Ватолин Александр Алексеевич, протоиерей

Родственники

  • отец  —  Ватолин Алексей Андреевич
  • мать  —  Ватолина Татьяна Романовна
  • жена  —  Казанцева Клавдия Яковлевна , учитель немецкого языка
Показать всех

Образование

Дата поступления
Дата окончания
Учебное заведение
Комментарий
март 1942
Пулеметно-минометное училище им. Молотова
Пермский педагогический институт
окончил 3 курса
Развернуть

Рукоположение, постриг, возведение в сан

1974
рукоположен во диакона епископом Куйбышевским и Сызранским Иоанном (Снычевым)
1974 или 1975
рукоположен во священника архиепископом Ташкентским и Среднеазиатским Варфоломеем (Гондаровским)
Показать все

Места служения, должности

Дата начала
Дата окончания
Место служения, сан, должность
между 1965 и 1974
Пермская и Соликамская епархия, г. Пермь, Свято-Троицкий кафедральный собор, регент, певчий, чтец
1975
сент. 1978
Ташкентская и Среднеазиатская епархия, Киргизская ССР, с. Калининское, Казанская церковь, священник
дек. 1978
14.2.1997
Пермская и Соликамская епархия, Пермская обл., Оханский р-н, с. Таборы, Петропавловская церковь, протоиерей, настоятель (с 1995 — почетный настоятель)
Показать все

Награды

право ношения палицы
наперсный крест с украшениями
Показать все

Другие сведения

«Молодежи надо много брать от уходящего поколения священства, — говорил протоиерей Александр Ватолин незадолго до своей кончины. — Нас уже немного остается. Ведь наши молодые пастыри почти все выросли в семьях неверующих, значит, нет крепких корней православия. Многие ведь просто думают, вот, мол, священник — можно как-то и полегче прожить. А на самом деле — это великий подвиг, если по-настоящему священнику исполнять все, что положено. Это крестный путь. Не зря мы нарукавницы надеваем и завязываем шнурочком — это руки Христа, связанные веревочкой. Мы надеваем головной убор — это терновый венец Христовый. Не все это понимают, а надо бы…

...Глубокая вера — это самое главное, это первая основа. Не зря говорит Господь: «По вере вашей будет вам!»...

Я вот часто на проповедях людям и молодым священникам говорю: "Будьте, как благоухающие цветочки, красивые и притягательные! Будьте, как весеннее солнышко — теплое и ласковое. Ибо зимнее солнышко, хоть и светит, каждую снежинку искрит, но ведь не греет. Поэтому будьте весенним солнышком! Будите к жизни и грейте!"» (Федорущенко О. Белогорская обитель. С. 68).

«Будущий выдающийся пастырь, жизненный путь которого был столь тернист, родился 11 августа 1923 г. в яслях для овец, которым мать принесла воды для питья. Нареченный Александром, что в переводе с греческого означает "защитник", Александр Ватолин употребил жизнь свою на защиту людей от греха и зла приобщением их к покаянию и молитве.

В начале тридцатых годов отец Александра Алексей Андреевич Ватолин отказался вступить в колхоз. Последствия не замедлили сказаться: середняцкая семья была раскулачена. Все имущество было отобрано, семье остался лишь дом с голыми стенами да жалкие лохмотья. В 1935 г. семья, разросшаяся до семи человек, перебирается в г. Березовский возле Свердловска, на золотые прииски. Однако и там жили очень тяжело: были дни, когда приходилось просить милостыню возле местной церкви. После возвращения в родную деревню... Александр снова пошел в школу, где учился отлично. Вскоре началась Великая Отечественная война и отца забрали в армию. В марте 1942 г., чуть не закончив десять классов, уходит добровольцем в армию и Александр. Окончив Молотовское пулеметно-минометное училище, получив звание лейтенанта, Александр отправляется на фронт. Даже на войне будущий пастырь не скрывал своей веры в Бога и по возможности посещал церковь. В 1943 г. он по состоянию здоровья получил ограничение по службе, а 27 августа 1945 г. был демобилизован.

<...>

Мечтая работать с детьми, Александр Ватолин устроился в школу, где преподавал военное дело, естествознание. Одновременно учился в пединституте (заочно). В школе он познакомился со своей будущей супругой, учительницей немецкого языка Клавдией Яковлевной Казанцевой. Вскоре, испрося благословение родителей, они тайно обвенчались 22 февраля 1946 г. <...> С августа 1950 г. проживал в с. Асово, где в местной школе преподавал труд и историю, был диктором местного радиоузла, депутатом местного Совета.

По церковным праздникам он тайно ходил за десяток километров в церковь с. Плотникова. Вскоре об этом узнали, и местная советская власть... развернула травлю учителя. В мае 1965 г. школу пришлось оставить и переехать из с. Асово в Пермь, где супруги устроились на з-д им. Дзержинского.

