Константинов Петр Федорович, протоиерей

Образование

Дата поступления
Дата окончания
Учебное заведение
Комментарий
Александровская четырех­классная начальная школа
окончил
Развернуть

Рукоположение, постриг, возведение в сан

1927
рукоположен во священника (целибат)
не позднее марта 1946
возведен в сан протоиерея
Показать все

Места служения, должности

Дата начала
Дата окончания
Место служения, сан, должность
не ранее 1921
не позднее 1927
Московская епархия, г. Москва, церковь свт. Митрофания Воронежского, псаломщик
1927
1931
Московская епархия, г. Москва, церковь свт. Николая в Кленниках, священник
1933
1937
Московская и Коломенская епархия, г. Москва, церковь Спаса Нерукотворного Образа, священник
не ранее 1944
1948 или 1949(?)
Ташкентская и Среднеазиатская епархия, Узбекская ССР, г. Ташкент, Александро-Невская кладбищенская церковь, протоиерей
1948 или 1949(?)
1953 или 1954(?)
Ташкентская и Среднеазиатская епархия, Узбекская ССР, г. Фергана, Сергиевская церковь, протоиерей, вышел за штат
1953 или 1954(?)
4.12.1955 или 1956(?)
Сумская обл., Глуховский р-н, с. Сосновка, Рождества Богородицы Глинская пустынь, протоиерей
Показать все

Преследования

14.4.1931
арестован по обвинению в «систематической анти­советской агитации среди верующих»
14.4.19319.5.1931 или 9.6.1931
находился в заключении в Бутырской тюрьме (г. Москва)
30.4.1931
осужден Особым совещанием при коллегии ОГПУ на 3 года заключения в исправительно-трудовой лагерь (ИТЛ) (по ст. 58-10 УК РСФСР)
19311933
находился в заключении в Усольском исправительно-трудовом лагере (ИТЛ) Соликамского р-на Пермской обл.
28.11.1937
арестован в Новогирееве (теперь в черте г. Москвы)
7.12.1937
осужден тройкой при УНКВД по Московской обл. на 10 лет заключения в исправительно-трудовой лагерь (ИТЛ) (по ст. 58-10 УК РСФСР).
кон. 1944
освобожден из лаге­ря с высылкой на оставшийся срок в г. Ташкент
Показать все

Другие сведения

В 1909 г. Петр Федорович был зачислен новобранцем в пехоту, в 1912 г. уволен в отпуск. С 1914 г. находился в действующей армии; с 1917 г. служил в 56-м строевом полку, стоявшем в Москве в Кремлевских ка­зармах, затем служил в РККА. В 1921 г. Константинов был демобилизован и остался в Москве.

