Агафангел (Догадин Николай Алексеевич), архимандрит

«Светочем православия, выдающимся пастырем земли Новгородской называли его земляки. Он был одним из образованнейших пастырей епархии и великим подвижником. По его молитвам к Богу раковые больные получали исцеление, он мог вымолить жизнь попавшему в автокатастрофу человеку или остановить наводнение в Ильмень-озере. В день к нему приходило за советом и помощью до ста человек ...» (Г. П. Дурасов. «Как жить, чтобы святу быть» ...)

Родственники

  • дед  —  Догадин Архип , строитель, участвовал в возведении столичной гостиницы «Москва»
  • отец  —  Догадин Алексей Архипович , строитель. В 1930-е семья находилась в ссылке на Кузнецкстрое, жили в землянках. В годы Великой Отечественной войны призван в действующую армию. Погиб подо Ржевом в 1942-м
  • мать  —  Елена (Догадина Анастасия Ивановна; 30.9.1909, дер. Слободка Рязанской губ. – 16.1.1992), монахиня. Погребена рядом с сыном на кладбище Варлаамо-Хутынского монастыря Новгородской обл.
Показать всех

Образование

Дата поступления
Дата окончания
Учебное заведение
Комментарий
1954
средняя школа в г. Москве
1955
1958
Ленинградская духовная семинария
1958
1962
Ленинградская духовная академия
окончил со степенью кандидата богословия (тема сочинения «Разбор книги "Природа церкви" с точки зрения православного учения о сущности и природе Церкви»)
Развернуть

Рукоположение, постриг, возведение в сан

15.7.1962
пострижен в монашество в Троице-Сергиевой лавре по благословению Святейшего Патриарха Алексия (Симанского)
9.9.1962
рукоположен во иеродиакона архиепископом Ярославским и Ростовским Никодимом (Ротовым)
5.2.1963
рукоположен во иеромонаха архиепископом Ярославским и Ростовским Никодимом (Ротовым)
1974
возведен в сан игумена
1988
возведен в сан архимандрита
Показать все

Места служения, должности

Дата начала
Дата окончания
Место служения, сан, должность
1961
янв. 1962
Московская епархия, г. Москва, отдел внешних церковных сношений Московской Патриархии, библиотекарь (работал без отрыва от учебы в академии)
1.1.1962
дек. 1962
Ярославская и Ростовская епархия, г. Ярославль, иеродиакон, секретарь архиепископа Ярославского и Ростовского Никодима (Ротова)
15.12.1962
февр. 1963
Московская епархия, г. Москва, отдел внешних церковных сношений Московской Патриархии, иеромонах, референт
5.2.1963
28.12.1963
Русская духовная миссия в Иерусалиме, Государство Израиль, г. Иерусалим, иеросхимонах. 7.5.1963 назначен временно исполняющим обязанности начальника духовной миссии
20.1.1964
21.1.1976
Псковская и Порховская епархия, Псковская обл., г. Печоры, Псково-Печерский монастырь, игумен (до 1874 — иеромонах)
16.2.1976
янв. 1988
Ленинградская и Новгородская епархия, г. Новгород, церковь св. апостола Филиппа, игумен, штатный священник
янв. 1988
май 1993
Новгородская и Старорусская епархия, Новгородская обл., г. Старая Русса, церковь вмч. Георгия Победоносца, архимандрит, настоятель. Благочинный Старорусского округа (янв. 1988 – 27.5.1993). Участник Поместного Собора 1990-го
27.5.1993
авг. 1993
Новгородская и Старорусская епархия, Новгородская обл., г. Старая Русса, Воскресенский собор, архимандрит, настоятель
30.8.1993
8.2.1999
Новгородская и Старорусская епархия, Новгородская обл., г. Старая Русса, церковь вмч. Георгия Победоносца, архимандрит, штатный священник
Показать все

Награды

5.2.1963
право ношения набедренника
1963
право ношения золотого наперсного креста
1977
право ношения наперсного креста с украшениями, награжден «за ревностное служение»
Показать все

Подробная биография

Родился будующий архимандрит Агафангел 5 декабря 1936 года «в семье зажиточных крестьян д. Слободка Рязанской области Михайловского района у Алексея Архиповича и Анастасии Ивановны Догадиных. Семья жила очень дружно, была трудолюбива и не знала недостатков. Но недолго прожили молодожены в браке, всего лишь полгода, как на них грянула беда. Отца с матерью забрали и отправили в ссылку на "Кузнецкстрой" как "спецпереселенцев".

