Медведский Александр Васильевич, протоиерей

Родственники

Показать всех

Образование

Дата поступления
Дата окончания
Учебное заведение
Комментарий
1911
Санкт-Петербургская духовная семинария
окончил по 2-му разряду
Развернуть

Рукоположение, постриг, возведение в сан

1911
рукоположен во священника епископом Гдовским Вениамином (Казанским)
авг. 1930
возведен в сан протоиерея
Показать все

Места служения, должности

Дата начала
Дата окончания
Место служения, сан, должность
1911
1920
Петроградская и Гдовская епархия, Петроградская губ., Царскосельский уезд, пос. Сусанино (Ковшовка малая), церковь Казанской Божией Матери, священник
1921
авг. 1930
Ленинградская и Гдовская епархия, г. Ленинград, церковь Преображения Господня за Московской заставой, священник
авг. 1930
февр. 1932
Ленинградская и Гдовская епархия, г. Ленинград, Князь-Владимирский собор, протоиерей, настоятель
1935
янв. 1939
Ленинградская епархия, Ленинградская обл., г. Боровичи, Успенский кафедральный собор, протоиерей, настоятель
1944
1946
Ленинградская и Новгородская епархия, Новгородская обл., г. Боровичи, Успенский кафедральный собор, протоиерей, настоятель
апр. 1946
23.2.1953
Ленинградская и Новгородская епархия, г. Ленинград, Князь-Владимирский собор, протоиерей, настоятель (с 30.6.1949–23.2.1953)
23.2.1953
9.1.1972
Ленинградская и Новгородская епархия, г. Ленинград, Николо-Богоявленский кафедральный морской собор, протоиерей, настоятель. Председатель епархиального совета Ленинградской епархии (1954–1964), благочинный храмов Ленинграда (1959–1968). Принимал участие в миротворческой деятельности Русской Православной Церкви, работал в Ленинградском комитете защиты мира
Показать все

Награды

сент. 1918
право ношения камилавки, награжден митрополитом Петроградским и Гдовским Вениамином (Казанским)
авг. 1930
право служения в митре
июль 1961
право ношения Патриаршего (2-го) наперсного креста, пожаловано Патриархом Алексием (Симанским) ко дню его 50-летнего служения
сент. 1965
орден св. Владимира 2-й степени, награжден в связи с 75-летием
Показать все

Преследования

17.2.1932
арестован в г. Ленинграде по обвинению в «проведении антисоветских проповедей в церкви перед верующими»
22.3.1932
осужден выездной сессией Коллегии ОГПУ на 3 года заключения в исправительно-трудовой лагерь (ИТЛ)
19322.9.1934
находился в заключении в Свирьском ИТЛ (Свирьлаге)
14.7.1989
реабилитирован
Показать все

Другие сведения

Историк А. Краснов-Левитин оставил воспоминания о тех годах: «Из других проповедников этого времени наибольшей популярностью пользовался протоиерей отец Александр Медведский. Уроженец Новгорода, окончивший Новгородскую семинарию, он был начитанным, образованным человеком. Но самое главное — это был исключительно талантливый проповедник. Лишь он один в официальной церкви мог соперничать с прославленными обновленческими златоустами — Введенским, Боярским, Платоновым.

До 1930 г. отец Александр служил в небольшом храме Преображения Господня за Московскими воротами, а в конце 1930 г. он был назначен настоятелем Князь-Владимирского собора на Петроградской стороне (у Тучкова моста). Его предшественник, отец Павел Виноградов, арестованный в конце 1930 г., хороший старый священник, служивший еще вместе с отцом Иоанном Кронштадтским, пользовался популярностью в народе. Однако его популярность нельзя и сравнить с популярностью нового настоятеля. Во Владимирский собор на его беседы собирался весь церковный Питер. Беседы проис­ходили по воскресениям вечером. После вечерни читался акафист Спасителю. Большинство приходило с книжечками; отец Александр читал лишь начало икосов, а затем народ продолжал обращение к Спасителю: «Иисусе!»...

После акафиста начинались беседы — беседы необыкновенно смелые, оригинальные, вдумчивые. Отец Александр говорил не только у себя на приходе: он говорил также в крестовой митрополичьей церкви в Новодевичьем и в других храмах. Помню его проповедь 12 сентября 1930 г. в лавре. Отец Александр, начав с рассказа о князе св. Александре Невском, затем вспомнил о кулачных боях, которые происходили в Новгороде, на Волхове, после Крещения. Бои длились по несколько дней, и когда ярость охватывала жителей Новгорода и кровь лилась рекой, звали архиепископа. И владыка приходил на Волхов, осенял народ крестом, и утихала ярость народная, смягчались сердца, мир и любовь воцарялись в городе.

