Митропольский Николай Георгиевич, священник

Родственники

Показать всех

Образование

Дата поступления
Дата окончания
Учебное заведение
Комментарий
1862
1868
Вифанская духовная семинария
Развернуть

Места служения, должности

Дата начала
Дата окончания
Место служения, сан, должность
не позднее 1871
Алеутская и Аляскинская епархия, США, Северная Калифорния , г. Сан-Франциско, кафедральный собор во имя св. Александра Невского, священник
1874
1888
Алеутская и Аляскинская епархия, США, Аляска, остров Ситка, Михаило-Архангельский собор, священник. Занятия с детьми проходили в доме священника, русскую церковную школу посещали 17 учеников, предметами были русская и английская грамматика (чтение и письмо), арифметика, география и Закон Божий
1888
1892
Алеутская и Аляскинская епархия, США, Аляска, селение Кенай, миссионерская церковь св. Николая (Успения Пресвятой Богородицы), священник
1892
1894
Алеутская и Аляскинская епархия, США, Аляска, селение Бельковское, священник. В 1894 им было организовано приходское братство
не ранее 1914
Алеутская и Северо-Американская епархия, США, Северная Калифорния , г. Сан-Франциско, Троицкая церковь, заштатный священник. В 1910-е — член консистории Православной Российской Церкви в Америке, член руководства ассоциации священников-американских граждан
Показать все

Другие сведения

«После продажи Аляски Соединенным Штатам, оказавшись в составе государства, где главенствующими были протестантские деноминации и Католическая Церковь, тлинкиты[1], как наименее воспринявшие православные веру и традицию, должны были окончательно отпасть от Православной Церкви. Первые 15 лет американского правления были, как казалось, тому прямым свидетельством.

Действительно до начала 1880-х гг. никто из православных миссионеров не проводил миссионерскую работу среди индейцев[2]. Это было обусловлено, с одной стороны, неопределенностью в административно-кадровых вопросах деятельности РПЦ в Ситке — так стал называться Новоархангельск после продажи Аляски, а с другой — той воинственностью, которую проявили тлинкиты в эти годы. <...>

Для окормления проживавших в Ситке примерно 100 православных американских граждан — бывших российских подданных, был оставлен действующим только один храм — собор Анхангела Михаила. Сильно обветшавший храм в честь Святой Живоначальной Троицы, построенный специально для тлинкитов, по решению епископа Иоанна, был разобран в 1872 г.

Два года спустя в Ситку был назначен прибывший из России священник Николай Митропольский (1874–1888). В первые годы его служения миссионерская работа среди индейцев была парализована из-за того, что в это время тлинкиты, пользуясь ослаблением американского военного правления в Ситке, пытались отстоять свои исконные права на владение частью территорий Аляски. Они не переставали считать себя истинными хозяевами острова, и смена русского правления американским вызывала у них нескрываемое возмущение. "Мы разрешили русским владеть островом, — сказал в те дни один из вождей тлинкитов, — но мы не намерены давать его любому"[3]. Как только из Ситки был выведен американский военный гарнизон, и все права управления перешли к таможенному офицеру, тлинкиты "заявляли дерзкие покушения к разорению казенных зданий"[4]. По свидетельству священника Николая Митропольского, индейцы держали в постоянном страхе всех жителей города, полностью уничтожили русское кладбище и начали разрушать кладбище для православных индейцев, а также ограду часовни на месте алтаря бывшего Троицкого храма для индейцев[5]. Ситуация разрядилась только в 1880 г., когда в Ситку прибыл военный корабль "Alaska". В течение следующих 4 лет Аляской управлял капитан одного из военных судов, находившихся у ее берегов. Пережитые события отрицательно сказались на способности священника Николая Митропольского вести миссионерскую работу среди индейцев.

Не могло оказать положительное влияние на миссию среди тлинкитов и предложение об упразднения прихода в Ситке, высказанное Аляскинским духовным правлением в 1878 г.[6] Основной причиной этого мнения был планируемый американскими властями перенос таможни на о-в Уналашка, из-за чего должно было прекратиться пароходное сообщение между Сан-Франциско и Ситкой.