Анастасия Ивановна часто вспоминала со слезами на глазах, как председатель накануне сказал Насте: "Уходи домой, ты из бедной семьи и жила только полгода, ничего тебе не будет, а завтра утром много будет слез". Но она не оставила мужа и никуда не ушла. "Ведь мы любили друг друга. Как же я оставлю мужа!" Таким образом, они оказались с мужем на "Кузнецкстрое". В ссылке у них народился мальчик. Жили в землянках, пол земляной, кровати стояли вплотную она к другой.

От голода и холода люди умирали, ссыльным делали гробы, а заключенных клали прямо в яму, как дрова, штабелями. Началась эпидемия дизентерии, тифа. У Алексея Архиповича возник план побега. Они были расконвоированы, разрешалось ходить в город свободно.

Анастасия Ивановна вместе с сыном тайно уезжает. Билет купили в мягкий вагон, в котором ехали военные. Кондуктор говорил: "Молодцы, догадались. Потому что этот вагон на станциях не проверяли". В дороге мальчик заразился дифтерией. Приехала домой к своим родителям, там и первого сына похоронила. Через короткое время сбежал Алексей Архипович. Тайно ушли из слободки и начали скитания по городам. Муж Анастасии Ивановны был трудолюбивый и мастеровой. В Твери устроились на работу, там похоронили и второго сына.

В их деревне был обычай: мужчины по окончании домашних работ уходили на заработки (стекольщики вставляли стекла). Как увидят своих односельчан, так сразу уезжают в другое место. Решили поехать в Москву, там их никто не знает. Сразу устроились на работу, дали им комнату 18 кв. м в коммунальной квартире.

Но вот грянула война. Анастасия Ивановна уезжает в Слободку на родину, а Алексей Архипович по повестке уходит в армию, комнату закрыл на ключ.

Под Ржевом в 1942 г. Алексей Архипович погиб. Сохранилось несколько писем, в каждом письме пишет жене, чтоб берегла Колю, "и три раза поцелуй за меня, скажи сыну, что так велел папа".

По возвращении в Москву узнали, что комната оказалась занятой другими жильцами. Анастасия Ивановна обратилась в военкомат, а военком посоветовал не брать другое жилье, а подождать, когда освободится комната. Люди оказались хорошие, они даже подкармливали их, с Колей они жили вместе. Через некоторое время комната освободилась, и Анастасия Ивановна дожила в ней до самой смерти.

Еще маленьким ребенком Анастасия Ивановна взяла в церковь Колю, чтобы причастить. Когда открыли царские врата, Коля от радости захлопал в ладоши и сказал: "Как красиво! Всегда буду сюда ходить". Ему было показано Господом видение.

У Коли был друг Володя Захаркин, и он его рекомендует прислуживать в алтаре, а мать ничего не знает, что ее сын Коля прислуживает в церкви. Мать с первой электричкой от ст. Ухмоская уезжает на работу в Москву на молокозавод, а Коля, чтобы не проспать, караулит, как она уходит, сразу же встает и бежит в церковь и сидит на паперти, ожидает, когда откроют храм.
Однажды служащий священник о. Сергий говорит: "Анастасия Ивановна, почему вы так рано будите Колю? Нас еще никого нет в церкви, а он уже сидит на паперти и ждет, когда откроют церковь".

В церкви прислуживала монахиня Арсения, вот она-то и научила мальчика молитве, читать по-славянски, пению. Голос у него был сильный, чистый. После литургии брала с собой домой, накормит его и говорит: "Коляшка, пойдем со мной на огород". Она оберегала его от уличных ребят, а к вечеру к приходу матери с работы отправляла домой. Батюшка очень любил и уважал матушку Арсению. Она несколько раз Успенским постом приезжала в Новгород к любимому батюшке.

Однажды Коля спрашивает у матери разрешения поехать в монастырь в Загорск вместе со своим другом. Мать благословила их и дала денег на дорогу. Вечером друг Володя возвращается один. Анастасия Ивановна спрашивает: "А где же Коля?" — "Тетя Настя, Колю оставил самый главный начальник, а вам дал денег на дорогу и просил приехать завтра".

