Отт Владимир Васильевич, протоиерей

  • Дата рождения: 16.7.1901
  • Место рождения: г. Москва
  • Дата смерти: 29.7.1992
  • Место смерти: г. Старый Оскол, погребен в ограде Ильинской церкви

Родственники

  • отец  —  Отт Вильгельм (Василий) Адольфович, немец, лютеранин по вероисповеданию, торговый служащий
  • мать  —  Отт Мария
  • брат  —  Отт Евгений Васильевич
  • жена  —  Отт (Тарасова) Анна Васильевна, регент левого хора церкви свт. Николая в Кленниках
  • дед  —  Северин Евгений Федорович
  • бабушка  —  Северин Мария Юльевна
Показать всех

Образование

Дата поступления
Дата окончания
Учебное заведение
Комментарий
1919
Петропавловское мужское училище при евангелическо-лютеран­ском соборе свв. Петра и Павла (г. Москва)
1920-е
Московское Высшее Техническое училище
обучался в течение года
1920-е
Высшие художественно-технические мастерские (ВХУТЕМАС)
обучался
Развернуть

Рукоположение, постриг, возведение в сан

16.10.1953
рукоположен во священника
не ранее 1961
возведен в сан протоиерея
Показать все

Места служения, должности

Дата начала
Дата окончания
Место служения, сан, должность
1921
1929
Московская епархия, г. Москва, церковь свт. Николая в Кленниках, певчий, чтец, занимался уборкой в алтаре
окт. 1953
1958
Орловская и Брянская епархия, Орловская обл., с. Шахово, Свято-Троицкая церковь, священник
1958
1959
Орловская и Брянская епархия, г. Орёл, Афанасьевская церковь, священник, настоятель. Летом 1959 участ­вовал в освидетель­ствовании мощей свт. Тихона Задон­ского, после чего по требо­ванию властей «уволен на покой согласно прошению»
10.10.1961
1984
Курская и Белгородская епархия, Белгородская обл., г. Старый Оскол, Ильинская церковь, протоиерей, настоятель; вышел за штат
Показать все

Награды

1977
орден св. Владимира 3-й степени
1980
право служения в митре
Показать все

Преследования

28.10.1929
арестован в г. Москве по адресу: Покровка, Сверчков пер., 8–4 как член «антисоветской группы духовных детей» отца Сергия Мечева
20.11.1929
осужден Особым совещанием при коллегии ОГПУ на 3 года ссылки в Северный край (по ст. 58-10 УК РСФСР)
19296.6.1930
находился в ссылке в г. Каргополе
6.6.193028.11.1930
находился в ссылке в пос. Подюга Шенкурского р-на Северного края, работал техником на стройке железнодорожной ветки Коноша—Вельск
28.11.1930
освобожден с лишением права проживания в 12 населенных пунк­тах СССР и Уральской обл., с прикрепле­нием к определенному месту жительства на 3 года. Выехал в г. Орел
29.10.1937
арестован по обвинению в «антисоветской агитации» (по материалам следственного дела, вы­сказывал сожаление об увольнении из ар­тели монахини Эсфири (Вяль), беспоко­ился о ее дальнейшей судьбе и советовал ей пытаться восстановиться на работе)
2.12.1937
осужден тройкой при УНКВД по Орловской обл. на 10 лет заключения в исправительно-трудовой лагерь (ИТЛ) (по ст. 58-10 УК РСФСР)
дек. 193729.10.1947
находился в заключении в Бело­морско-Балтийском исправительно-трудовом лагере (ИТЛ), во 2-м Онеж­ском отделении Беломорско-Балтийско­го комбината (дер. Пяльма)
Показать все

Другие сведения

После 1919 г. Отт В. В. служил конторщиком в коллегии заво­дов по изготовлению гранат, затем конторщиком на службе телеграфа Северной ж.-д. В декабре 1921 г. присоединился к право­славию в церкви свт. Николая Чудотворца в Кленниках и стал активным прихожа­нином этого храма. Нес послушание певчего левого хора, чтеца, занимался уборкой в алтаре храма, 25.9.1925 г. посвящен в стихарь. Работал руководителем электротехни­ческой артели, техническим препода­вателем в Госкинотехникуме, хронометражистом на фабрике Мострикотажа «Красная Заря», затем нормировщиком на деревообрабатывающей фабрике. 22.9.1929 г. Владимир Васильевич был обвенчан с Анной Васильевной Тарасовой, регентом левого хора храма свт. Николая в Кленниках. С 1930 г. проживал в г. Ореле, работал техни­ком-нормировщиком на строительстве завода № 3. Сюда к нему приехала супру­га, в г. Орле родился их сын. В 1936–1937 гг. работал экономистом в арте­ли им. «Парижской Коммуны» Многопромсоюза в г. Орле. После освобождения в 1947 г. вернулся в г. Орел, работал в тресте «Водстрой»; в 1951–1953 гг. главный инженер строительно-монтажной Нарышкинской конторы треста «Водстрой». В 1952 г. Владимир Васильевич овдовел.

