Милицин (Милицын) Виталий Степанович, протоиерей

Образование

Дата поступления
Дата окончания
Учебное заведение
Комментарий
1889
Тобольская духовная семинария
Развернуть

Рукоположение, постриг, возведение в сан

2.4.1898
рукоположен во священника
1925
возведен в сан протоиерея
Показать все

Места служения, должности

Дата начала
Дата окончания
Место служения, сан, должность
1889
1894
Оренбургская и Уральская епархия, Оренбургская губ., Челябинский уезд, с. Столбово, Михайло-Архангельская церковь, псаломщик
1894
1895
1895
1898
Оренбургская и Уральская епархия, Оренбургская губ., г. Челябинск, Челябинское духовное училище, надзиратель, учитель пения
2.4.1898
27.9.1911
Оренбургская и Тургайская епархия, Оренбургская губ., Челябинский уезд, с. Куртамыш, Петропавловская церковь, священник. Заведующий и законоучитель церковно­-приходских школ; законоучитель двух­классного министерского училища; председатель Кирилло-Мефодиевского братства в с. Куртамыш; заведующий благочиннической библио­текой; смотритель Куртамышского свечного склада; член-соревнователь Челябинского попе­чительства о народной трезвости; член благочиннического совета
27.9.1911
1923
Челябинская и Троицкая епархия, Уральская обл., г. Челябинск, Свято-Троицкая церковь, священник, настоятель; законоучитель 5-го Челябинского мужского училища; член Челябинского уездного отделения Оренбургского епархиального училищ­ного совета; член Ревизионного комитета и духовный следователь Челябинского городского окр. С апреля 1913 духовник челябинских градских храмов; с 1917 гласный городской думы
1923
1928
Уральская и Покровская епархия, Уральская обл., г. Шадринск, Николаевская церковь, протоиерей, настоятель
Показать все

Награды

1903
право ношения набедренника
1907
право ношения скуфьи
1917
право ношения наперсного креста, от Святейшего Синода выдаваемого
Показать все

Преследования

1925
судим за «антисоветскую агита­цию», затем оправдан
20.2.1928
арестован вместе с группой шадринского духовенства по обвинению в «ан­тисоветской агитации и пропаганде, рас­пространении провокационных слухов о войне и гибели соввласти»
авг. 19281928
находился в заключении в Бутырской тюрьме (г. Москва)
10.8.1928
осужден Особым совещанием при коллегии ОГПУ на 3 года заключения в концлагерь (по ст. 58-10 УК РСФСР)
192825.2.1931
находился в заключении в Соловецком лагере особого назначения (СЛОН)
28.2.1931
осужден Особым совещанием при коллегии ОГПУ на 3 года ссылки в Северный край (через ПП ОГПУ)
193116.6.1933
находился в ссылке в Усть-Куломском р-не Коми АССР, работал на лесоповале
25.3.1991
реабилитирован Курганским областным судом, по году репрессии: 1928
Показать все

