Самсонова Вера Николаевна, мученица

Прославлена Юбилейным Архиерейским Собором 20.8.2000 г., включена в списки Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской постановлением Священного Синода от 27.12.2000 г. Память совершается 1/14 июня, в Соборе Рязанских святых (10/23 июня), Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской (воскресенье 25 января/7 февраля или ближайшее к 25 января/7 февраля) и Соборе новомучеников и исповедников Соловецких (10/23 августа)

Образование

Дата поступления
Дата окончания
Учебное заведение
Комментарий
гимназия (г. Касимов)
окончила
Развернуть

Места служения, должности

Дата начала
Дата окончания
Место служения, сан, должность
кон. 1920-х
Рязанская и Зарайская епархия, Рязанская губ., г. Касимов, Пятницкая церковь бывшего Казанского монастыря, староста
Показать все

Преследования

28.6.1935
арестована, как «активная участница контрреволюционной группировки, в контрреволюционных целях прославлявшая могилу бывшего касимовского царевича Иакова»
28.6.19352.8.1935
находилась в заключении в Бутырской тюрьме (г. Москва)
2.8.1935
осуждена Особым совещанием при НКВД СССР на 5 лет заключения в исправительно-трудовой лагерь (ИТЛ), по ст. 58-10 УК РСФСР
30.8.19351940
находилась в заключении в Беломоро-Балтийском ИТЛ (Белбалтлаге). В 1937 — заключенная лагпункта Сосновец близ г. Медвежьегорска. 19.2.1940 помещена в центральный лагерный лазарет при 1-м лагпункте Вечеракша
14.6.1940
умерла в лазарете
Показать все

Подробная биография

Мученица Вера родилась 17 августа 1880 года в селе Веряево Елатомского уезда Тамбовской губернии[1] в семье смотрителя арестного дома Николая Самсонова. Окончив с отличием Касимовскую женскую гимназию, она работала учительницей в школе до тех пор, пока содержание преподавания не вошло в противоречие с ее религиозными взглядами, после того как власть в России захватили безбожники. Глубоко верующий и просвещенный человек, она ревностно относилась ко всему, что было связано с христианской верой и Церковью. В конце двадцатых годов Вера была избрана старостой Пятницкой церкви, расположенной в закрытом к тому времени безбожниками Казанском монастыре в Касимове.

Летом 1935 года сотрудники НКВД арестовали священников и мирян — почитателей блаженной Матроны[2], жившей в деревне Анемнясево Касимовского района, и царевича Иакова, скончавшегося в ХVII веке и погребенного на территории Казанского монастыря. Была арестована тогда и сама блаженная. Арестовали и Веру Самсонову. Давая ей характеристику, сотрудники НКВД написали: «религиозна до фанатизма, средства к существованию добывает уроками Закона Божьего... Ежедневно посещает церкви и разносит просфорки по верующим»[3].

Вера Николаевна была арестована 28 июня 1935 года и заключена в Бутырскую тюрьму в Москве.

— С какого времени вы стали почитательницей могилы касимовского царевича Иакова и часто ли там бывали? — начал ее допрашивать следователь.

— Могилу царевича Иакова я почитаю с дореволюционного времени. Я до последнего времени посещаю эту могилу, где молюсь и иногда участвую в панихидах, совершаемых на могиле царевича Иакова священником Николаем Правдолюбовым.

— Назовите всех почитателей могилы бывшего царевича Иакова.

— На могиле царевича Иакова я... встречала неизвестных для меня лиц... По их просьбе священник Николай Правдолюбов иногда совершал панихиды.

— Давно ли вы стали почитательницей блаженной Матреши Беляковой и что вам известно о ее жизни и деятельности? — спросил Веру Николаевну следователь.

— О высокой праведной жизни Матреши Беляковой я много слышала и, почитая ее как блаженную и праведную, послала ей посылку, но сама лично в ее квартире никогда не бывала, и лично ее я не знаю.

— Назовите всех известных вам почитателей Матреши Беляковой, посещающих ее квартиру.

— Матрешу, как праведницу, почитают все верующие города Касимова и окрестных селений.

— Объясните подробно ваше отношение к советской власти.

— Я не согласна с советской властью по вопросу отношения ее к религии, где я, как верующий человек, усматриваю открытое насилие над религией и верующими, проявляемое в форме насильственного — против желания верующих — закрытия храмов и разрушения их, кощунственного отношения к христианским святыням и арестов и высылки невинных духовенства и верующих. Также я не согласна с советской властью по вопросу отделения школы от Церкви, в результате чего дети не имеют возможности изучать Закон Божий и не получают надлежащего религиозно-нравственного воспитания.

— Мы располагаем данными, что вы до последнего времени занимались тайным преподаванием Закона Божьего детям на квартирах родителей...

— Действительно, в первые годы после революции я после ухода из школьных работниц занималась тайным преподаванием Закона Божьего на квартирах родителей.

— Какое участие вы принимали в исцелении больных у могилы царевича Иакова?

— Сама больных на могилу царевича Иакова я никого не приводила, но, бывая в часовне на могиле, встречала больных; по их просьбам молилась с ними вместе, мазала из лампады гарным маслом, помогала приложиться к могиле... В предъявленном мне обвинении по статье 58, пункты 10 и 11 Уголовного кодекса виновной себя не признаю. Действительно, я активно прославляла... царевича Иакова, но ничего контрреволюционного в этом я не вижу.

16 июля 1935 года следствие по делу церковной старосты было закончено, и, хотя так и не нашлось никаких доказательств ее контрреволюционной деятельности, следователь в обвинительном заключении написал, что она, «являясь активной участницей контрреволюционной группировки, в контрреволюционных целях активно прославляла могилу бывшего касимовского царевича Иакова, принимала участие в инсценировке на его могиле чудесных исцелений и распространяла всевозможные ложные слухи, то есть [виновна] в преступлении, предусмотренном статьей 58, пунктами 10 и 11 Уголовного кодекса...»[4].

2 августа 1935 года Особое Совещание при НКВД приговорило Веру Николаевну к пяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере, и она была отправлена в один из лагерей Беломорско-Балтийского комбината, куда прибыла 30 августа 1935 года.

Тяжелая работа в условиях каторжного лагеря подорвала ее здоровье, она тяжело заболела, и 19 февраля 1940 года ее положили в центральный лазарет при 1-м лагпункте Вечеракша. Церковная староста и ревностная христианка Вера скончалась за две недели до окончания срока заключения, на рассвете 14 июня 1940 года, когда солнце здесь почти находимо стоит над горизонтом, освещая этот суровый и прекрасный край.

 

 

Текст: Дамаскин (Орловский), архимандрит. Мученица Вера (Самсонова) // Региональный
общественный фонд «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви».
URL: fond.ru/userfiles/person/461/1294866117.pdf

 

_________________________

[1] Ныне Пителинский район Рязанской области.
[2] Матрона (Белякова), исповедница; память 16/29 июля.
[3] УФСБ России по Рязанской обл. Д. 10719. Т. 1. Л. 5.
[4] Там же. Л. 231.

 

 

Развернуть

Литература

Показать все
Сообщить о неточностях или дополнить биографию