На следующий день Анастасия Ивановна приезжает в Лавру к концу службы. Смотрит, монахи идут в трапезную, и Коля, ее сын в своих руках несет нижний край мантии наместника. Среди народа наместник узнал Анастасию Ивановну, подошел к ней и говорит: "Анастасия Ивановна, мне нужно с вами поговорить", и приглашает ее в свои покои. В разговоре наместник архимандрит Иоанн говорит: "Вот, Коля хочет остаться у нас в лавре. Я не против, но ведь он еще мал, сейчас он хочет, а станет взрослым — вдруг расхочет? Как тогда быть? И — второе: ему нужно еще учиться. Договорились — хорошо, пусть Коля учится, а на каникулы приезжает в Святую обитель".

Вызвал в покои портного, с мальчика сняли мерку и вскоре сшили богослужебное облачение. Как же рвалась его душа в обитель к преподобному Сергию! За время обучения в школе все каникулы Коля находился в Святой обители на послушаниях: пел, читал, топил баню, трудился в просфорне, занимался уборкой храма.

У Коли было ильное желание пойти учиться в Духовную Семинарию в Загорске, но ему не хватало 4 месяцев до восемнадцати лет — и в учебе отказали. Наместник Пимен (впоследствии — Святой Патриарх) дает Коле рекомендацию и говорит: "Не теряй драгоценного времени, поезжай в Ленинград к митрополиту Григорию, он хороший и примет тебя учиться".

Зимой с рекомендацией наместника Николай едет в Ленинградскую Духовную Семинарию. Семинаристы уже полгода проучились, но впоследствии батюшка догнал студентов.

На собеседовании митрополит Григорий спросил Колю: "Что вы умеете?" Николай не растерялся: "Знаю наизусть несколько псалмов, тропари, могу петь и читать. Митрополит Григорий назвал несколько псалмов и кондаков, последовало звонкое каноническое чтение и пение. Это был блестящий тенор (голос все-таки ставила Лавра). На его прошение митрополит Григорий пишет резолюцию: "Бог благословит". Митрополит распознал в юноше Доброго Вестника, и к концу семестра новичок наверстал круглых отличников.

3 октября 1955 года Николай выбывает из числа учащихся 2-го класса Ленинградской Духовной Семинарии на действительную военную службу... Коля попал служить на флот в Североморск... Но с матерью случилась беда. На заводе мать получает увечье. Коля, узнав о случившейся беде с мамой, пишет ей письмо, чтобы она похлопотала о продолжении его учебы в любимой школе (так он называл семинарию).

Сосед по коммунальной квартире полковник летчик Горлачев спрашивает [Анастасию Ивановну], что Коля пишет. Он просит, чтобы мать похлопотала за него продолжить учебу в семинарии. "Разве с Армии отпустят учиться в Семинарии?" Полковник говорит: "Неважно, где учиться, отпустят". Посоветовал Анастасии Ивановне обратиться к Министру обороны Маршалу Советского Союза Г. К. Жукову. Вначале Анастасия Ивановна испугалась и расстроилась, письмо Колино сосед забрал себе и от имени ее написал письмо Г. К. Жукову и сказал: "Отправь заказным письмом. К Новому году Коля будет дома". И действительно перед Новым годом особым распоряжением маршала Г. К. Жукова матрос Николай Догадин был уволен в запас. Когда сын-матрос вернулся домой, мать не стала долго держать его дома возле себя, благословила его продолжить учебу в семинарии.

После окончания семинарии Николая сразу же зачислили в Духовную Академию. В 1962 г. Николай Догадин блестяще заканчивает Духовную Академию. После окончания Академии 15 июля 1962 г. принимает монашеский постриг с именем иеромонаха Агафангела. Постриг совершил Архиепископ Ярославский и ростовский Никодим (Ротов) в Троице-Сергиевой Лавре 15 июля 1962 г. Владыка возлюбил духом и сердцем Агафангела. Распоряжением за № 366 от 12 июля 1962 года назначает его личным секретарем-референтом и переводит в отдел Внешних Церковных Сношений, которым управлял сам Владыка.

