Жураковский Анатолий Евгеньевич, священник

  • Дата рождения: 4.3.1897
  • Место рождения: г. Москва
  • Дата смерти: 3.12.1937
  • Место смерти: Карельская АССР, г. Медвежьегорск, погребен в безвестной могиле в урочище Сандармох

Родственники

Показать всех

Образование

Дата поступления
Дата окончания
Учебное заведение
Комментарий
1915
7-я Киевская гимназия
авг. 1920
Высший институт народного образования имени М. П. Драгоманова
классическое отделение историко-филологического факультета
Развернуть

Рукоположение, постриг, возведение в сан

31.8.1920
рукоположен во священника в Успенском соборе Киево-Печерской Лавры
Показать все

Места служения, должности

Дата начала
Дата окончания
Место служения, сан, должность
нояб. 1921
сент. 1922
Киевская епархия, УССР, г. Киев, домовая церковь св. Марии Магдалины при детском приюте на ул. Паньковский, священник, организовал и возглавил сестричество при храме
сент. 1922
апр. 1923
Киевская епархия, г. Киев, церковь святителя Иоанна Златоуста (бывшая домовая при Религиозно-просветительском обществе), священник, настоятель
дек. 1924
1927
Киевская епархия, г. Киев, церковь великомученицы Варвары (при церкви Николы Доброго на Подоле), священник, настоятель
кон. 1928
окт. 1930
Киевская епархия, г. Киев, Преображенская церковь, священник
Показать все

Преследования

5.4.1923
арестован по обвинению в «подрыве советской вла­сти путем проповедей»
7.4.1923 – июнь 1923
находился в заключении в Бутырской тюрьме (г. Москва)
16.5.1923
осужден Комиссией при НКВД РСФСР по административным высылкам на 2 года ссылки
июнь 1923 – нояб. 1924
находился в ссылке в г. Краснококшайске Марийской автономной области
февр. 1924
арестован в ссылке и в мае перемещен из тюрьмы в го­родскую больницу в связи с обострени­ем туберкулеза
14.10.1930
арестован по обвинению в шпионаже в пользу Польши и антисоветской агитации
23.11.193028.9.1931
находился в заключении в Бутырской тюрьме (г. Москва)
3.9.1931
приговорен коллегией ОГПУ к высшей мере наказания (расстрелу) с заменой на 10 лет заключения в ИТЛ
3.10.1931 – нояб. 1932
находился в заключении в Свирьском ИТЛ (Свирлаге), находился на общих работах, в январе 1932 зачислен в инвалидную бригаду, в марте-апреле работал в лагерной аптеке пос. Свирьстрой, в мае переведен в сторожа
5.11.1932 – нояб. 1933
находился в заключении в Соловецком исправительно-трудовом лагере (СЛАГ) ОГПУ, занимался канцеляр­ской работой в Кемском лагпункте
нояб. 193314.10.1937
находился в заключении в Беломоро-Балтийском ИТЛ (Белбалтлаге) отбывал срок в Парандове, Выгозере, Качкане, Сосновце, с мая по ноябрь 1934 в Тунгуде, с 2.11.1934 по 15.6.1937 в Надвоицах и с 18.6.1937 в Уросозере. В лагере работал на лесоповале, был сторожем, пильщиком, экономистом, делопроизводителем, плетельщиком корзин
14.10.1937
арестован по обвинению в «антисоветской агитации»
20.11.1937
приговорен тройкой при НКВД Карельской АССР к высшей мере наказания (расстрелу)
3.12.1937
расстрелян в урочище Сандармох Карельской АССР
Показать все

