Верховский (Верховской) Павел Владимирович, протоиерей

Образование

Дата поступления
Дата окончания
Учебное заведение
Комментарий
1902
Императорский Санкт-Петербургский университет
юридический факультет. Оставлен на кафедре церков­ного права для подготовки диссертации
1902
1906
Санкт-Петербургская духовная академия
окончил со степенью кандидата богословия
1917
утвержден в степени доктора церковного права. Тема диссертации: «Учреждение Духовной коллегии и Духовный регламент: к во­просу об отношении Церкви и государ­ства в России»
Развернуть

Рукоположение, постриг, возведение в сан

19.9.1920
рукоположен во священника епископом Ростовским и Таганрогским Арсением (Смоленец)
Показать все

Места служения, должности

Дата начала
Дата окончания
Место служения, сан, должность
1918
1919
Ростовская и Таганрогская епархия, г. Ростов-на-Дону, церковь св. благ. князя Александра Невского член приходского правления храма, законоучитель Ростовского коммерческого училища
19.9.1920
дек. 1921
Ростовская и Таганрогская епархия, г. Ростов-на-Дону, Богородице-Рождественский собор, священник
Показать все

Награды

1911
орден св. Станислава 3-й степени
1914
орден св. Станислава 2-й степени
1.1.1917
орден св. Анны 2-й степени
Показать все

Преследования

12.7.1921
арестован по обвинению в участии в «контрреволюционной организации князя Ухтомского» («армии спасения России»); освобожден под подписку о невыезде
12.7.192119.9.1921
находился в заключении в тюрьме г. Ростова-на-Дону
7.12.1921
арестован в г. Москве, куда прибыл по требованию начальника Особого отдела ВЧК
7.12.192123.6.1922
находился в заключении во внутренней тюрьме ГПУ (г. Москва). Освобожден под подписку о невыезде из Москвы
7.10.1922
арестован в г. Москве по адресу: 1-я Мещанская, Солнцевский пер., 10–7. Обвинение: «контрреволюционная деятельность»
7.10.192228.2.1924
находился в заключении в Бутырской тюрьме (г. Москва), позже переведен в Таганскую (находился под следствием 1 год и 3 месяца, пробыл в тюрьме 9 с половиной месяцев, в том числе 3 месяца в одиночном заключении)
1922
приговорен к высшей мере наказания (расстрелу). Приговор заменен на 10 лет лишения свободы с поражением в правах на 5 лет
28.2.1924
по частной амнистии Президиума ВЦИК освобожден с заменой оставшегося срока заключения на принудительные работы
1936
арестован в г. Москве по старому «следственному делу»
ок. 193610.4.1943
находился в ссылке в г. Инта Коми АССР
Показать все

Другие сведения

Одновременно с учебой в академии Павел Владимирович на кафедре церковного права Санкт-Петербургского университета писал диссертацию под руководством историка М. И. Горчакова. 16.11.1905 г. распоряжением Мини­стерства народного просвещения был коман­дирован в Москву в Государственный ар­хив для работы с документами. Изучал вопросы церковных имений при Петре I и его ближайших преемниках. После окончания духовной академии Веровский поступил на службу в кан­целярию обер-прокурора Святейшего Синода, с 19.12.1907 г. числился младшим секретарем. 28.2.1909 г. утвержден в должности исполняющего обязанности доцента Импера­торского Варшавского университета по кафедре истории русского права, 17.7.1907 г.  — экстраорди­нарным профессором. 6.11.1909 г. Павел Владимирович был избран в Совет Варшав­ского университета и до 1914 г. являлся членом профессорского дисциплинарного суда. В декабре 1909 г. утвержден секретарем юридического факультета Варшавского университета. В 1912 г. им была опубликована монография «Очерки по истории Русской Церкви в 18 и 19 ст.». 26.11.1913 г. Верховский был утвержден в должности исполняющего обязанности ординарного про­фессора Варшавского университета по кафедре истории русского права. В 1915 г. в связи с военными действиями во время Первой Мировой войны Варшавский университет был эвакуирован в Ростов-на-Дону и 5.5.1917 г. постановлением Временного правительства переименован в Донской университет. Павел Владимирович оставался на должности ординарного профессора Донского университета по кафедре русского права. В 1916 г. вышла в свет его научная работа  «Учреждение Духовной Коллегии и "Духовный регламент": К вопросу об отношении Церкви и государства в России», а 20.5.1917 г. Советом Московского университета утвержден в степени доктора церковного права после защиты диссер­тации на тему «Учреждение Духовной коллегии и Духовный регламент: к во­просу об отношении Церкви и государ­ства в России». В марте 1917 г. Верховский выступал как  представитель от ми­рян Ростовского округа на Екатеринославском епархиальном съезде. В этот период времени он редактировал журнал «Церковь и жизнь», публиковал статьи о новом желательном положении Церкви в государстве в периодических изданиях и брошюрах. В июне 1917 г. Павел Владимирович участвовал во Всероссий­ском съезде духовенства и мирян в Мо­скве в качестве члена Предсоборного Совета по избра­нию от Донского университета. Верховский стал участником Священного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. но не присутствовал на заседаниях из-за тяжелой болезни дочери. Павлом Владимировичем был составлен документ, принятый Собором: «Определения Священного Собора Православной Рос­ сийской Церкви о правовом положении Православной Российской Церкви». В 1919 г. Верховский участвовал в Юго-Восточном Русско­м Церковном Соборе в г. Ставрополе и до 1920 г. являлся членом Временного Высшего Церковного Управления на Юге России. 21.9.1921 г. отец Павел был уволен из Донского университета в связи с изъятием предме­та церковного права из университетского курса.