Живя в крохотной квартирке неподалеку от Кафедрального собора, Александр Алексеевич регулярно посещал службы. Был чтецом, певчим, управлял хором. Предложение рукоположиться во диаконы, последовавшее в 1974 г., он встретил с радостью, однако из-за противодействия уполномоченного совета по делам религий планам удалось сбыться не сразу. Летом по приглашению Владыки Куйбышевского и Сызранского Иоанна (Снычева)... он отправился в Куйбышев, где владыка рукоположил его в диаконы. Но послужить здесь не дали. В Москве на совещании уполномоченных по делам религий о. Александр был назван душевнобольным и вынужден был оставить Куйбышев.

Отец Александр едет в Рижскую пустыньку к архимандриту Тавриону (Батозскому), затем в Сергиеву Лавру к старцу Науму, которому все поведал о себе. От него он получил наставление ехать в Ташкент к Архиепископу Ташкентскому и Среднеазиатскому Варфоломею.

<...> Вскоре отец Александр был определен в с. Калининское на приход храма Казанской иконы Божией Матери. Село, основанное в тридцатые годы раскулаченными и сосланными сюда крестьянами, было крепко в своей православной вере. Прихожане полюбили своего нового благочестивого батюшку. В Перми о. Александра помнили: "Его приезды в Пермь в то время были праздниками для многих, потому что Самим Богом определенную меру любви — возлюбить Господа от всея души и помышления, а ближнего своего как себя — он исполнил в полноте, и это чувствовали жаждущие Истины человеческие души", — вспоминает духовная дочь о. Александра игумения Мария.

Однако климат Киргизии пагубно влиял на здоровье батюшки и он вынужден был вернуться в Пермь.

Лишь в декабре 1978 г. отцу Александру уполномоченным было позволено служить на дальнем приходе в с. Таборы... Все свои силы отец Александр отдает служению храму и прихожанам: при нем строится колокольня, производится ремонт храма, печное отопление заменяется паровым, ремонтируется дом священника, строится дом для псаломщика и многое другое.

С конца восмидесятых, когда стала возможна открытая пастырская и миссионерская деятельность, отец Александр делает все для возврата людей в лоно Православия. Его можно было видеть и в доме престарелых, и в школах, в зоне среди заключенных. Пастырь выступает в газетах, записывается на телевидении и радио, выступает с лекциями. И везде он сеял семена веры. В 1991 г. режиссером Р. Давлетшиным был снят фильм "Отвори мне двери покаяния", об отце Александре.

...В ночь на Чистый понедельник Великого поста 1995 года на дом отца Александра совершили налет бандиты со стрельбой из автомата. Грабители взяли самые ценные иконы. Батюшка с матушкой чудом остались живыми, но несколько часов провели во тьме ночи связанными по рукам и ногам.

Роковые события эти так подорвали здоровье о. Александра, что он проболел весь Великий пост, и лишь перед Пасхой начал вновь ходить на богослужения.

<...> 5 июня 1995 года с о. Александром случился инсульт, после которого он оправился и поднялся на ноги.

На праздничной Литургии в день Успения Богородицы отец Александр произнес свою последнюю проповедь. В этот день его постиг второй удар, который приковал его к постели, сделав неподвижным и немым.

14 февраля 1997 года в 1 час 40 минут ночи отец Александр преставился, цепь земных испытаний оборвалась. Как сказала духовная дочь о. Александра В. А. Шевцова: "Господь очистил его душу. Теперь он в Раю".

Чин отпевания пастыря совершил наместник Свято-Троицкого Стефанова мужского монастыря архимандрит Стефан (Сексяев) с сонмом духовенства и большим стечением молящихся.

"Мы знаем отца Александра как совершителя Таинства Святой Евхаристии, знаем, что Господь наградил его даром слез, без которых он не мог совершать Божественную Литургию или учить нас Слову Божию, глубину которого он раскрывал нашему сердцу", — сказал архимандрит Стефан у гроба почившего угодника Божия» (Ватолин Александр Алексеевич).

Отец Александр был замечательным проповедником, умел сказать простые и утешительные слова, так нужные людям. Вот отрывок из одной его проповеди: «Самое главное, чтоб молитва шла от чистого сердца, чтоб ваш дух, ваша душа соединились бы с ней, чтобы грех не препятствовал этому. Молиться можно на всяком месте, при всякой скорби и радости. Летом я часто выхожу в огород, солнышко всходит, парок поднимается: "Господи! Как хорошо-то!" Молитва ведь? Молитва! Прославляю Бога. Или когда мы кончим дело: "Слава Тебе, Господи!" Или: "Благослови, Господи". Или, как я школьников часто учу: трудно тебе на уроке стало, а ты мысленно: "Помоги, Господи! Помоги, Матерь Божия! Помоги, Ангел-Хранитель! Трудно мне, спутался маленько".

А можно ли своей молитвой молиться? Конечно, можно. И я часто молюсь, что-то прошу. Тут вот у меня письмо, Мария прислала, христианочка, и пишет: "Глаза болят. Помолись ты Симеону-то Праведному, батюшка". Вот я письмо прочитал, а икона передо мной Симеона. "Вот видишь, бабушка-то что просит, Симеон Праведный. Помоги ты ей, Марии-то. Она немощная, старая, а глазоньки нужны". Не возбраняется такая молитва» (Ватолин А., протоиерей. Слово о молитве).

Развернуть
Сообщить о неточностях или дополнить биографию