Леонардов Сергей Иванович, протоиерей

  • Дата рождения: 1841 или 1842
  • Дата смерти: кон. 1913

Родственники

Показать всех

Образование

Дата поступления
Дата окончания
Учебное заведение
Комментарий
1862
Вифанская духовная семинария
окончил по 2-му разряду
Развернуть

Рукоположение, постриг, возведение в сан

1862
рукоположен во священника
1906
возведен в сан протоиерея
Показать все

Места служения, должности

Дата начала
Дата окончания
Место служения, сан, должность
1862
1866
Московская и Коломенская епархия, Московская губ., Московский уезд, с. Никульское-Карамышево, Николаевская церковь, священник
1866
1894
Московская и Коломенская епархия, Московская губ., Московский уезд, с. Федоскино, Никольская церковь, священник. Благочинный храмов Московского уезда. Член Православного миссионерского общества. На средства владельцев Федоскинской лаковой фабрики, купцов Лукутиных, основал приходскую церковную школу
1894
1913
Московская и Коломенская епархия, Московская губ., Московский уезд, с. Останкино (с конца 19 в. в черте Москвы), Свято-Троицкая церковь, протоиерей (до 1906 — священник), настоятель. Благочинный храмов 6-ro (Останкинского) округа Московского уезда (с 1895). Законоучитель Марьинского училища (с 10.10.1897) и 2-го начального училища (с 27.10.1900). Председатель комиссии благочиния по постройке в Марьино-Рощинском приходе церкви-школы с престолом в честь иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» (1902–1904, 1909–1910)
Показать все

Награды

3.2.1894
орден св. Анны 3-й степени, награжден «за долговременную службу по духовному ведомству»
27.4.1904
икона св. Троицы в роскошной ризе, поднесена от духовенства и церковного старосты останкинского Свято-Троицкого храма по случаю 40-летнего служения в священном сане
27.4.1904
золотой наперсный крест, украшенный драгоценными камнями, поднесен от прихожан по случаю 40-летнего служения в священном сане
1911
орден св. Анны 2-й степени
Показать все

Другие сведения

Церковь «Нечаянная радость» в Марьиной Роще: исторические факты

Настоятель Свято-Троицкой церкви в Останкине Сергий Леонардов был инициатором строительства в Марьино-Рощинском приходе церкви-школы с престолом в честь иконы Божией Матери «Нечаянная Радость». Именно он, «как повествуют "Мемуары графа С. Д. Шереметьева", связался с графом Александром Дмитриевичем Шереметевым, который в мае 1901 года отдал приказание Главной конторе имениями и дачами в Московской губернии выделить участок в 400 квадратных сажен под постройку храма[1]… Он вполне сочувствовал желанию жителей Марьиной Рощи построить свой храм, и для новой церкви выбрал возвышенное и сухое место, хотя и небольшое по размеру[2].

Следует сказать несколько слов об отце Сергии Леонардове, принявшем близкое участие в создании храма. Сын провинциального священника, отец Сергий Леонардов в 1862 году закончил Вифанскую Духовную семинарию по 2-му разряду и, по благословению Митрополита Московского и Коломенского Филарета (Дроздова), был рукоположен во священника к Никольскому храму села Никульского, Московского уезда. С 1866 года, в течение почти 30 лет, он служил в храме известного подмосковного села Федоскина и на средства владельцев Федоскинской лаковой фабрики, купцов Лукутиных, основал здесь приходскую церковную школу. За свою пастырскую и педагогическую деятельность отец Сергий неоднократно получал благодарности от епархиального начальства и благословения от Святейшего Синода. В 1894 году, по благословению Митрополита Московского и Коломенского Сергия (Ляпидевского), священник Сергий Леонардов получил место настоятеля Свято-Троицкого храма в Останкине, имении графов Шереметевых. В том же году его наградили орденом Святой Анны 3-й степени за долговременную службу по Духовному ведомству. Через год, в 1895 году, отца Сергия утвердили благочинным храмов 6-го округа Московского уезда. Работая законоучителем Марьинских земских школ, отец Сергий добивался открытия храма и в приходской деревне Марьине. В 1906 году, в ознаменование более чем 40-летнего служения отца Сергия Леонардова в священном сане, Митрополит Московский и Коломенский Владимир (Богоявленский) наградил его саном протоиерея, а в 1911 году ходатайствовал о награждении отца Сергия орденом Святой Анны 2-й степени. В конце 1913 года протоиерей Сергий Иванович Леонардов скончался в возрасте 71 года, не дожив совсем немного до 50-летнего юбилея своего служения в сане священника. В 1916 году в Останкине проживала его вдова, Юлия Федоровна, а две дочери, Серафима и Олимпиада, были замужем за диаконами, служившими в Москве[3].