«На каждом этапе своего жизненного пути отец Петр Константинов оказывался рядом с опытными старцами и духовниками, испо­ведниками и мучениками. Свое служение Церкви он начал псаломщиком в Митрофановском храме у Соломенной сторож­ки при настоятеле протоиерее Владимире Медведюке, ныне прославленном в лике священномучеников Церкви Русской. При­хожане Митрофановского храма запомни­ли псаломщика Петра Константинова как серьезного и немногословного человека, но в то же время, по их словам, "с ним было легко и хорошо общаться, потому что он был очень простым человеком". По воспо­минаниям О. А. Кавелиной, музыкальных данных у Петра Федоровича не было, "чи­тал он не нараспев, голос был не певуч, а как бы ломался".
В 1927 г. Петр Константинов был тайно ру­коположен во иерея с обетом безбрачия и в конце 1920-х гг. служил в храме свт. Нико­лая на Маросейке. В то время настоятелем храма был будущий священномученик про­тоиерей Сергий Мечев, унаследовавший приход от отца — великого московского старца протоиерея Алексея Мечева. Тонкий богослов, ревностный в вере, горящий лю­бовью к Богу, молодой настоятель собирал вокруг себя единомысленных, готовых при­нять страдания за Христа. Поэтому никаких "случайных" людей — алтарников, чтецов, певчих, ни тем более священников на Ма­росейке не было и быть не могло. И так­ же не случайно в этом храме стал служить священник Петр Константинов — самый простой, неученый батюшка из маросейских клириков, не имевший ни высшего, ни специального духовного образования. По словам дочери отца Сергия, Ирины Серге­евны Мечевой, для священника, духовни­ка это было не самое важное. Прихожане его любили за большое сердце, отзывчи­вость, доброту. В отличие от служившего тоже в Кленниках священника Петра Петрикова, отца Петра Константинова прихожане именовали "Загорянским" — по названию поселка, где он жил в те годы. Арестованы оба отца Петра были одновременно: с 14 на 15 апреля 1931 г. Допрошенные в разное время, оба назвали себя "безприходными" — вероятно, чтобы не подвергать опас­ности ареста кого-нибудь из маросейских. К этому времени по делу "антисоветской организации, состоящей из лиц религиоз­ного культа" сотрудниками ОГПУ уже бы­ ли арестованы служившие в Кленниках иерей Борис Холчев и протоиерей Сергий Смирнов, а также бывший староста Маросейского прихода Сергей Алексеевич Ни­китин (в будущем епископ Стефан). Вино­вным в "антисоветской агитации" о.тец Петр себя не признал, показав, что никогда не вел разговоров на политические темы. Спу­стя две недели последовал приговор: три года концлагерей. Священник Петр Кон­стантинов, протоиерей Сергий Смирнов и С. А. Никитин были отправлены в город Усолье для заключения в Вишлаг ОГПУ. После освобождения из лагеря отец Петр был лишен права проживания в столице и стал служить в Новогирееве в храме Спаса Не­рукотворного Образа. К этому времени храм был немноголюдным и в какой-то степени запущенным. Войдя в алтарь хра­ма, отец Петр сразу принялся за уборку, соб­ственноручно вымыл пол и на другой день с амвона попросил прихожан помочь ему привести весь храм "в надлежащий вид". Постепенно богослужебная жизнь налажи­валась, приход стал оживать. В храме по­явился диакон Матвей Барабанов, в 1935 г. назначили настоятеля — ученого и опыт­ного протоиерея Алексея Станиславского. По словам бывших прихожан Митрофановского храма, в новогиреевском храме отец Петр нашел свое место, его там очень любили. В ночь на 28 ноября 1937 г. были арестованы отец Петр Константинов и диакон Матвей Ба­рабанов. Обоим предъявили обвинение в "контрреволюционной деятельности". Сле­дователи требовали от отца Петра "призна­ния" в пропаганде против советской вла­сти, а также показаний об антисоветских разговорах диакона с настоятелем. Отец Петр неизменно все отрицал. Как прохо­дили допросы, можно только догадываться: подпись отца Петра на первом листе прото­кола заключительного допроса четкая, на втором листе ее линии тонкие и кривые, на третьем — подпись прерывающаяся, еле-еле выведена дрожащей рукой... В лагере отец Петр провел долгих семь лет — в голоде и непосильных трудах на общих работах: заключенные должны были рыть траншеи в любую погоду, стоя в воде. Всю оставшуюся жизнь отца Петр мучился ногами. В лагере у него развился диабет, привед­ший в дальнейшем к слепоте; незадолго до кончины отцу Петру пришлось ампутировать ногу. После лагеря — ссылка в Ташкент и снова голод, скитания, нишета. Отец Петр пытался просить милостыню на паперти кладбищенского храма, но его неизменно отталкивали другие нищие. Однажды слу­чилось чудо: в храм приехал архиерей, в ко­тором отец Петр узнал знакомого и окликнул его. Это был епископ Ташкентский Кирилл (Поспелов), также бывший много лет в ла­герях. Владыка Кирилл принял отца Петра и определил на служение в том самом храме, где отец Петр пытался просить милостыню. Настоятель храма был недоволен тем, что новый священник "считался незарегистри­рованным" и "нелегально совершал требы по домам", писал на него рапорты и жало­бы. В самом конце 1940-х гг. отца Петра перевели в Фергану, где Промысел Божий свел давно знакомых, духовно родных священнослу­ жителей: отца Петра Константинова, отца Бори­са Холчева и отца Феодора Семененко.
До нас дошло письмо отца Петра духовному сыну, поэту Леониду Сидорову: "Так, милый мой Леонид Васильевич, бу­дем уповать на Бога, хотя и тяжело терпеть болезни, скорби и бури житейского моря, но это есть удел всех верующих людей. Без скорбей никто не попал и не попадет в Цар­ство Небесное. Этим путем все шли: святые апостолы, пророки, мученики и все святые. И нам такой удел. Будем любить Бога всем сердцем и работать Ему со страхом и трепе­том. Где бы ни был, всегда твори внутри мо­литву Иисусову: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного», — и, Бог даст, здоров будешь. Но Он всё знает, что полезно нам: здоровье или болезнь. Наше дело — терпеть и молиться..."» (За Христа пострадавшие : Гонения на Русскую Православную Церковь … Кн. 8, т. 2. С. 116–118).

Развернуть

Литература

Показать все
Сообщить о неточностях или дополнить биографию