При постриге схиигумен о. Михаил (крестный отец), сопровождавший к постригу, говорит как бы все про себя, но это он предсказал будущую жизнь батюшке: "Всем-то я мешаю, отовсюду меня гонят, мирские батюшки меня ненавидят, все мне завидуют, а один даже хотел меня убить. Иду я вдоль берега, а он за мной бежит, чтобы меня убить. Я как кину ему кость и говорю: На, подавись! И этот человек подавился. Хотел в Иерусалиме остаться, восемь месяцев прожил там, а потом и оттуда выпроводили". Снимает с себя крест с украшением и дает батюшке на память, а через день просит вернуть обратно: «Отдай мой крести, а возьми Библию». Батюшка говорит: "Отче, у нас с мамой есть Библия". "Ну, тогда возьми белый хлеб — и никогда ни в чем не будешь иметь нужды". Видимо старец-схимник испытывал молодого монаха.

Все предсказания крестного отца сбылись. Действительно батюшка в жизни терпел и гонения, и унижения. Часто говорил: "На меня восстали все силы ада". И это происходило от духовных лиц. За то, что приводил людей к вере, за открытие храмов и вообще за все свои труды получил мученическую кончину.

Постановлением Святейшего Патриарха и Священного Синода от 23 января 1963 года за № 7 иеромонаху Агафангелу (Догадину) определено быть членом Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. Постановлением от 5 февраля 1963 года иеромонах Агафангел (Догадин), членом Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. Его Святейшество возложил на него Наперсный Крест. По благословению Его Святейшества иеромонах Агафангел может за Богослужением на себя Набедренник возлагать.

Указом от 14 апреля 1974 г. за № 208 иеромонах Агафангел (Догадин) за усердное ревностное служение, неустанные труды и за горячую любовь ко Святой Обители Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Пименом награжден саном игумена, с возложением палицы.

На 494-м заседании Совета Ленинградской Духовной Академии и Семинарии 3 марта 1966 года за курсовое сочинение действительного студента Совета Ленинградской Духовной Академии иеромонаха Агафангела (Догадина) выпуска 1962 года на тему "Разбор книги "Природа церкви" с точки зрения православного учения о сущности и природе Церкви" на основании высказанных отзывов рецензентов, отметивших положительные качества работы автора, ценность сделанного им перевода книги "Природа церкви" было решено присудить иеромонаху Агафангелу (Догадину) ученую степень кандидата богословия.

По возвращении из Иерусалима иеромонах Агафангел трудится секретарем у Митрополита Иоанна в Псковской епархии. В последующие годы отец Агафангел становится насельником Псково-Печерского монастыря. В качестве паломника о. Агафангел много раз бывал за границей: во Франции, Бельгии, Финляндии, Швеции.

Указом № 4 от 4 февраля 1976 г. распоряжением Высокопреосвященного Митрополита Новгородского и Ленинградского Никодима игумен Агафангел назначается священником церкви св. Ап. Филиппа в г. Новгороде.

Указом № 8 от 29 марта 1977 года Его Святейшество Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен ко дню Святой Пасхи 1977 года Агафангел награждается Крестом с украшением.

Указом № 1 от 16 января 1988 года Митрополит Новгородский и Ленинградский Алексий игумена Агафангела (Догадина Н. А.) назначает настоятелем Георгиевской церкви города Старая Русса и благочинным Старорусского благочиннического округа с 25 января 1988 года с возведением в сан архимандрита.

Господь наградил архимандрита Агафангела даром прозорливости. Еще находясь в Псково-Печерском монастыре о. Павлу из Белоруссии было предсказано быть священником. Матушке о. Георгия, служащего в церкви Апостола Филиппа в Новгороде предсказал быть матушкой. Матушка Люба приехала в монастырь как паломница, чтобы помолиться. Это было 30 сентября, в день ее Ангела, а о. Агафангел попросил ее отправить в Люберцы поздравительную телеграмму своей маме, поздравить ее с днем рождения, и сказал, что будешь матушкой. И в знак благодарности подарил вырезанную на дереве церковь. Однажды матушка Люба со своей мамой пришла к о. Агафангелу и за чашкой чая стала рассказывать всю эту историю. Батюшка в это время вышел в свою келью и оттуда задает ей вопрос: "А телеграмма-то была в Люберцы?" — "Да, да, в Люберцы, Догадиной Анастасии Ивановне", и показывает сохранившуюся квитанцию. Батюшка отвечает: "Вот она пред тобой и сидит". — "Как же, меня просил отправить телеграмму совсем молодой, интересный монах?".