В сентябре 1901 года митрополит Владимир (Богоявленский) получил прошение от жителей Марьиной Рощи о желании их устроить церковь-школу с престолом в честь иконы Божией Матери "Нечаянная Радость", где "под сенью Царицы Небесной найдут себе утешение жители означенной деревни и будут учиться их дети". Как писали просители — ремесленники и рабочие — средства на возведение храма "мы, надеясь на милость Царицы Небесной, не замедлим собрать"[4]. Прошение подписали наиболее влиятельные жители Марьиной Рощи: П. А. Пономарев, С. В. Решетников, С. Н. Клягин, Т. Ф. Несчастнов и другие.

Предполагаемая к строительству церковь-школа в честь иконы Божией Матери "Нечаянная Радость" должна была быть приписной к Свято-Троицкому храму села Останкина (то есть не иметь самостоятельного причта). По представленной в Консисторию ведомости всего в поселке Марьина Роща числилось 100 домовладений с населением 656 человек, тогда как в прошении назывались другие цифры — 500 домов с населением более 50000 человек. Эти цифры были вполне фантастическими, и впоследствии действительно выяснилось, что часть инициативной группы во главе с будущим церковным старостой Тимофеем Федоровичем Несчастновым в своих сведениях епархиальному начальству неоднократно искажали подлинное положение дел в Марьино-Рощинском приходе.

Благочинный 6-го церковного округа Московского уезда, настоятель Троицкого храма в Останкине отец Сергий Леонардов лично доложил Владыке Митрополиту о планах марьино-рощинцев устроить церковь-школу и получил на это благое дело архипастырское благословение. К этому времени территория Марьиной Рощи была поделена на две части: одна часть, близкая к Москве, отошла в приход Духосошественской церкви Лазаревского кладбища; другая, "жители которой имели дома во второй половине Марьиной Рощи, от Смоленского переезда железной дороги до Николаевской железной дороги", осталась в приходе Свято-Троицкого храма в Останкине. Отец Сергий в своем донесении в Консисторию отмечал, что "жители Марьиной Рощи, по-видимому, не должны бы считать себя особо отдаленными от приходского храма и по хорошей шоссейной дороге особенного затруднения в посещении храма Божия не должно бы представлять, но они, как жители почти городские, не имеющие своих лошадей, пройти до церкви две или полторы версты, считают расстоянием не близким, а поэтому, особенно осенью или зимой, посещают храм Божий очень нечасто"[5].

Как пастыря, отца Сергия очень волновало их духовное состояние. В своем письме епархиальному начальству отец Сергий писал: "Не видя их у себя в храме Божием и болея за них душой, я неоднократно внушал им просить у графа Шереметева земли для церкви". В связи с тем что большинство жителей Марьиной Рощи были людьми небогатыми, решено было построить деревянный храм, "как здание, не требующее особых денежных затрат, но в то же время могущее удовлетворить жителей в духовных их нуждах". Устройство же при церкви школы, по мнению отца Сергия, было бы очень полезно для нравственного и духовного состояния подрастающего поколения[6].

Проект деревянной церкви-школы в Марьиной Роще заказали молодому московскому архитектору С. П. Капралову. В начале октября 1901 года чертежи и пояснительную записку архитектора переправили в Строительное отделение губернского правления. Утверждение проекта задержалось в связи с замечаниями Московской уездной земской управы, которая, в целом одобрив проект, заметила, что "церковь-школа проектирована на месте, не отвечающем требованиям Устава Строительного (недостаточное расстояние от соседних участков), а по тому основанию земская управа постановила признать невозможным осуществление проекта"[7].

Узнав о таком решении уездной управы, жители Марьина вновь написали прошение к правящему Архиерею с согласием признать церковь-школу домовой, в составе Останкинского прихода. Это же подтвердил и благочинный Сергий Леонардов в своем донесении Высокопреосвященному Владимиру, подчеркивая "искреннее желание марьино-рощинских жителей иметь у себя церковь-школу, где возможно будет им, под покровом Царицы Небесной, обучать своих детей грамоте и истине христианской, самим слушать слово Божие, а главное, бывать у Божественной Литургии". Повсеместно в Марьиной Роще прошел сбор средств на храм с уверенностью, "что на сие святое дело пожертвует не только всякий домовладелец, но и всякий ремесленник и рабочий"[8].

