ставился вопрос о борьбе с обновленчеством, вели подготовительную работу по восстановлению городского совета церковно-приходских комитетов, распущенного в 1922 г.; организовали Нелегальный комитет помощи сидящим в тюрьмах, отбывавшим ссылку духовенству и др. людям, собирая вокруг себя весь контрреволюционный элемент... Постановлением особого совещания при коллегии ОГПУ от 13 ноября 1925 г. Ф. Ф. Верномудров, М. А. Концевич, М. Ф. Околович… осуждены к заключению в концлагерь сроком на 3 года. Все они были отправлены отбывать срок в Вишерское отделение Управления Соловецкими лагерями особого направления (УСЛОН)» (Крючкова Т. А. Хроника преследований и репрессий церковно-священнослужителей и монашества Иркутской епархии).
После освобождения из лагеря в мае 1928 г., будучи лишен права проживать в Иркутске, поселился в г. Омске. В конце 1930 г. смог наконец вернуться в Иркутск, где 3 апреля 1933 г. он вновь был арестован. На этот раз по групповому делу «контрреволюционной группы духовенства». Вместе с ним по делу проходили: архиепископ Иркутский Дионисий (Прозоровский), протоиереи Иннокентий Попов, Семен Телятьев, священники Иннокентий Образцов, Вениамин Ларев, Иннокентий Шабалин, Петр Колодезников, диаконы Георгий Стрекочинский и Иннокентий Анисимов, монахи Вукол Богданов и Яков Тараненко. В обвинительном заключении арестованному духовенству вменялись следующие дияния: «Используя религиозные предрассудки, указанная группа через организованные ею при церквях нелегальные группы "сестричеств" и "кликуш-мироносиц" распространяла по городу разные провокационные слухи, возбуждая верующих против мероприятий Соввласти и подрывали авторитет последней... Группа производила организованную помощь высланному за контрреволюционную деятельность духовенству, собирая для этого денежные средства среди верующих во время богослужения в церквях и среди служителей культа. Данная помощь высланному духовенству имела целью сохранить кадры для борьбы с советской властью...». Особое совещание при Коллегии ОГПУ от 22 августа 1933 г. вынесло решение освободить всех арестованных, зачтя в наказание их предварительное заключение в тюрьме (Крючкова Т. А. Хроника преследований и репрессий церковно-священнослужителей и монашества Иркутской епархии).
В ходе процесса отец Феодор открыто критиковал деятельность новой власти. Приведем цитату из его показаний на допросе в апреле 1933 г.: «Воспитан я был в религиозном духе, в любви к отечеству, государю и русскому народу, и своей общественно-политической деятельностью я до последних дней внушал эту любовь к отечеству, государю и русскому народу. До последнего времени считаю, что виновниками гибели Великой Руси, упадка нравственности, междоусобной вражды является революция и те люди, которым чужды тысячевековые устои Великой Руси и русского народа. Советская власть, как власть антихристианская, чужда запросам русского народа. Насилие с ее стороны в отношении коллективизации, преследование религии, разрушение церквей, ликвидация кулачества ведет не к величию страны, а к ее обнищанию и гибели. Русский народ привык к свободному труду — трудился для себя и давал пользу государству. Советская власть этих тружеников раскулачила, принудительно их сослала, в их дома вселила людей, которые всю свою жизнь были лодырями. Загнали насильно этих людей в колхозы, от которых, в конечном итоге, как мы видим, никакой пользы государству нет. Свои убеждения я выражал на общественных собраниях, в церквях, во время произнесения проповедей» (Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX в.).
В 1937 г. гонения на Церковь со стороны советской власти приняли еще более ожесточенный характер. Не стала исключеним и Иркутская епархия. Еще не закрытые на тот момент церкви (в том числе и Преображенский храм г. Иркутска, где служил протоиерей Феодор) усиленно посещались и проверялись.
В конце ноября 1937 г. протоиерей Федор Верномудров был арестован. По сфабрикованному НКВД групповому делу он проходил, как «руководитель террористической группы, взявший на себя поручение готовить теракты над областным руководством». Из обвинительного заключения: «основной задачей контрреволюционной церковно-монархической организации являлось свержение советской власти путем организации вооруженного восстания при помощи интервентов и восстановления монархии во главе с Кириллом Романовым. Практическое осуществление данных задач проходило по линии распространения пораженческих настроений и формирования повстанческих кадров из числа контрреволюционно-настроенных религиозников, развертывания диверсионно-вредительской деятельности на предприятиях оборонного значения, систематическая антисоветская агитация путем проповедей и популяризации идей монархии…» (Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX в.).
Отца Феодора расстреляли 27 февраля 1938 г. «В архиве Управления ФСБ по Иркутской обл. в справке, датированной 1938 г., об итогах выполнения приказа № 0047 от 30 июля 1937 г. говорится, что всего по делу так называемой "контрреволюционной церковно-монархической организации" было осуждено 115 человек (из них — 98 человек приговорены к расстрелу, 17 человек — к отбытию срока в исправительно-трудовых лагерях (ИТЛ)). По свидетельским показаниям, местом массовых расстрелов был полигон НКВД, находившийся в районе с. Пивовариха (в окрестностях Иркутска). В 1958 г., при пересмотре дела было установлено, что все лица, проходившие по нему, были репрессированы необоснованно...» (Бажков С. Иркутская епархия в советский период). Сыновья протоиерея Федора Верномудрова Святослав и Владимир почти одновременно с отцом были арестованы и расстреляны в окрестностях г. Иркутска, а сын Николай — скончался в лагере (ИТЛ).