Оставались ли в этот период (1867–1883) тлинкиты в составе православной паствы, можно судить лишь по косвенным данным. В клировых ведомостях за 1877 г. отсутствуют сведения об этническом составе, но указано лишь общее количество прихожан: "266 ч[еловек] обоего пола, включая иностранцев, женатых на креолках, и их детей"[7]. Учитывая, что количество бывших российских подданных, принявших американское гражданство и оставшихся на постоянное жительство, в Ситке оценивалось примерно в 100 человек, можно говорить о сохранении верности православию частью крещеных индейцев. Этот факт упоминался при обсуждении в 1874 г. штатов Алеутской епархии[8]. Подтверждение тому содержится и в характеристике своей паствы священника Николая Митропольского. Слова о том, что "в нравственном отношении Ситхинские прихожане деморализованы до крайней степени, и... не подают никакой надежды к улучшению"[9], скорее можно отнести к индейцам, чем к русским или креолам.

Но после 1883 г. ситуация радикально изменилась: тлинкиты сами стали обращаться к православному священнику с просьбой о крещении. В 1886 г. в Ситке Крещение приняли два влиятельных вождя и вместе с ними 50 индейцев. К концу 1880-х гг. число православных тлинкитов превысило 2000[10]. Указанная численность православной тлинкитской паствы сохранялась, как минимум, на протяжении последующих пятнадцати лет» (Православие на Аляске: ретроспектива развития в 1741–1917 гг. ... С. 244–246).

_____________

[1] Индейский народ, проживающий на юго-востоке Аляски и в прилегающих частях Канады.

[2] Анатолий [Каменский], архимандрит. Ситка: (Историческо-статистическое описание ситкинского православного прихода) //АПВ. 1898. № 13. С. 396.

[3] Цит. по: История Русской Америки (1732–1867). Т. 3. С. 472. Необходимо заметить, что окончание фразы «to any and every fellow that come along», переведенное как «любому и каждому сопровождающему», имеет более пренебрежительный оттенок и соответствует русской идиоме «всякому встречному и поперечному», «кому попало». Тлинкиты до сих пор считают, что русские не имели права продавать Аляску, поскольку она им не принадлежала фактически (См. Шнирелъман В. А. Формирование этничности: тлинкиты юго-восточной Аляски на исходе XX века // История и семиотика индейских культур Америки. С. 480).

[4] АВПРИ. Ф. 279/1. On. 1. Д. 486. Л. 41.

[5] Архив ПЦА в Сайоссете. II: A. General Correspondence. 1880. В Аляскинское Духовное Правление Причта Ситхинскаго Михаило-Архангельскаго Собора покорнейший Рапорт. Его Преосвященству Преосвященнейшему Нестору Епископу Алеутскому и Аляскинскому Разныя сведения и заметки представленныя Ситхинским священником Николаем Митропольским. Копия. Л. 2 об. См. также: Митропольский Н., священник. В Аляскинское духовное правление. С. 81.

[6] АВПРИ. Ф. 279/1. On. 1. Д. 486. Л. 41.

[7] Там же. Л. 21.

[8] См. АВПРИ. Ф. 340. Оп. 874. Д. 10. Л. 5.

[9] АВПРИ. Ф. 279/1. On. 1. Д. 486. Л. 42.

[10] Донской В., священник. Ситха и колоши // Прибавления к Церковным ведомостям. 1893. № 23. С. 862. В книге епископа Григория (Афонского) приведены завышенные данные — более 3 000 (Gregory (Afonsky), bishop. Op. cit. P. 80), а в статье B. A. Шнирельмана — заниженные: 800–900 человек (Шнирельман В. А. Формирование этничности: тлинкиты Юго-Восточной Аляски на исходе XX века // История и семиотика индейских культур Америки. С. 481).

Развернуть
Сообщить о неточностях или дополнить биографию