Спроектированная С. П. Капраловым церковь представляла собой типичный для начала XX столетия деревянный одноглавый объем, с расположенными внутри богослужебным помещением, классами для занятий и раздевалкой. Подобные храмы обычно строили вблизи рабочих поселков и железнодорожных депо. В Москве были известны церкви-школы: в депо станции Бирюлево — в честь святого благоверного князя Александра Невского, в депо на станции Москва 2-я. Своим скромным декоративным убранством церкви-школы отличались от многочисленных богато украшенных и стильных деревянных храмов в дачных поселках пригородов Москвы[9].

Губернское начальство, принимая во внимание тот факт, что "постройка церкви-школы весьма желательна, а в интересах местных жителей необходима", в апреле 1902 года одобрило проект с обязательным условием, "чтобы означенная церковь была бы исключительно домовой и не могла быть обращена в приходскую церковь"[10].

24 мая 1902 года Строительное отделение своим протоколом утвердило проект домовой церкви-школы в Марьиной Роще, как составленный правильно, и, таким образом, можно было начинать строительство. Тогда же была создана и утверждена епархиальным начальством Комиссия по сооружению церкви-школы в Марьиной Роще под председательством благочинного и настоятеля Свято-Троицкого храма в Останкине отца Сергия Леонардова. Членами Комиссии стали жители Марьиной Рощи С. В. Решетников, А. Петров, И. Пчелин, Т. Несчастнов, Н. Бонарцев, М. Покровский, С. Клягин, И. Хрусталев.

Пока жители Марьиной Рощи собирали деньги на строительство церкви-школы, Комиссия в мае 1903 года объявила Консистории о желании строить не деревянный, а каменный храм. Формальным поводом для этого стала преимущественная в Марьиной Роще деревянная застройка. Храмоздатели опасались, что от возможного пожара в поселке деревянная церковь также может пострадать. Новый проект заказали московскому архитектору Н. В. Карнееву, который также взял на себя подписку по надзору за строительством церковного здания.

Однако проект каменной однопрестольной церкви-школы, выполненный Карнеевым, не утвердили в Строительном отделении, отметив, что "наружный вид церкви-школы в архитектурном отношении неблаговиден, постройка невозможна к выполнению и согласно проектируемому разрезу, ибо он составлен неправильно"[11]. Архитектор Карнеев несколько раз пытался исправить свой проект. В архиве Строительного отделения Московского губернского правления сохранилось два комплекта подписанных им чертежей.

При этом строительство храма в Марьиной Роще уже началось без надлежащего разрешения, и в конце октября 1903 года Московская уездная земская управа донесла, что "церковь вчерне уже закончена и перекрыта сводом, но совершенно не согласна с присланными чертежами, как по наружному виду, так и по размерам". Это было делом "инициативной группы" Т. Ф. Несчастнова, которая мало считалась с законодательством и хотела поскорее возвести храм. Назревал скандал, так как Строительное отделение отказывалось утвердить проектные чертежи. Это придавало постройке статус незаконной и реально угрожало сносом уже построенного церковного объема. В срочном порядке, задним числом, в декабре 1903 года Консистория препроводила в Строительное отделение новый проект, выполненный архитекторами Петром Федоровичем Кротовым и Дмитрием Дмитриевичем Зверевым. В январе 1904 года архитектор М. Н. Литвинов, представитель Строительного отделения, и епархиальный архитектор Н. Н. Благовещенский осмотрели вновь построенное здание церкви-школы в Марьиной Роще и в своем отчете отметили, что "в здании этом не замечено никаких признаков, могущих навести на сомнение в прочности и устойчивости оного".

Таким образом, инцидент был исчерпан. Прихожане начали интенсивные работы по внутреннему убранству своего храма, занимаясь подготовкой к предстоящему торжеству освящения. Но 4 июня 1904 года члены Комитета по строительству церкви-школы в Марьиной Роще обратились с прошением к митрополиту Владимиру, чтобы построенный каменный храм в честь иконы Божией Матери "Нечаянная Радость" получил статус самостоятельного прихода с открытием штатного причта. Они подтвердили, что при церкви будет открыта церковно-приходская школа, а для причта на деньги прихода будет нанят ближайший деревянный двухэтажный дом[12].

