пострижена в монашество епископом Зиновием (Дроздовым) тайно
Показать все
Места служения, должности
Дата начала
Дата окончания
Место служения, сан, должность
не позднее 1927
Нижегородская епархия, Нижегородская губ., с. Дивеево, Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь, инокиня. Воспитывалась в приюте Серафимо-Дивеевского монастыря, осталась в нем послушницей, 14.4.1922 инокиня
Показать все
Преследования
27.4.1932
арестована вместе с Дивеевскими сестрами и епископом Зиновием (Дроздовым) как член «контрреволюционной группы монархистов-церковников вокруг нелегального женского монастыря»
16.12.1932
осуждена Особым совещанием при коллегии ОГПУ на 3 года заключения в исправительно-трудовой лагерь (ИТЛ) по ст. 58-11 УК РСФСР
1932 7.5.1933
находилась в заключении в Свирьском исправительно-трудовом лагере (Свирлаге)
14.5.1933 27.6.1933 или 5.8.1933
находилась в заключении в Карагандинском исправительно-трудовом лагере (Карлаге); освобождена по ходатайству о помиловании
«Будущая монахиня родилась в многодетной семье московского рабочего, рано лишилась родителей. Старшим было не под силу поднять малышей, и было решено отдать их в приюты. Афонский старец иеромонах Аристоклий, помолясь, благословил определить отроковицу Анну в приют Серафимо-Дивевского монастыря, а девочке сказал: "Иди, чадо, к Матери Божией и преподобному Серафиму. В Дивеево, в Дивеево тебе дорога", — и вылил ей на голову флакон розового масла. В августе 1912 г. настоятельница Серафимо-Дивеевского монастыря Александра (Траковская) приехала в Москву на освящение часовни преподобного Серафима на монастырском подворье, где ей представили девочку. Анечка понравилась игуменье, и матушка уговорила девочку поехать с ней в монастырь. С тех пор они не расставались. Матушка Александра сама воспитывала Анну и заботилась о ее образовании. Повзрослевшая Анна Баринова стала келейницей игуменьи и относилась к ней с дочерней любовью. Не раз Анна Баринова, сопровождая матушку Александру, бывала в Москве у Патриарха Тихона. 5 апреля 1925 г. они молились за последней патриаршей литургией в храме Большого Вознесения у Никитских ворот. На прощанье святитель Тихон подал им просфору, а через два дня его не стало. Послушница Анна Баринова была пострижена в рясофор 14 августа 1922 г. В это время было уже понятно, что монастырь вскоре окончательно закроют, и сестры начали тайно вывозить из Дивеева монастырские святыни. Часть из них попытались спрятать на территории монастыря, зарыв их ночью у игуменского корпуса и посадив на этом месте кусты. Но тщетно — явился комиссар, объявил, что им все известно. Ценности были утрачены. Однажды представители власти пришли с обыском, зашли и в гробовую мастерскую, увидели целые этажи гробов, приготовленных заранее для насельниц: "А это еще что?" — "А у нас все старенькие — должно быть все готово". На уполномоченных эти гробы произвели тяжелое впечатление, и они поспешили покинуть мастерскую. А между тем именно в гробах Анна Баринова спрятала главные дивеевские святыни. Серебряный напрестольный крест с мощами и завернутый в платок ящичек со ступней святого первомученика и архидиакона Стефана она принесла на хранение в дом приходского священника Казанского храма Симеона Аникина (позднее святыни были изъяты при аресте отца Симеона). В праздник Рождества Богородицы 1927 г. в монастырском храме служил епископ Зиновий (Дроздов), высланный в Нижегородскую губернию и поселившийся в Дивеевском монастыре. В ночь после праздника его арестовали вместе с епископом Серафимом (Звездинским), также проживавшим в монастыре, и с игуменьей Александрой (Траковской). На подводах под проливным дождем их отправили в Арзамас. Анна Баринова вместе с другой Анной (послушницей владыки Серафима) догнали их на полпути из Дивеева. В Арзамасе прожили четыре дня, ожидая, пока решится судьба узников. Под Крестовоздвижение стало известно, что их отправляют в Нижний Новгород. Аннам даже разрешили нанять извозчиков, чтобы доставить арестантов на вокзал. В Нижнем их отвезли на Дивеевское подворье, затем отправили в тюрьму. Анны стали хлопотать, прося отпустить пожилых и больных узников на поруки, и хлопоты возымели действие. 8 октября 1927 г., на преподобного Сергия, всех отпустили, обязав только ехать в Москву, чтобы определиться с местом дальнейшего проживания. Владыка Серафим выбрал село Меленки под Муромом, а владыка Зиновий и матушка игуменья — самый Муром. В этом городе по частным домам поселились и другие дивеевские сестры, получив благословение хранить монашество и зарабатывать на жизнь своим трудом. Сестры вычитывали по домам монашеское правило, на службу многие стали ходить в собор закрытого Благовещенского монастыря. Рядом с монастырем находился дом, в котором поселилась игуменья Александра (Траковская) с келейницей Анной Бариновой и еще двумя послушницами. В келье матушки Александры неукоснительно совершалось монашеское правило, а также уставное богослужение: вычитывали и пели вечерню, утреню, часы. В соседнем доме поселился архиепископ Зиновий (Дроздов). Игуменья Александра и ее келейница Анна Баринова участвовали в тайных богослужениях в доме владыки Зиновия, не принявшего Декларацию митрополита Сергия (Страгородского). 