С июля 1922 г. являлся сотрудником Центрального института труда ВЦСПС в Москве (технический редактор ряда изданий, автор брошюр по делопроизводству государственных­ учреждений), занимался исследованием истории дело­вого стиля. 

«Павел Владимирович Верховский... — известный церковный историк и канонист. С детства был религиозен, не пропускал богослужений в хра­ме, прислуживал епископу, держа перед ним Евангелие. Стремился к иночеству, некоторое время проживал на Валааме. Учась в гимна­зии, много читал аскетической и философ­ской литературы, мечтал стать священником и профессором. В университете интересовал­ся историей, логикой, историей философии... Видный церковный и об­щественный деятель дореволюционной Рос­сии. П. В. Верховский выступил со своей кон­цепцией реформы государственно-церковных отношений, будучи сторонником коопераци­онной модели... Профессор П. В. Верховский оказал значи­тельное влияние на выработку позиции Пра­вославной Российской Церкви по отноше­нию к своему правовому и идеологическому положению в государстве после Февраль­ской революции. В годы Гражданской войны П. В. Верховский — один из самых активных деятелей Временного Высшего Церковного Управления на Юге России. Протопресвитер Георгий Шавельский в мемуарах писал, что Верховский был "сильным «толкачом» в рабо­те ВВЦУ... человек нежной души, искренней веры и большой работоспособности". После прихода большевиков к власти в Дон­ской области Павел Владимирович был при­зван Церковью на новое служение: в 1920 году епископ Ростовский и Таганрогский Арсений (Смоленец) рукоположил его в священный сан. Их связывали дружеские отношения, вла­дыка Арсений крестил одну из дочерей Павла Владимировича. Будучи крупнейшим специалистом в области церковного и гражданского права, отец Павел Верховский способствовал тому, чтобы отно­шения церковных организаций в епархии с местной властью выстраивались должным об­разом. Перу отца Павла принадлежат циркуляр ростовского епископа и "Обязательное по­становление Донисполкома", разъясняющие верующим декрет об отделении Церкви от го­сударства. Усилиями отца Павла в епархии было организовано сопротивление антицерковным действиям властей. Верующие уважали его как человека, "чуждого политике и мирской суете". Находясь в тюрьме, отец Павел писал сле­дователю, что не является контрреволюционе­ром, так как это противоречит его взглядам, и считает, что духовенство и Церковь чужды политике по своей природе, писал, что он человек аполитичный и потому не противник отделения Церкви от государства. Особые волнения отца Павла были связаны с неизлечимой болезнью жены и бедственным состоянием семьи. После освобождения он принял тяжелое для него решение не возвра­щаться к священническому служению... В письмах из Москвы своему другу протодиакону ро­стовского собора Д. Новочадову отец Павел осуждал обновленцев, писал, что пережил тя­желые испытания, но совесть осталась чиста, стал опытнее и осторожнее, расценивал отказ от священства как "трагедию души" и, по-ви­димому, считал такое положение временным» (За Христа пострадавшие : Гонения на Русскую Православную Церковь … Кн. 7. С. 273–274).

Развернуть

Литература

Показать все
Сообщить о неточностях или дополнить биографию