Духовное торжество освящения новоустроенного храма в Марьиной Роще прошло в воскресный день 20 июня 1904 года. Богослужение возглавил Митрополит Московский и Коломенский Владимир (Богоявленский), Управляющий Московской епархией, в сослужении священника Сергия Леонардова, благочинного храмов 6-го округа Московского уезда, и отца Владимира Остроухова, настоятеля храма Сошествия Святого Духа, что на Лазаревском кладбище. На торжественном богослужении пел Чудовский хор под управлением регента Н. А. Иванова. В заметке, помещенной в "Московских церковных ведомостях" о торжестве освящения церкви в Марьиной Роще, отмечалась красота вновь построенного храма: "Внутри церковь отделана весьма благолепно. Несколько старинных икон в серебряных окладах в киотах и много утвари пожертвовано церкви из храма Лазаревского кладбища. Прихожане соорудили две пары хоругвей, серебряную утварь и облачения; а также больших размеров иконы в иконостасах преподобного Серафима и святого мученика Трифона"[13].

Одноглавый четверик Богородицкого храма первоначально был с одной апсидой. Наружное декоративное убранство церкви (наличники окон, килевидные кокошники) ассоциировались с памятниками церковного зодчества XVII столетия. Решение внутреннего пространства храма, рассчитанного на классы и раздевалку для учеников, позволяло помещаться на богослужении большому количеству прихожан (до 2000 человек). Над юго-западным углом четверика храма располагалась небольшая звонница.

Таким образом, первоначальный проект открытия в Марьиной Роще церкви-школы не был осуществлен. Меньше месяца в новоустроенном храме служба проводилась причтом Свято-Троицкой церкви села Останкина. Вопрос об утверждении самостоятельного причта подняла "группа прихожан" Т. Ф. Несчастнова. Они заявили, что новый храм имеет вместимость до 2000 человек и вполне может отвечать духовным запросам обеих половин жителей Марьиной Рощи. Другая группа прихожан (меньшая по числу) не желала отходить от традиционного окормления жителей Марьиной Рощи Останкинским причтом. Сам благочинный отец Сергий Леонардов, как инициатор и двигатель постройки Богородицкого храма, в донесении по этому вопросу епархиальному начальству старался доказать, что отделение приписной к Свято-Троицкому храму Марьино-Рощинской церкви не нужно, "потому что в ней двухштатным причтом села Останкина ежедневно совершается богослужение, а для других частей этой местности совершается служба и исполняются требы священнослужителями ближайших церквей, а именно: Лазаревского кладбища, Тихвинской в Сущеве и Богородице-Рождественской в Бутырках"[14].

Отец Сергий полагал, что просители от прихожан Марьиной Рощи лукавят, особенно в обещании быстрого построения здания для церковно-приходской школы, а также в предоставлении квартир вновь назначенному причту. Одним из его доводов был большой реальный долг подрядчикам по строительству каменной церкви в Марьиной Роще, который составлял сумму в 11000 рублей. Впоследствии, через год, опасения отца Сергия вполне оправдались, когда Товарищество "В. К. Шапошников, М. В. Челноков и К°" через суд пыталось взыскать с Комитета по постройке храма Божией Матери "Нечаянная Радость" деньги за поставку строительных материалов[15].

Чтобы избежать скандала, потребовалось вмешательство Консистории, одолжившей заимообразно 7000 рублей для расплаты с долгами. Однако Митрополит Московский и Коломенский Владимир, получивший от Московского уездного полицейского управления сведения о проживающих в Марьиной Роще 25000 жителей, решил, что "при таком громадном количестве прихожан нужда в самостоятельном причте при новосооруженном храме несомненна и обеспечение его содержания имеет прочное основание"[16]. Вместо просимых в штат двух псаломщиков Владыка благословил оставить одного и, таким образом, причт Богородицкого храма утвердили в числе священника, диакона и псаломщика.

Летом 1904 года Святейший Правительствующий Синод утвердил представление Митрополита Владимира о штатном причте Богородицкого храма, что в Марьиной Роще, и церковь стала приходской, самостоятельной в составе благочиния 6-го округа Московского уезда. Указ Московской Духовной Консистории об учреждении при храме Марьиной Рощи самостоятельного прихода состоялся 28 сентября 1904 года[17]