"Что мы увидим сейчас на берегах Волхова? Мы увидим реку, закованную в железобетон. (Тогда все газеты были полны сообщениями о Волховстрое — первенце пятилетки). А на берегах все та же бессмысленная, жестокая, кровавая борьба. И что надо сделать, чтоб утихла человеческая злоба? Надо призвать Христа. Придет Он, тихий и кроткий. И утихнет злоба, и сойдут мир и любовь в человеческие сердца". У отца Александра было умение с первых слов захватить слушателя, зажечь его, заставить себя слушать и держать в напряжении до конца речи. Это и является главной особенностью оратора, проповедника.

В 1932 г. и он исчезает с горизонта. 3 года в лагере, на Медвежьей горе. Возвращается он в 1935 г. Служить нельзя. Между тем, надо воспитывать шестерых детей. Он работал ночным сторожем на заводе. Когда в конце 30-х годов я был учителем в школе на Заставской улице, очень часто рано утром я встречал маленького, одетого в кацавейку старичка с седенькой бородкой, возвращающегося с ночного дежурства.

А иногда видел в Никольском соборе этого же старичка, горячо молившегося за дальней колонной. Это и был недавний кумир православного Питера, отец Александр Медведский ...» (Краснов-Левитин А. Э. Лихие годы 1925–1941. Воспоминания... С. 208–210).

В мае 1931 года «в церкви Богоявления на Гутуевском острове, где в 20-е годы настоятелем был казненный протоиерей Василий Медведский, его брат о. Александр (настоятель Никольского морского собора после войны 1941–1945 гг.) отпевал "невинно убиенныя" рабов Божиих Петра, Василия и иже с ними...» (Последняя страница истории лейб-гвардии Московского полка ...).

«При отце Александре, не боявшемся обличать в своих проповедях власти, Князь-Владимирский собор действительно приобрел особенную известность. В нем были завершены ремонтно-восстановительные работы, по-прежнему часто проходили архиерейские службы. В начале 1930-х гг. храм украсил большой очень интересный образ святого благоверного князя Александра Невского, написанный 16 ноября 1930 г. архидиаконом Александро-Невской Лавры священномучеником Серафимом Вавиловым (расстрелянным и похороненным в 1937 г. на Бутовском полигоне под Москвой). Этот образ и сейчас находится в Успенском приделе.

В 1932 г. начались массовые аресты священнослужителей. Глубоко трагичной является дата 18 февраля, когда в один день тюрьмы поглотили почти все, еще остававшееся к тому времени в живых, ленинградское монашество. Всего в ночь с 17 на 18 февраля было арестовано около 500 человек, среди них и протоиерей Александр Медведский. Его обвинили в произнесении антисоветских проповедей. 11 апреля 1932 г. выездная судебная сессия Коллегии ОГПУ приговорила арестованных к различным срокам заключения и ссылки, в том числе отца Александра — к 3 годам лагерей. Вернулся протоиерей в Князь-Владимирский собор только после Великой Отечественной войны в конце 1940-х гг.» (Мещерский Н. А. На старости я сызнова живу: прошедшее проходит предо мною… Л., 1982. Машинопись. С. 24–26, 103–107).

Ветеран Великой Отечественной войны протоиерей Михаил Сечейко рассказывал: «Перевели меня в Князь-Владимирский собор. Вот где была школа! И главным учителем в ней был протоиерей Александр Медведский — знаменитый питерский батюшка 40–50-х годов, один из "китов" — как мы тогда называли их, священников старой школы. Отец Александр одним видом своим мог привести в благоговейный трепет: огромный, величественный, с густым басом... Такая махина!.. Мог по самому крошечному отрывку из Евангелия — по любым двум строкам! — произнести прекрасную проповедь, так раскрыть смысл этих немногих слов, что всем открывалась бездна премудрости, заложенная в них. Его и власти уважали... Он единственный из всего епархиального священства был приглашен на торжественное заседание в Смольный по случаю пятилетия Победы: выступал там перед генералами и адмиралами — говорил без бумажки, но так, что у всех мороз по коже прошел...» (Прот. Александр Будников. Воспоминания о прот. Александре Медведском и времени собственного служения в соборе ...).

В примечании к опубликованному в 1966 г. в парижском «Вестнике РСХД» письму очевидца отпевания Анны Андреевны Ахматовой сообщалось, что для отпевания был назначен кафедральный Николо-Богоявленский собор Ленинграда. Служил сам настоятель собора прот. Александр Медведский, единственный клирик города, награжденный Патриаршим крестом и «славящийся в России своим проповедническим даром» (Александр Галкин. К 40-летию со дня кончины митрополита Никодима (Ротова) …).

В составлении биографической статьи использованы сведения, присланные матушкой Галиной Ивановной Слукиной.

Развернуть

Архивные источники

Показать все

Литература

Показать все
Сообщить о неточностях или дополнить биографию