В воскресный день пришли из храма и трапезничали, раздается звонок, батюшка посмотрел в окно и говорит: "Срочно открывайте калитку". Заходят в дом две женщины, одна больная, с палочкой, а другая здоровая. Это были две родные сестры. Больную батюшка зимой причащал (она была парализована), подарил ей четочки, благословил читать Иисусову молитву по четкам и сказал: "Поправится, летом придешь к нам пешком, и будем вместе пить чай". А жили они далеко, в новом районе. Больная действительно поправилась и пешком пришла к своему батюшке. Плачет и радуется: "Батюшка, я теперь своими ножками, день и ночь благодарю Господа".

Батюшка очень любил детей, он не мог пройти мимо ребенка, чтобы не дать какой-нибудь гостинец. Если случалось, что у него с собой ничего нет, то приведет домой, угостит мороженным, напоит чаем с конфетами, подарит детскую книгу. А если кому чего подарит, сколько же было радости на его лице. Иногда он сам становился как малое дитя.

Здоровье батюшки постепенно стало ухудшаться, силы его покидали, он потерял аппетит, сон. Он знал, что скоро его заберет Господь. Часто говорил, что скоро умрет.

Находясь в отпуске в Свято-Успенском Вышенском женском монастыре в ноябре 1995 года архимандрит Агафангел сильно заболел. Ночью случился сердечный приступ стенокардии. О. Василий, игуменья Нонна с сестрами молились об исцелении архимандрита Агафангела. Матерь Божья услышала молитву, исцелила батюшку. На праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы батюшка пришел в храм, причастился.

Игуменья Нонна создала ему все условия, чтобы выздороветь. Достали хорошего лекарства, нашли человека делать уколы, два раза делали кардиограмму и обеспечили соответствующее питание. Матерь Божья исцелила батюшку. И здесь ему было открыто, что ему дана отсрочка годика три пожить. Силы батюшку стали покидать с каждым днем, батюшка становился слабее, но, преодолевая свою слабость, старался держать себя бодрым.

В воскресенье в январе 1999 года батюшка уехал в Ригу к своим духовным детям о. Олегу, Григорию и Владику. Поездку в Ригу благословил о. Николай Гурьянов с острова Залет и архимандрит Гермоген со Святогорского монастыря г. Пскова. Прощаясь с нами, батюшка пересиливал свою слабость и старался быть бодрым. Он прощался с нами, домашними как-то особенно, как бы навсегда и всех благодарил за любовь к нему и услуги. Каждого несколько раз мазал святым маслом, целовал в голову и просил прощенья со словами "Не умру, но жив буду и повем дела Господни. Господь ведет меня особым путем".

В Риге батюшку пособоровали, причащали Святыми дарами, сестры из женского монастыря все время дежурили у него и читали каноны, акафисты.

Отошел ко Господу светильник веры, горевший теплотой своей любви и сердечным участием. Батюшка вел людей ко спасению путем духовной мудрости и простоты, унаследованной им от опытных старцев Троице-Сергиевой Лавры и Псково-Печерского монастыря: о. Кирилла Павлова, схиигумена о. Михаила (крестный отец), о. Афиногена, о. Луки, о. Сампсона и др.

С его кончиной прекратился источник света и духовная ласка, которая всех, даже озлобленных сердцем и жизнью людей, оживляла и вливала в них примирение и дух бодрости.

Поэтому можно сказать, что его духовные чада лишились не только духовного отца, но и нежной матери, так как у его ног они слагали свои скорби и получали утешение. У него не было никаких проблем, немало было осушено слез. Часто ему говорили: "Батюшка, вам, наверное, обидно?" Нет, это благодатные слезы. Господь меня ведет особым путем. Верьте моему слову, я все знаю, мне теперь господь все открыл"» (М. Сизов. Агафангел — добрый вестник ...).

*   *   *

«8 февраля 1999 г. для духовных детей о. Агафангела навсегда останется самой скорбной датой: в этот день они осиротели...