Важным делом по организации нового прихода стало определение его границ с соседними храмами. В сентябре 1905 года на квартире [священника Богородицкого храма в Марьиной Роще] о. Константина Озерецковского встретились протоиерей Петр Рубин, благочинный церквей Сретенского сорока, настоятель храма Адриана и Наталии на Мещанской, и Сергий Леонардов, благочинный церквей 6-го округа Московского уезда, настоятель Свято-Троицкого храма в Останкине. Предварительно они осмотрели предполагаемый приход церкви иконы Божией Матери "Нечаянная Радость" в Марьиной Роще и "в присутствии причта и прихожан церкви "Нечаянной Радости" и церкви села Останкина, определили считать границы нового прихода следующим образом: 1) со стороны прихода Лазарева кладбища полотно Виндавской железной дороги; 2) со стороны прихода села Останкина полотно Николаевской железной дороги до переезда и от переезда полотно соединенной ветки Виндавской железной дороги с Николаевской; 3) со стороны прихода Бутырской церкви полотно Виндавской железной дороги"[18]. Консистория журнальным постановлением 21 сентября 1905 года утвердила эти границы.

Отца Константина Озерецковского, как настоятеля церкви-школы в Марьиной Роще, особо волновал вопрос о начале строительства школьного здания. Его, как и благочинного отца Сергия Леонардова, тревожило, что прихожане во главе с церковным старостой Тимофеем Несчастновым не озабочены устройством Марьинской церковно-приходской школы. По указу Московской Духовной Консистории от 12 сентября 1905 года прихожанам церкви Марьиной Рощи вменялось в обязанность построить отдельное школьное здание, так как они дали обещание Митрополиту Московскому и Коломенскому Владимиру это исполнить… С большими трудностями с 1907 года начали, наконец, возводить здание церковно-приходской школы при храме "Нечаянной Радости", да и то под большим нажимом настоятеля и местного благочинного[19]. К слову сказать, это здание построили, но внутренняя отделка его затянулась на многие годы, и до начала Октябрьского переворота 1917 года церковной школы в Марьиной Роще так и не существовало. Прав оказался опытный благочинный Сергий Леонардов!..

Нерадостные сообщения настоятеля Марьино-Рощинской церкви в Консисторию усугублялись тяжелыми отношениями причта с "группой прихожан", руководимой церковным старостой Несчастновым, человеком грубым и властным. В течение 1907–1908 годов к епархиальному начальству поступали сигналы о самоуправстве и неправильном ведении хозяйства со стороны ктитора. Консистория в октябре 1908 года выпустила специальный указ, который предписывал благочинному Сергию Леонардову и причту Марьино-Рощинской церкви "самое тщательное контролирование деятельности Несчастнова"[20]. Однако влияние церковного старосты в приходе и в самой Марьиной Роще было таким, что причту приходилось сносить укоризны и месть этого человека.

В январе 1909 года в Консисторию на имя Высокопреосвященного Владимира, Митрополита Московского и Коломенского, поступило прошение от жителей Марьиной Рощи о желании их пристроить к объему церкви иконы Божией Матери "Нечаянная Радость" два алтаря и устроить приделы, один из которых будет посвящен Святителю Николаю, "как покровителю и молитвеннику за Самодержавного Государя Императора Николая Александровича"[21]. Было странно, что это прошение подписали только прихожане, но не члены Богородицкого причта, которые, как оказалось, вообще не были в курсе этого проекта.

В Консистории выразили недоумение по этому поводу, на что в особом прошении Несчастнов заявил, что "наш причт отказался окончательно присоединиться к нашей идее, заявивши нам на предварительном собрании 13 апреля 1909 года, что вы просили вместо священника, и что он (о. Константин Озерецковский) требует построить помещение под школу и открыть оную"[22].

Тревоги отца настоятеля можно было понять: школу не построили, церковные дома не отделали, строительный долг на церкви оставался. На пожертвованные прихожанами 800 рублей построить что-либо было трудно. Правда, прихожане — ремесленники Звездкин, Бабурин и Прохоров — обязались произвести бесплатно плотницкие, малярные и кровельные работы.

Благочинный отец Сергий Леонардов в общем поддержал проект пристройки алтарей, но в свою очередь вынужден был защитить причт марьино-рощинской церкви от притязаний церковного старосты. Он писал, что "принимая во внимание многочисленность прихожан в Марьиной Роще, нужда в устройстве приделов действительно настоит". Причт, в свою очередь, объяснил Консистории, что сочувствует устройству приделов, но реально существуют такие приходские проблемы, решать которые требуется в первую очередь. Это и "тяжелое материальное положение в настоящее время наших прихожан — ремесленников, и вследствие безработицы и дороговизны жизни (...) в настоящее время нельзя надеяться на достаточный приток пожертвований на означенную постройку".

