Кульчицкий Николай Саввич, священник

Образование

Дата поступления
Дата окончания
Учебное заведение
Комментарий
духовная семинария
окончил по 2-му разряду
Развернуть

Рукоположение, постриг, возведение в сан

1894
рукоположен во священника
Показать все

Места служения, должности

Дата начала
Дата окончания
Место служения, сан, должность
1904
1909
Ведомство протопресвитера военного и морского духовенства, церковь 68-го лейб-пехотного Бородинского полка, священник, участник русско-японской войны
1909
5.9.1914
Ведомство протопресвитера военного и морского духовенства, церковь 70-го пехотного Ряжского полка, священник
Показать все

Награды

1906
орден св. Анны 3-й степени
1907
право ношения скуфьи
2.7.1915
золотой наперсный крест на Георгиевской ленте из Кабинета Его Императорского Величества, награжден (посмертно) «в воздаяние геройских подвигов, смертью запечатленных на поле брани»
Показать все

Другие сведения

Семидесятый пехотный Ряжский полк, действующий против Австрии, понес истинно-тяжкую и искренно им оплакиваемую потерю. 5-го сентября в пределах Австрии — в Галиции, во время боя был убит неприятельской шрапнелью полковой священник о. Николай Саввич Кульчицкий. Поразительное роковое обстоятельство, в котором сказалось Божье провидение. Во время сильнейшего неприятельского шрапнельного огня, направленного на наш отряд в видах задержания его по пути стремительного отступления неприятеля, о. Н. Кульчицкий один из всего полка в этот злополучный день пал убитым, пораженный в грудь шрапнелью. Вражеская шрапнель сразила не воина, гнавшего неприятеля, а служителя церкви, молящегося о мире. Но такова воля Божия. Смерть была мгновенная и эта смерть страшно поразила всех и привела в уныние полк и всех, знавших погибшего.

Покойный о. Николай отличался смелостью и преданностью воле Божией; часто выступал на передовые позиции, ранее окончания боя подбирал раненых, иногда попадал под ружейный и пулеметный огонь и оставался невредимым, когда около него падали десятки убитыми и ранеными, а в этот день он один пал за всех. Не предел-ли это Божий? Царство ему Небесное, павшему смертью храбрых! Я, как ближайший его сослуживец и друг, совместно совершавший с ним походное служение, ежедневно не раз съ ним видавшийся, дружески живший и беседовавший обо всем, обрисовывая его личность, должен сказать, что это был человек редкой души, безграничной доброты, неутомимой энергии и самого честного и идейного труда в области своего пастырского служения. Богатая энергия побуждала его не ограничиваться выполнением обязанностей только своего прямого служения, но выступать делателем и «иным». В начале кампании он принял на себя обязанности начальника санитаров в полку и по этой должности он, в пору ослабления сражений, выходил со своими санитарами на поле битвы для подбора раненых. Он весь погрузился в военное дело и всюду и во всем проявлял и свое знакомство с военным делом и свою заботу обо всем и свою близость с чинами полка. Может быть, некоторыми и вполне справедливо признавалось кое-что лишним, но это лишнее приносило только пользу полку и высоко всеми оценивалось.

О. Николай был всем для всех. Он исполнял все просьбы и положительно всего себя целиком отдавал на служение полку и какъ пастырь и как член полковой семьи. Его смерть поэтому является тяжкой потерей, глубоко поразившей полк и искренно полком оплакиваемый. Жизнь этого неутомимого и идейного труженика была полна испытаний, которые он переносил терпеливо и Бог его поддерживал. Неприятельская шрапнель, сразившая о. Николая, осиротила его детей, которые, оставшись без всяких средств, теперь только с помощью Божией и добрых людей смогут закончитъ свое образование и стать на жизненный путь.

Господи! Помяни своего верного служителя в Своем Небесном Царствии и призри его сирот. Да будет вечная память военному пастырю «доброму», положившему жизнь свою на поле брани!

Тело о. Николая Кульчицкого тотчасъ по кончине мною было омыто и облачено. Въ целях предоставления последнего утешения детям-сиротам почившего, тело усопшего, по моему ходатайству, распоряжением начальника 18-ой пехотной дивизии генерал-лейтенанта Баланина, отправлено в гор. Люблин для погребения на Люблинском военном кладбище и вместе с этим препровождена письменная просьба протоиерею Келецкому совершить отпевание и погребение усопшего.


Текст: Жданов А., священник. [О гибели полкового священника Николая Кульчицкого] //
Вестник военного и морского духовенства. 1914. № 20. С. 718–719

Литература

Показать все
Сообщить о неточностях или дополнить биографию