Архимандрит Агафангел (в миру — Николай Алексеевич Догадин) прожил полных 62 года. Прожил трудно, талантливо, свято. Прожил, как мог, а часто и с превышением сил <...>

Последние две недели своей жизни Добрый Вестник [монашеское имя о. Агафангела переводится с греческого как Добрый Вестник (ангел)] провел в Риге. "Монаху по­добает не лечиться, а только подлечиваться", — цитировал он преподобного Амвросия Оптинского. В Латвию его увезли духовные дети, с уговорами "немного подлечить". Главное же — эту поездку благословляли старцы Псково-Печерского монастыря и о. Ни­колай Гурьянов. Есть все основания считать, что дата кончины о. Агафангелу была Господом открыта: когда выходил из состояния прострации, первым делом он спраши­вал: "Сколько времени? Который сегодня день?" Посему смеем предположить, в Ригу батюшка отправлялся умирать — перейти в мир иной с соблюдением православного мо­нашеского обряда (для того старцы и благословляли): тамошние монахи, ученики пас­тыря, его соборовали, каждый день причащали Святыми Дарами, вычитывали кано­ны...

8 февраля 1999 года, в понедельник, когда Церковь чтит "безплотные силы", т. е. ангелов, на третий день после своих именин он тихо и отошел...

Что-то символическо-мистическое видится в последней рижской поездке: встреча молодого иеромонаха Псково-Печерского монастыря со старцем-рижанином о. Иоан­ном Журавским закончилась прощанием старца архимандрита Агафангела с рижской паствой.

Sic et simpliciter!

Так и только так!

Его почти невесомое тело Старая Русса встретила 10 февраля. Когда в мона­стыре отходили ко Господу старые схимонахи, батюшка удивлялся легкости их тел: "Несем гроб, а в нем словно одна одежда, хотя при жизни были весьма рослыми мужчи­нами". Творец и в его теле упразднил земную тяжесть, детскими стали сильные, крепкие руки бывшего моряка, державшие теперь Крест и Евангелие. Всю ночь над гробом в Георгиевском храме священство и миряне читали псалмы, Евангелие, молитвы...

Живым здесь последний раз архимандрит Агафангел служил до полного изнемо­жения: давать крест прихожанам после отпуста уже не хватило сил...

Наутро Старая Русса хлынула прощаться с любимым пастырем. Вскоре подоспе­ли автобусы из Новгорода — это духовным чадам в последний раз захотелось подольше побыть рядом со своим батюшкой.

Что с того, что день будний! — бросали работу, забывали о проблемах, болезнях, неурядицах, о трескучем морозе ...

И всё шли, шли, шли ...

Происходило еще одно чудо, связанное с личностью Доброго Вестника: неболь­шой храм XIV века вместил в себя город, 90 новгородцев, приезжих отовсюду.

После панихиды курсом на Варлаамо-Хутынский монастырь тронулась траурная процессия, растянувшись на километр.

Сбылось Алексиево обещание: архимандрит Агафангел возвращался в Великий Новгород.

В торжественных облачениях встречал его Владыка Лев с сонмом священников. Здесь и почитаемые старцы, и молодые иереи, и уже послужившие; некоторые из них ученики пастыря — это их он рекомендовал в семинарию и выучил на свои средства. Полнится монастырь новгородским людом. Пришли даже те, кто был лишь наслышан о покойном. К ним присоединяется старорусская паства, повалившая из целого каравана автобусов.

Седая обитель давно не видела столько народа, столько разом плачущих людей, кровными узами не связанных.

И теперь Преображенский собор раздвигал стены, чтобы вместить в себя сразу два города, не считая приезжих из далеких, иных земель...

Море людей...

Морозная, сводящая зубы стынь постепенно отступает перед их дыханием.

Вспыхивает море свечей. Начинается чин отпевания.

И в проповедях, и в частных беседах батюшка любил повторять: «Понятие "человек" определяется двумя словами: "чело" и "век", таким образом, человек — это "челом смотрящий в век (т. е. в вечность)"».

Он всю сознательную жизнь метафизически "смотрел лицом" в вечность.

Отныне он уже не смотрел — он пребывал в ней.

Посреди храма лежал победитель, над которым зазвучали речи, понятные посвя­щенным (...)

Его хоронили на четвертый день; четвертый день от Риги до Новгорода с ним прощался церковный люд, поэтому он лежал не в холодном морге, а в натопленных храмах; но никто не мог расслышать за четверо суток дурного запаха, наоборот, неко­торые обоняли аромат мирра.

Это была полная победа, последний триумф архимандрита Агафангела. Физиче­ской смерти победить он не мог – он победил жизнь.

