Утехин Василий Петрович, священник

Родственники

Показать всех

Образование

Дата поступления
Дата окончания
Учебное заведение
Комментарий
1896
Симбирская духовная семинария
Развернуть

Рукоположение, постриг, возведение в сан

1896
рукоположен во диакона
17.5.1899
рукоположен во священника
Показать все

Места служения, должности

Дата начала
Дата окончания
Место служения, сан, должность
ок. июня 1899
18.12.1914
Симбирская и Сызранская епархия, Симбирская губ., Буинский уезд, с. Убеи, священник. С 1900 законоучитель Убеевского начального училища
Показать все

Награды

право ношения набедренника
право ношения скуфьи
право ношения камилавки
Показать все

Другие сведения

«Василий Петрович был во всех отношениях очень хороший священник. Весьма хорош был он как человек: воспитанный (очень хорошие люди — родители), выдержанный, уравновешенный, добродушный.

Очень приятен был он и как священник. Это был самый желательный тип сельского священника. Был религиозный, никогда ни о чем не суемудрствовал, христианские обряды исполнял строго, без нужды их никогда не нарушал. Так же строго относился он и к церковному уставу.

По службе о. Утехин был очень исполнителен. Это был настоящий служака. Он никогда не задавался вопросами; зачем да к чему. Но он не был слепой исполнитель „пославшего“, а разумный. Мне очень памятна одна беседа с ним о нашей церковной жизни. Когда его собеседник заговорил о прибавлении в метрической книге текста: „в честь святого N, память которого празднуется церковью тогда-то“, и признал его совершенно лишним и бесполезным, то В. П. сказал: „писать, конечно, можно, но возлагать на эту запись такую большую надежду, какую возлагают авторы его, это просто абсурд“. (Ведь, в докладе прямо сказано было, что у нас народ потому не религиозен, что не знает — имя какого святого он, носит). Или один уездный наблюдатель вошел с докладом, что церковные школы идут недостаточно успешно — потому, что не при всех школах имеются школьные советы, а будут советы, все пойдет хорошо. Его собеседник выразил полное недоумение, а о. Утехин сказал: „если бы дело зависело только от школьных советов, то это устроить не трудно; советы хорошая вещь, но не в этом только спасение“. Таких мыслей он высказывал часто. — По убеждениям он был среднего направления: не либерал и не консерватор.

У о. Утехина не было всевозможных „обществ“ или товариществу — он их не заводил. Он строго придерживался своих прямых пастырских обязанностей, усердно исполнял их. Работал ровно, спокойно, без особых увлечений „новинками“, посторонним делом почти не занимался, жил чисто приходскими интересами.

Отношение к своим прихожанам у него было чисто пастырское: он никого близко не подпускал, ни у кого не заискивал, всех приветливо принимал и провожал.

Убеи чисто инородческий приход. Сознав, как важно для священника знание языка своих прихожан, В. П. постарался изучить чувашский язык и пользовался им везде — и в школе, и в церкви. Народ относился к нему хорошо, с ним у него не было никогда никаких недоразумений. Еще при жизни все всегда отзывались о нем с самой хорошей стороны, а после смерти все только и твердили, что батюшка был очень хороший.

О. Утехин был если не со всеми достоинствами, то со многими, но уже крупных недостатков не имел. И по тому Господь благословил его во всех отношениях: дал ему весьма достойную матушку, такую же умную, выдержанную, дал ему хороших деток (их у него осталось шестеро: самый старший учится в III классе духовного училища, самый младший — еще грудной), приход обеспечивал его вполне достаточно, народ относился к нему хорошо, начальство ценило его, — и уже имел камилавку. Крупных несчастий у него, если не считать смерти 8-летнего сына, не было. О. Утехин был самый счастливый сельский священник. — Но в последние годы В. П. стал жаловаться на живот. Обращался к местным врачам, ездил в Симбирск и даже в Казань, но нигде точно не могли определить болезнь. Только нынче осенью в Казани признали рак желудка, но сказали, что уже поздно. Удивительные люди эти врачи! Поедешь вскоре, говорят, что болезнь еще не выяснилась, нельзя поставить диагноз; поедешь немного погодя, — говорят: поздно. Покойный очень удивлялся отношению профессоров к больным, он вынес впечатление, что профессорам нужны деньги, деньги, деньги; ты у него отнимаешь несколько минут и за это заплати ему деньги да большие...

Отпевать собрались все окрестные священники, родственники и весь приход. Литургию совершало 6 священников и 2 диакона, отпевание — 8 священников; пело два хора и довольно хорошо. Много тут было слез и рыданий... особенно убивалась старуха мать. Прощались более часа, картина была ужасная, вся церковь рыдала... Произнесено было одно поучение в утешение осиротевшим и в назидание присутствующих и три надгробных слова, (свящ. Ивановым, Фиалковым и М. Ф. Ефимовым. Все три оратора характеризовали покойного как примерного священника и человека. Особенно подробно охарактеризовал покойного его прихожанин М. Ефимов...

Мир праху твоему, дорогой собрат!» (Священник Утехин : (Некролог) ...).

Развернуть
Сообщить о неточностях или дополнить биографию