Другие сведения

«В марте 1917 г. протоиерей Виталий Милицин произнес в храме проповедь по случаю отре­чения императора Николая II, сказав: "Сей­час кучка людей, захватившая власть в свои руки, свергла Государя с престола и лишила его свободы. Одумайтесь, православные. Что мы будем делать без царя? Царя у нас распяли. Помолитесь же, братья, за царя". После избрания на Патриарший престол святителя Тихона (Беллавина) был верным его последователем. 25 сентября 1927 г. в Шадринске отмечали праздник прославления мощей св. Симео­на Верхотурского. Ковчег с частицей мощей св. Симеона хранился в Спасо-Преображен­ском соборе, который к этому времени заняли "григорьевцы", поэтому торжественное богослужение состоялось в Никольском хра­ме, куда, по убеждению верующих, "перешла благодать" от св. мощей. На праздник собра­лось более 1000 человек — жителей Шадринска и близлежащих деревень. Литургию слу­жили четыре священника Никольского храма и священнослужители двух соседних храмов города. В это же время в Спасо-Преображен­ском соборе, где служили раскольники, на литургии присутствовали 40–50 человек. Та­кое событие не могло остаться без внимания властей, и вскоре было начато следственное дело против шадринского духовенства, об­виняемого в "антисоветской агитации и про­паганде, распространении провокационных слухов о войне и гибели соввласти". Были взя­ты под стражу настоятель Никольского храма протоиерей Виталий Милицин, клирики того же храма протоиерей Павел Фаворитов, про­тоиерей Александр Буткин, протоиерей Па­вел Писарев, настоятель церкви свв. Флора и Лавра протоиерей Иван Суставов, прото­иерей Владимирской церкви Андроник Бир­ский. 10 августа 1928 г. Особое совещание при Коллегии ОГПУ приговорило во внесудебном порядке всех шестерых священников к заклю­чению в концлагерь сроком на три года. Из Екатеринбурга их повезли сначала в Москву, в Бутырскую тюрьму; затем с московским этапом они были доставлены в Соловецкий лагерь особого назначения. Отец Виталий от­бывал срок в 1-м отделении 14-й роты. 29 мар­та 1929 г. он ходатайствовал о смягчении приговора: "Так как предъявленное мне об­винение приурочивается к 25 октября 1928 г., т.е. до времени октябрьской амнистии этого года, сим позволяю себе обратиться в ОГПУ с просьбой, не найдет ли коллегия возможным применить ко мне амнистию, сократив срок моей высылки в Соловки по своему усмотре­нию, — тем более, что, по совести, никакой вины против советской власти за собой не знаю и долгом гражданской порядочности ни­когда не пренебрегал". В Коллегии ОГПУ на прошение ответили резолюцией: "Принимая во внимание его антисоветскую деятельность, удовлетворение ходатайства нежелательно". По отбытии лагерного срока о. Василий был выслан в Усть-Куломский район Коми АССР. Из ссылки он писал послушнице Анастасии Золотуриной словами апостола Павла: "Мы являем себя как служители Божии, в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных об­ стоятельствах, под ударами в темницах, в из­ гнаниях, в трудах... В силе Божией, с оружием правды в правой и левой руке, в чести и в бес­честии, при порицаниях и похвалах... нас огорчают, а мы всегда радуемся... Да сохранит же Господь всех нас в Своей радости святой. Молитесь, родная, за нас. Слава Богу за все!" Протоиерей Виталий Милицин умер в ссыл­ке рано утром 16 июня 1933 г. После его кон­чины старушка, ухаживавшая за ним, написа­ла сестре о. Виталия Анне: "Великим постом на первой неделе читал Повечерие великое. Так хорошо все утешались его чтением. На Страстной Великую субботу пели «Воскресни Боже, суди земли, яко ты наследише во всех языцех». Так хорошо, что и до сих пор вспо­минают. И вот после Пасхи он стал очень упа­дать силами. На св. Николая приходил в цер­ковь, но уже очень был слабый. Я ему даже не советовала идти, так себя утомлял. Но он сказал: я очень люблю св. Николая и ради него соберу последние силы и схожу. И это было последнее его хождение в церковь... Человек это был такой добрый и нестяжательный. Ко­гда умер, то приходили и плакали. Всем, бы­вало, подаст. Хозяйка говорит, сколько раз видела: насыплет круп в бумажки и раздает. И когда умер, у него ничего не было, только одна манка да немножко, с чашку, пшена. Вот какой был батюшка нищелюбивый, «блажены милующии, яко тии помилованы будут»... Во время болезни ему захотелось причаститься. Я позвала одного очень хорошего протоиерея, которого батюшка очень уважал. Это было в четверг. Батюшка пришел со Святыми Тай­нами. Батюшка так был рад. Исповедовался очень долго, и после причастия выпил два ста­кана чаю. Я стала его поздравлять, целую ему ручки, а он, как всегда, меня в лоб, и говорит: «Как я, матушка, рад, поисповедался и при­частился. Спасибо, что вы так все устроили». И я так была рада, и батюшка говорит: «Но те­перь, да будет воля Господня, я на все готов». И в этот день он ничего не кушал, только одно кипяченое молоко. Квартира его была очень спокойная, хозяин это время был в больни­це за двести верст, а хозяйка на работе целый день. А придет — она уходила в другую хату, и мы были только вдвоем. Ночь под пятницу лежал спокойно. Утром зовет меня... и гово­рит: «Матушка, как я кушать хочу». Я гово­рю: «Батюшка, что вам дать?» Он говорит: “Молочка”. Я дала стакан, он весь его выпил и опять лег. И все говорит: «Господи, помоги мне». Зовет меня: «Матушка, утри мне на лице пот». Я взяла полотенце, все его личико вы­терла. Лежал он на левом боку, потом повер­нулся навзничь и стал кончаться... Я зажгла свечку, положила двенадцать поклонов. И так тихо скончался, а главное, до самой смерти был в полном сознании. Я так много плакала, вас всех призывала. Разбудила хозяйку, разде­ли его; лежал такой хороший, маститый пас­тырь, страдалец. Хозяйка сказала, за одеяло сделают гроб и свозят на лошади на кладби­ще... Схоронили — отдельная могилка; убрала сосенками, поставили скудный крест. Хожу на могилку на дни, двадцатый день пою панихидку, поплачу..."» (За Христа пострадавшие : Гонения на Русскую Православную Церковь … Кн. 10, т. 2. С. 21–22).

Развернуть

Литература

Показать все
Сообщить о неточностях или дополнить биографию