Другие сведения

«Анатолий Жураковский с детства мечтал посвятить жизнь служению Церкви. Во время учебы в гимназии юноша сблизился с В. В. Зеньковским, в ту пору председате­лем Киевского религиозно-философского общества и приват-доцентом на кафедре философии Киевского университета. В 1916-1917 гг. Анатолием Жураковским бы­ли написаны первые богословские рабо­ты, опубликованные в киевском журнале "Христианская мысль" ("К вопросу о веч­ных муках", "Тайна любви и таинство бра­ка", "Литургический канон теперь и пре­жде"). В июне 1917 г. А. Е. Жураковский вошел в редколлегию этого журнала. Вме­сте с бывшим афонским монахом, а затем полковым священником архимандритом Спиридоном (Кисляковым) Анатолий Жу­раковский осенью 1917 г. посещал казармы и рабочие кварталы с проповедью Слова Божия. В 1918 г. в рамках университетско­го семинара В. Зеньковского защитил ра­боту "Жозеф де Местр и Константин Ле­онтьев", удостоенную золотой медали. Вес­ной 1920 г. Анатолий Евгеньевич заболел туберкулезом в тяжелой форме. Архиман­дрит Спиридон увез его в деревню Красногорка на попечение местных крестьян, которым пообещал устроить в деревне цер­ковь. К осени, когда церковь была готова, Анатолий поправился, и полюбившие его крестьяне просили его стать у них священ­ником. Сначала отец Анатолий служил в Красногорке. Киевские знакомые, ставшие его духовными чадами, обратились к епархи­альному начальству с прошением о перево­де священника в Киев. Вскоре отец Анатолий стал служить в Киеве в бывшем домовом храме во имя св. Марии Магдалины при детском приюте. На базе прихода возникло сестричество во имя св. Марии Магдалины. По свидетельству современников, отец Ана­толий "обратил на себя сразу внимание как своим ораторским талантом, так и тем, что в отношении к своим прихожанам он был совершенно чужд... «поповских меркан­тильных приемов... Кроме того, поскольку он был высокообразованный, окончивший Киевский университет, с богатой фило­софской эрудицией, — проповеди его и беседы, устраиваемые в храме на разные религиозно-философские темы, привлекли к нему главным образом интеллигенцию»". В мае 1922 г. в Киеве состоялся трехднев­ ный публичный диспут "Наука и религия", проходивший в помещении университета, затем в оперном театре на Владимирской улице. Против священника Анатолия Жураковского, профессоров П. П. Кудрявце­ ва и Н. Б. Делоне и будущего профессора В. Ф. Асмуса выступили журналист В. А. Пос­се и некий епископ, снявший с себя сан. Отца Анатолия публика забросала цвета­ми. В 1922 г. в эмигрантском журнале в Па­риже появились материалы о церковном возрождении в Киеве на примере общины отца Анатолия Жураковского. Вскоре храм св. Марии Магдалины был закрыт под пред­логом его "близости от детского учрежде­ния", и отец Анатолий перешел в церковь св. Иоанна Златоуста... Несмотря на запрет властей, все это время он продолжал поминать на богослужениях св. Патриарха Тихона. В ночь на 5 апреля 1923 г. отец Анатолий был арестован Киев­ским ГПУ и вскоре этапирован в Москву, где его приговорили к высылке в админи­стративном порядке в Марийскую область. В конце декабря 1924 г. он вернулся в Киев. Его община к этому времени перешла в храм Николы Доброго на Подоле, настоя­телем которого был протоиерей Александр Глаголев. После выхода Декларации митрополита Сергия (Страгородского), опубликованной в "Известиях" в августе 1927 г., священник Анатолий Жураковский сразу определил­ся в своем отношении к этому событию. "Представители Церкви и христианства хотят создать Церковь без страданий здесь, на земле, ради своего спокойствия. Ради своего спокойствия они изменяют основы веры, предают ее трусливо, малодушно, оправдываясь и лепеча что-то непонятное в свое оправдание..." (из проповеди отца Ана­толия 20 сентября 1927 г.). Столь же тяжело воспринял отец Анатолий Декларацию митро­полита Михаила (Ермакова), написанную, по выражению Н. С. Жураковской, "хоть и помягче, но все же нетерпимую для со­знания верующих". Священник Анатолий Жураковский (при участии архимандрита Спиридона и священника Андрея Бойчука) составил критический ответ владыке Ми­хаилу. Несмотря на это, по свидетельству Н. С. Жураковской, когда окружавшие митрополита указывали ему на резкие пропо­веди отца Анатолия, владыка Михаил говорил: "Оставьте отца Анатолия Жураковского; если бы он был другим, я не любил бы его так". В сентябре 1928 г. отец Анатолий тайно выехал в Ленинград, чтобы войти в каноническое общение с епископом Гдовским Димитри­ем (Любимовым). Епископа он не смог увидеть, но посетил близкого к нему про­тоиерея Феодора Андреева. По воспоми­наниям В. Яснопольской, в это время к отцу Феодору пришли с обыском. Отец Ана­толий все время обыска простоял за дверью в проходной комнате, и его не заметили. По возвращении в Киев отец Анатолий и его община перешли в маленький Преображен­ский храм на Павловской улице, где слу­жил архимандрит Спиридон (Кисляков). 