27 апреля 1932 г. архиепископ Зиновий и все дивеевские сестры, жившие в домах по Красноармейскому переулку, за исключением игуменьи Александры, были арестованы по делу о контрреволюционной церковно-монархической группе и организации в Муроме нелегального женского монастыря. Среди свидетелей обвинения был владелец дома № 12. Он показал: "В 1927 году под осень в наш дом № 12 по Красноармейскому переулку въехал архиерей Зиновий Дроздов. Келейник епископа пока поселился у меня в задней избе... Что с самого начала бросилось мне в глаза, так это их скрытность, замкнутость, какая-то таинственность. Часто были случаи, что Иона вдруг собирается часа в 4 на вокзал кого-то встречать и провожать. К Владыке приезжали из Тамбова, Харькова, Москвы. Зачем приезжают, он мне никогда не говорил". "Одновременное прибытие в Муром" Дроздова и Траковской "и устройство на квартиры в двух соседних домах преследовало цель сгруппировать вокруг себя реакционно-монашествуюший элемент, высланный из монастырей в момент их закрытия". "Для создания авторитета «монастырю» обвиняемая Баринова занималась съемкой и распространением фотокарточек епископа Зиновия, схимонахини Долгинцевой, «святых угодников» и других (см. вещественные доказательства — альбом)". К доказательствам антисоветской деятельности сестер отнесли и молитву из дореволюционного помянника: "Помяни, Господи, усопших рабов Твоих благочестивых императоров и императриц, благоверных царей и цариц, великих князей и княгинь..." Следствие продолжалось восемь месяцев, все это время обвиняемые находились в арестном помещении Муромского районного отделения ГПУ. 16 декабря 1932 г. постановлением Особого совещания при Коллегии ОГПУ архиепископа Зиновия и его келейника иеромонаха Иону приговорили к заключению в концлагерь сроком на три года. Осуждены были и дивеевские изгнанницы, проживавшие в домах № 12 и 14 по Красноармейскому переулку. Трех сестер приговорили к высылке в Казахстан через ПП ОГПУ, кого-то освободили, кого-то выслали в административном порядке. Инокиню Анну Баринову отправили на три года в концлагерь, но через полгода освободили по ходатайству о помиловании. Впоследствии ее келейница вспоминала обращенные к Анне слова матушки Александры: "Я бы не дожила до твоего возвращения, если бы знала, как ты там мучилась". Архиепископ Зиновий, также освобожденный досрочно, поселился в Коврове, келейно служил и тайно совершал монашеские постриги. В феврале 1938 г. он постриг инокиню Анну Баринову в мантию с именем Мария. Когда в 1940 г. закрыли Благовещенский собор, монахиня Мария ходила пешком в Арзамас к архиерею, но хлопоты успехом не увенчались. 4 февраля 1942 г. игуменья Александра скончалась, монахине Марии (Бариновой) в это время было 37 лет. По уставу новую игуменью избирал весь монастырь, но в те времена это было невозможно. Сестры Дивеевской общины в Муроме признали монахиню Марию старшей. Три дивеевские схимницы, Серафима, Анатолия и Александра, утвердили избрание новой игуменьи своими подписями на тыльной стороны иконы "Умиле ние", хранившейся в келье покойной матушки Александры. Дивеевские сестры, проживавшие в других местах, старшинства монахини Марии не признавали, полагая, что малым числом муромских насельниц вопрос игуменства решаться не может. В Муроме же монашеская обшина существовала под ее руководством, как в прежние времена при матушке Александре. После того как усилиями монахини Марии был вновь открыт Благовещенский собор, в нем совершилась службы по Дивеевским уставам и преданиям. Монахини прислуживали в соборе, следили за уставом, пели и читали на клиросе, трудились алтарницами, ризничими, просфорницами, и все это делалось по благословению новой игуменьи. Монахиня Мария молилась в алтаре, сидя в кресле и вставая во время пения Херувимской и Евхаристического канона. В 1945–1946 гг. в соборе служил будущий Патриарх, иеромонах Пимен (Извеков). Матушка Мария приняла его с любовью, учила вышивать золотом и даже, как говорит предание, помогла вовремя покинуть город во избежание ареста. В 1948 г. отец Пимен приезжал тайно, чтобы совершить три пострига дивеевских послушниц. Когда он стал Патриархом, дивеевские сестры шили ему облачения и митры; матушка Мария часто ездила в Москву и во всем чувствовала его поддержку и любовь. По воспоминаниям ее келейницы, матушка Мария особо отмечала все памятные дни Святейшего и ежедневно исполняла за него особое правило: 150 раз "Богородице Дево, радуйся". У нее была изумительная память, просыпаясь утром, она говорила: "У того-то сегодня день пострига, у того-то день кончины, у того-то — тезоименитства". При этом она сама молилась за них и подавала в алтарь записку с просфорой. Последняя такая записка была подана за день до ее кончины. Главным же послушанием монахини Марии (Бариновой) все эти годы было сохранить дивеевские святыни, и она хранила их более 50 лет...» (За Христа пострадавшие : Гонения на Русскую Православную Церковь … Кн. 10, т. 1. С. 414, 417–418).