Боротинский Павел Арсеньевич, священник

  • Дата рождения: 1887
  • Место рождения: Финляндия, г. Тавастехус (Хямеэнлинна)
  • Дата смерти: 15.9.1938
  • Место смерти: Московская обл., спецобъект НКВД "Коммунарка"

Родственники

  • брат  —  Боротинский Николай Арсеньевич, репрессирован
Показать всех

Образование

Дата поступления
Дата окончания
Учебное заведение
Комментарий
1908
Санкт-Петербургская духовная семинария
Развернуть

Рукоположение, постриг, возведение в сан

не ранее 1908
рукоположен во священника
Показать все

Места служения, должности

Дата начала
Дата окончания
Место служения, сан, должность
не ранее 1908
1917
Оулуская митрополия, Финляндия, г. Тампере, церковь св.блг. кн. Александра Невского, священник
1918
1922
Нижегородская и Арзамасская епархия, Нижегородская губ., с. Дивеево, Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь, священник
Показать все

Преследования

янв. 1930
арестован в Тамбовской губ, провел в тюрьме 2 месяца, освобожден
29.11.1931
арестован в дер. Пушкарка Тамбовской обл.
14.7.1932
осужден Особым совещанием при коллегии ОГПУ на 10 лет заключения в исправительно-трудовой лагерь (ИТЛ) (по ст. 58-10, 58-11 УК РСФСР)
19321933
находился в заключении в Бело­морско-Балтийском исправительно-трудовом лагере (ИТЛ)
март 19331935
находился в ссылке в г. Вологде. Нелегально покинул место ссылки и поселился в с. Выездное Арзамасского р-на Горьковской обл.
2.2.1938
арестован в с. Выездное
февр. 193815.9.1938
находился в заключении в Бутырской тюрьме (г. Москва)
15.9.1938
приговорен военной коллегией Верховного суда СССР к высшей мере наказания (расстрелу) (по ст. 58-10 УК РСФСР)
15.9.1938
расстрелян на спецобъекте НКВД "Коммунарка" под Москвой
26.7.1990
реабилитирован, по году репрессии: 1938
Показать все

Другие сведения

В 1922 г. отец Павел организовал противодействие изъятию церковных ценностей в Диве­еве (по его совету они были заменены на бытовые и сохранились); в августе 1922 г. отстранен от служения архиепископом Евдокимом (Мещер­ским) за непризнание «Живой церк­ви»; в 1923 г. выступал против «Живой церк­ви», распространял воззвание св. Пат­риарха Тихона, «Письмо оптинских старцев», послание митрополита Вени­амина (Казанского); в 1927 г. лишен прихода и постоянного жилья; в 1928 г. написал и распространил бро­шюру «Отношение к советской власти с точки зрения православного нраво­учения» в ответ на Декларацию митро­полита Сергия (Страгородского).

Из показаний отца Павла: «Мною были напи­саны и распространялись среди верующих воззвания против «Живой церкви», а также воззвания против обращения ко всем веру­ющим архиепископа Нижегородского Евдо­кима, в котором благословлялись дни октя­бря как принесшие народу благополучие и свободу... Я усиленно пропагандировал за­кон о свободе совести, изданный в 313 году императором Константином, согласно кото­рому Церкви возвращалось конфискован­ное имущество, а духовенству предоставля­лись политические права. Этот Миланский эдикт я сопоставлял в качестве историчес­кой параллели с декретом о свободе совести, объявленным в Советском Союзе, и требо­вал предоставления Церкви политических прав, открытия духовных школ, свободы церковной печати... Сергий Страгородский выступил с Декларацией советскому прави­тельству в которой от имени Православной Церкви выражал благодарность советской власти за дарованные свободы и провозгла­шал солидарность Церкви с проводимой политикой социалистического строитель­ства... Я попытался выступить против этой Декларации с обращением к митрополиту Сергию, но мне было указано, что я своим выступлением неправильно оцениваю собы­тия... Я написал в 1928 году брошюру „Отно­шение к советской власти с точки зрения христианского нравоучения"... Основные положения моей брошюры следующие: Я считал, что Церковь может быть аполитич­ной только тогда, когда она будет находить­ся в пустыне. Доколе же она живет в госу­дарстве, аполитичной она быть не может, и вопрос об отношении Церкви и государства оставаться открытым не может. А раз так, нужно ставить вопрос ребром — можно ли христианину признавать советскую власть? На этот вопрос я отвечал резко отрицатель­но и делал вывод, что христианин призна­вать советскую власть не должен, а повино­ваться ей он может лишь под давлением насилия».

Сообщить о неточностях или дополнить биографию