Все сбылось: его монашеское имя переводится с греческого как "добрый вестник (ангел)", а мирское — как "победитель народа".

Все свершилось: он до последнего дыхания с любовью и смирением проповедовал благую, добрую Весть.

Тем и победил.

Мы не сомневаемся, что о. Агафангел служит теперь, молится за нас непосредст­венно у Престола Божия: многие уже получали духовную помощь, добрую весть оттуда. Так оно и есть.

И пусть сие звучит житийно-канонично, — что делать, если так оно и есть.

Но до тех пор, пока мы здесь, нам всячески будет не хватать нашего пастыря, и его место навсегда опустело.

Сама природа, окружавшая о. Агафангела как-то осиротела, насупилась... Коты, вечно мурлыкавшие от удовольствия в его доме, безжизненно валяются теперь там и сям, всячески выказывая свою тоску по хозяину. И это при прежнем рационе и при большем /внимании к ним келейниц. Утки, с криками бороздившие прежде ряску реки Малашки и получавшие из рук батюшки в один прим три буханки хлеба, нынче нахох­лились, и с каким-то равнодушным видом, почти без сопротивления отдают себя в жертву голодным, хулиганистым пацанам.

Невосполнимо пусто стало без о. Агафангела.

Да, некоторые, безусловно, найдут себе новых духовников, тоже замечательных, добрых, умных священников — слава Богу: Создатель таких еще посылает нам окаян­ным, во спасение, — однако это будут уже другие места и другие истории.

Закончим наш рассказ словами самого о. Агафангела, произнесенными им над гробом архимандрита Алипия, переадресуя их лишь обратно — сказавшему:

«Помолимся все вместе — с верой, надеждой и любовью, которыми жил наш авва: "Пощади яко Бог человеколюбив и милостив Твое создание, и упокой в селениях святых Твоих, идеже мученицы все веселятся, верою преставленного от временных, Многомилостиве." Аминь.»

Духовные чада о. Агафангела

Ноябрь, 1999 год» (Старорусский пастырь архимандрит Агафангел …С. 16, 42–46).

*   *   *

Великий молитвенник, талантливый проповедник Христова Евангелия, мудрый духовный наставник. Сотни и сотни людей духовно росли на проповедях архимандрита Агафангела, получали мудрые наставления в задушевных беседах, на которые он был так щедр! Не только служение, а даже само присутствие батюшки было благодатным и охраняющим от многих происков темных сил. Отец Агафангел часто напоминал пастве слова из Евангелия от Матфея: "Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними" (Мф. 7, 12). Он настойчиво учил всех поступать по совести, проявляя христианскую любовь друг к другу, сострадая и помогая нуждающимся и обремененным тяготами (По воспоминаниям М. В. Горбаневского).

*   *   *

Отец Агафангел был великим молитвенником с детской душой и добрым сердцем Он был мудрым, отзывчивым и внимательным. На праздники Рождества Христова и Пасхи он готовил персональное поздравление для всех, кого знал, а особенно хористам, каждому было уделено внимание. Жил он с мамой на Партизанском переулке, поэтому шутил, что живет, как партизан, поскольку в советское время были запреты на обряды и таинства. Мама была единственным близким человеком в его жизни. Отец Агафангел был человеком высокообразованным и очень духовным. С большим благоговением батюшка служил Богу и помогал людям, не взирая на запреты и ограничения. Вечером, после Богослужения, когда закрывали храм, отец Агафангел воцерковлял пришедших в горестях и напастях. Очень многие благодаря ему пришли к Богу, затем привели в храм своих детей и внуков, и стали верными прихожанами храма ап. Филиппа (По воспоминаниям Н. Н. Исаковой).

*   *   *

Сегодня можно говорить об удивительном феномене старчества в Новгородской епархии, который нам известен во второй половине ХХ века. В одно и то же время, на сравнительно небольшом пространстве жили старица Мария (Леонтьева), старец Димитрий (Принцев), старица Варвара (Трофимова). Особо следует отметить, что у блаженных Димитрия и Варвары духовником был, находясь с ними в молитвенном общении, архимандрит Агафангел (Догадин).

В составлении биографической статьи использованы сведения, присланные матушкой Галиной Ивановной Слукиной.

Развернуть

Сочинения

Показать все

Литература

Показать все
Сообщить о неточностях или дополнить биографию