«Архиепископ Иркутский и Ангарский Вадим (Лазебный), в детстве живший в селе непода­леку от Ильинского храма слободы Ездоцкой вспоминал: "Мы, дети, любили о. Владимира как праздник. Любили запах ладана, шед­ший от него, сухую, горячую ладонь на голове. Если он наставлял, то один раз и так необидно, что душа впитывала наставление, как жажду­щая земля влагу. И все слушали, слышали и слушались... Школа о. Владимира суще­ственно отличалась от светской. Прежде всего он учил своею жизнью, собственным приме­ром. Помню его входящего во врата церкви. В стареньком подряснике, который он нико­гда не снимал, говоря: «...носить подрясник — это уже проповедь», с распухшими тетрадками в руках... С прихожанами храма о. Владимир бьш особенно внимателен. Никогда не позво­лял он себе отвечать кому-либо на ходу, через плечо. Остановившись, внимательно выслу­шивал собеседника. А слушать он очень умел. Всегда задавал наводящие вопросы, и собе­седник раскрывался весь, и тогда они вместе искали пути выхода из беды. Никто не уходил от него неутешенным. Шли к нему со всеми жизненными вопросами. Интеллигенты, кре­стьяне, дети, партийные работники. Сколько же любви, жалости, сколько души было в нем! Всех слышал, понимал, помогал... Он был немцем по национальности. В его сдержан­ности, учтивой собранности и вдумчивости угадывался человек европейской культуры и образования. Но я мало встречал в своей жизни батюшек, столь преданных Правосла­вию, столь пламенно приверженных строгой канонической старой русской православной школе. Именно он преподал мне первые уро­ки Православия, объяснил смысл богослуже­ний, связывая его с корневой русской духов­ностью, историей и культурой, познакомил с православной русской древностью, преда­ниями и традициями нашего народа, изъяснив их отличие от других вероисповеданий... Он был очень красивым человеком. Высо­кий, стройный, худощавый, с благородной серебряной сединой, обрамлявшей его пра­вильное лицо с большими светящимися гла­зами. Низко склонялся он над кающимся, и в прекрасном строгом лике его было столько любви и сочувствия, что люди раскрывались перед ним без боязней и оглядок. Восприняв­ший во всей полноте православие и глубин­ную мудрость от знаменитого отца Алексия Мечева, отец Владимир хорошо знал природу греха, умел отделить его от человека. Ино­гда он светился неземным светом над каю­щимся, иногда плакал и сетовал так, словно сам совершил исповедуемый грех. Много вы­страдавший в жизни, он понимал и разделял страдания современника... Отец Владимир не замечал неудобств и, если ему говорили о его собственной нужде, он удивлялся, считая, что имеет все, что нужно священнику. Ведь глав­ное счастье, весь смысл его жизни была Боже­ственная Литургия. Чего было еще желать ему, любящему всем своим существом Богослуже­ние?! Те немногие книги по богослужению, которые он имел, были для него драгоценны. Он не уставал переписывать в растерзанные от бесконечного употребления тетрадки недоста­ющие фрагменты той или иной службы. Пере­писывал житийные материалы для пропове­дей, молитвы и месяцесловы. От него я узнал об Уставе Церкви и ее истории. Часослов был для него воздухом. С ним начинался его день, им и заканчивался... К проповедям батюшка готовился подолгу, допоздна склоняясь над своими тетрадками. До поздней ночи свети­лось окно церковной сторожки. Прохожие прихожане знали — отец Владимир молится... Проповеди он произносил негромко, ясным интеллигентным языком, четко выговаривая, как все лица иностранного происхождения. В его проповедях чувствовалась громадная начитанность, культура... знание языков, ис­тории народов, всемирной литературы. Это привлекало к нему студентов. Молодежь он любил, умел с нею разговаривать, без высоких и менторских нот. С изумительным тактом умел он поправить юную душу, если видел, что она встала на ложный путь, не оскорбив молодого человека и не разрушая ничего в его судьбе"» (За Христа пострадавшие : Гонения на Русскую Православную Церковь … Кн. 12. С. 332–333).

Развернуть

Литература

Показать все
Сообщить о неточностях или дополнить биографию