14 октября 1930 г. отца Анатолия арестовали по делу "Всесоюзной контрреволюцион­ной монархической организации церков­ников «Истинно-Православная Церковь»". Во главе вымышленной организации яко­бы стоял "церковно-политический центр, возглавлявшийся профессором [А. Ф.] Ло­севым, [М.А.] Новоселовым, епископом Иосифом [Петровых] и др.". На допросах отец Анатолий дал развернутые показания с обоснованием своей церковной позиции. По его словам, "ни о какой власти и ни о какой гражданственности христианин не может сказать, что «ее радости — наши ра­дости», «ее печали — наши печали»; ника­кая война, никакие политические события не могут быть приняты [Церковью] как со­бытия ее внутренней жизни, которым она отдает свое сердце. Делать это, возвещать такие принципы от имени Церкви — это значит растворять Церковь в стихии мира. Понятно поэтому, что я воспринял и вос­принимаю... учение м[итрополита] Сергия, его Декларацию не как политическое вы­ступление, а как ересь, низвержение нрав­ственных устоев Евангелия". В ноябре за­ключенного А. Е. Жураковского перевезли в Москву в Бутырскую тюрьму, а 1 декаб­ря он был уже на Лубянке. Исследователь отмечает, что на допросе 13 января 1931 г. четкий почерк отца Анатолия изменился, стал дрожащим и неровным, как у старика; очевидно, на допросе применялись "мето­ды физического воздействия". 15 февраля арестовали Нину Сергеевну. В сентябре отцу Анатолию огласили постановление Кол­легии ОГПУ: расстрел, замененный 10 го­дами концлагерей. 3 октября 1931 г. заклю­ченный Жураковский прибыл на ст. Свирь, административный центр Свирьлага... Отец Анатолий писал жене: "Опять долгие часы один... Вероятно, так нужно: душа теперь свобод­нее, молиться легче; воспоминания, мысли ткут свои пряжи... Живу в общем бараке, но барак хороший, люди кругом тоже". Его соседями по бараку в ту пору были однодельцы: москвичи протоиерей Влади­мир Воробьев и А. Ф. Лосев, петербурж­цы протоиерей Василий Верюжский и А. И. Бриллиантов. Из письма отца Анатолия: "За все это время, а ведь были такие труд­ные, трудные мгновения, часы и дни, не было у меня минуты противления Богу, ропота, бунта или протеста..." И в другом письме: "Господь отнял от меня такое до­рогое — в моем священстве — алтарь и в моей личной жизни — общение с тобою, надолго ли, не знаю, но знаю и исповедую достойно и праведно — «Прав Ты, Господи, и правы суды Твои!»..." По свидетельству Н. С. Жураковской, "в лагере его жизнь бы­вала порою невыносима, духовенство ис­пользовали тогда на самых трудных и чер­ных работах... Много раз был на волосок от смерти, но Господь хранил его". С марта 1934 г. отец Анатолий целый год провел в районе реки Выг на лесоповале, на земляных, дорожных и погрузочно-раз­грузочных работах. Периодически его как туберкулезника направляют на "медицин­ское переосвидетельствование", признают его годность к выполнению легких физи­ческих заданий ("60% трудоспособности") и вновь бросают на тяжкую физическую работу. В феврале 1935 г. отец Анатолий пи­шет жене: "Устаю сильно, и все-таки жизнь кажется такой содержательной, богатой и интересной... Первое и самое важное, это та внутренняя задача — строительство вну­треннего храма, которая неотступно стоит перед сознанием". Все время духовные дети поддерживали своего пастыря, посыла­ли посылки, навещали в лагере. В 1933 г. освободили Нину Сергеевну, и она вмес­те с духовной сестрой смогла навестить отца Анатолия в лагпункте Тугунда. После этого свидания в мае 1934 г. он писал: "Как благодарить вас? Нет слов. Так хорошо мне, и так бодро опять иду по пути своему..." О своем молитвенном труде во время ка­торжных работ отец Анатолий оставил такие строки: "Пила звенит. Молчи. Терпи. Так надо. / В себя войди. В венце живых лучей / В глу­бинах сердца — храм. Готовь елей, / Войди в алтарь и засвети лампаду..." (29 сентября 1934 г.). В конце августа 1937 г. отец Анатолий писал: "Во внешнем все благополучно. Дни прохо­дят в работе. С работой справляюсь, усло­вия жизни сносные. Люди кругом хоро­шие..." И через несколько дней: "Но сердце предчувствует близость испытаний. И спо­койно сердце..." 14 октября, на Покров, отца Анатолия поместили в изолятор и пере­стали выводить на работу... 23 ноября (вероятно, еще не зная о приговоре) отец Анатолий отправил матушке Нине последнюю весточку: "Не волнуйся, не беспокойся, что так редко теперь пишу. Я жив и здоров. Может быть, скоро напишу подробнее и буду писать чаще» (За Христа пострадавшие : Гонения на Русскую Православную Церковь … Кн. 6. С. 480, 483–484).

Русской Православной Церковью Заграницей священник Анатолий Жураковский с 1981 г. поминается в лике новомучеников и исповедников Российских как «Анатолий, пресвитер Киевский».

Развернуть
Сообщить о неточностях или дополнить биографию