Отец Константин Озерецковский еще раз привлек внимание епархиального начальства к проблеме устройства церковно-приходской школы. Он просил, ввиду "неотложной нужды в школе и недостаточности мест в земских школах, прежде чем приступать к пристройке приделов, окончить начатое дело — отделать и открыть школу к началу будущего учебного года". Консистория прислушалась к доводам благочинного и настоятеля с объявлением 18 марта 1909 года марьино-рощинским прихожанам, "что разрешение на постройку приделов будет дано не ранее, как будет собрана треть суммы потребной по смете на постройку приделов"…

Проект пристройки алтарей выполнил московский архитектор Ипполит Михайлович Цвилинев, работавший архитектором в Москве с 1859 года. Из выполненных им церковных построек известен проект надстройки колокольни при церкви Рождества Христова в селе Данилищеве Богородского уезда Московской губернии (1876 год). По смете архитектора на пристройку алтарей требовалось 3.996 рублей. Между церковным старостой Несчастновым и членами причта состоялось соглашение, и 17 апреля 1909 года в Консисторию было представлено новое прошение.

Разрешение на пристройку приделов было получено. Прихожане избрали Строительный комитет, председателем которого стал Останкинский настоятель протоиерей Сергий Леонардов, а его помощником — настоятель Богородицкого храма отец Константин Озерецковский. 26 мая 1909 г. Строительное отделение утвердило проект придельных алтарей. К началу июня причт и церковный староста определили именования придельных алтарей: "правый алтарь в честь святителя Иоанна, Архиепископа Новгородского, память которого 7 сентября; а левый в честь святителя Николая Чудотворца"[23].

Торжество закладки придельных алтарей прошло 18 мая 1909 года. Строительство растянулось до конца 1910 года. 13 декабря 1910 года торжественным архиерейским богослужением (чин освящения совершил епископ Можайский Василий [(Преображенский)]) были освящены придельные алтари марьино-рощинского храма и, таким образом, церковь стала трехпрестольной.

19 июля 1909 года, в день памяти святого преподобного старца Серафима Саровского, в Свято-Троицком приходе и в Марьиной Роще имело место духовное торжество. В Останкино прибыл Преосвященный Трифон (Туркестанов), епископ Дмитровский. Владыка Трифон, с собором местного духовенства во главе с благочинным Сергием Леонардовым, служил Божественную Литургию. После Литургии был совершен торжественный крестный ход из Свято-Троицкого храма на площадь перед дворцом Шереметевых, где Владыка совершил молебен[24] …».

___________________

[1] Владелец Останкина граф Александр Дмитриевич Шереметев (1859–1931) — русский меценат и музыкант-любитель из рода Шереметевых, создатель частного оркестра, начальник Придворной певческой капеллы, свиты Его Величества генерал-майор.

[2] Мемуары графа С. Д. Шереметева. М., 2001. С. 699.

[3] ЦГА Москвы. Ф. 1176. Оп. 1. Д. 194. Л. 159–160.

[4] ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 474. Д. 16. Л. 1–1 об.

[5] Там же. Л. 6–6 об.

[6] ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 744. Д. 422. Л. 508–510.

[7] ЦГА Москвы. Ф. 54. Оп. 155. Д. 15. Л. 248.

[8] ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 744. Д. 422. Л. 412–514 ; Ф. 203. Оп. 474. Д. 16. Л. 10–10 об.

[9] ЦГА Москвы. Ф. 54. Оп. 155. Д. 15. Л. 105–108.

[10] Там же.

[11] ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 474. Д. 16. Л. 21.

[12] ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 744. Д. 424. Л. 604.

[13] Московские церковные ведомости. 1904. № 26. С. 307.

[14] ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 744. Д. 424. Л. 604 об.

[15] Там же.

[16] Там же. Л. 605.

[17] Там же. Л. 606–607.

[18] ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 744. Д. 425. Л. 596. Протокол от 21 сентября 1905 г.

[19] ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 479. Д. 197. Л. 7.

[20] ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 483. Д. 1. Л. 40.

[21] ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 479. Д. 197. Л. 1–2.

[22] Там же.

[23] Там же. Д. 197. Л. 25.

[24] Московские церковные ведомости. № 32. 1909. C. 544.

 

Текст: Протоиерей Ростислав Ярема, доктор богословия, профессор. Север Москвы вокруг Ярославской дороги. М., 2013. С. 140–160.

Развернуть

Литература

Показать все
Сообщить о неточностях или дополнить биографию