Преображенский Евгений Васильевич, протоиерей

Родственники

  • отец  —  Преображенский Василий Георгиевич, дьячок
  • мать  —  Преображенская Анна Яковлевна (ум. не ранее 1864)
  • жена  —  Преображенская Мария Семеновна (1870 – не ранее 1918)
  • сын  —  Преображенский Николай Евгеньевич (8.3.1894 – не ранее 1918)
  • дочь  —  Преображенская Мария Евгеньевна (1.6.1895 – не ранее 1918)
  • сын  —  Преображенский Сергей Евгеньевич (25.1.1897 – не ранее 1918)
  • дочь  —  Преображенская Лидия Евгеньевна (14.9.1898 – не ранее 1918)
  • дочь  —  Преображенская Ольга Евгеньевна (28.6.1902 – не ранее 1918)
  • дочь  —  Преображенская Анна Евгеньевна (6.12.1904 – не ранее 1918)
  • дочь  —  Преображенская Екатерина Евгеньевна (5.11.1908 – не ранее 1918)
  • другие члены семьи  —  Померанцева Александра Николаевна (приемный ребенок; попечительство оформлено 19.7.1906), дочь ум. диакона Преображенской церкви с. Глазово Можайского уезда Николая Померанцева
Показать всех

Образование

Дата поступления
Дата окончания
Учебное заведение
Комментарий
1878
Перервинское духовное училище
1885
Вифанская духовная семинария
окончил с аттестатом 1-го разряда
Развернуть

Рукоположение, постриг, возведение в сан

21.4.1893
рукоположен во диакона
28.10.1901
рукоположен во священника епископом Можайским, первым викарием Московской епархии Парфением (Левицким)
29.6.1917
возведен в сан протоиерея
Показать все

Места служения, должности

Дата начала
Дата окончания
Место служения, сан, должность
21.8.1885
21.4.1893
Московская и Коломенская епархия, г. Москва, церковь преподобного Пимена Великого в Новых Воротниках, псаломщик
21.4.1893
20.10.1901
Московская и Коломенская епархия, г. Москва, церковь Георгия Победоносца в Старых Лучниках, диакон. Законоучитель: 2-го Сущевского женского городского начального училища (с 16.9.1893), 1-го Сущевского женского городского им. Д. Ф. Самарина училища (28.9.1894–1.11.1901), профессионального училища им. Великого Князя Сергей Александровича Яузского отделения дамского попечительства о бедных в г. Москве ведомства Императрицы Марии (безвозмездно; с 17.2.1895)
20.10.1901
1927
Московская епархия, г. Москва, церковь Зачатия праведной Анны, что в Углу (в Зарядье), протоиерей (до 28.10.1901 — священник на вакансии диакона, до 29.6.1917 — священник), настоятель. Помощник благочинного Китайского сорока (с 23.7.1914). Председатель кассы взаимопомощи духовенства Московской епархии (с 30.11.1915). Член Союза пастырей Москвы и Московской губ. (с 1918). Законоучитель: 1-го Сущевского женского городского имени Д. Ф. Самарина училища (с 20.8.1903), частной гимназии О. А. Граковой (с 2.10.1914), Знаменской монастырской школы (с 20.8.1915). Содержал школу грамматики, располагающуюся в собственной его квартире (20.10.1901–1.9.1906). Действительный член Московского благотворительного тюремного комитета; проводил духовно-нравственные беседы с заключенными г. Москвы (с 1.12.1904). Заведующий церковно-приходской школой в Зарядье (с 24.9.1906; утвержден в должности митрополитом Московским и Коломенским Владимиром (Богоявленским) 24.11.1906). Член (с 6.8.1908), испр. должность делопроизводителя (с 1908), делопроизводитель (с 1909) столичного отделения Московского епархиального училищного совета Кирилло-Мефодиевского православного братства. Член строительной комиссии по ремонту храма Варвары Великомученицы (с 5.7.1909). Казначей столичного отделения совета Кирилло-Мефодиевского братства (12.9.1911–22.11.1912). Депутат от духовенства на епархиальном съезде (1915). Проводил ревизию дел Епархиального дома в г. Москве (1917)
Показать все

Награды

28.7.1891
архипастырское благословение, преподано «за устройство хора» при Пименовском, в Новых Воротниках, храме
не ранее 1896
серебряная медаль «В память царствования Императора Александра III» для ношения на груди на Александровской ленте
7.11.1902
право ношения набедренника, награжден «за усердное служение Церкви Божией»
17.4.1906
право ношения скуфьи, награжден «за выдающиеся труды по народному образованию»
не ранее 1909
медаль «В память 25-летия церковно-приходских школ»
6.5.1910
право ношения камилавки, награжден «за труды по народному образованию»
6.11.1911
золотой наперсный крест, поднесен, с разрешения епархиального начальства, от прихожан Зачатьевского храма
не ранее 1913
нагрудный знак «В память 300-летия царствования Дома Романовых»
не ранее 1913
медаль «В память 300-летия царствования Дома Романовых»
29.6.1917
право ношения наперсного креста («золотой наперсный крест, от Святейшего Синода выдаваемый»), награжден «за свыше двадцатилетние труды по безвозмездному преподаванию Закона Божия в Сергиевском профессиональном училище»
1919
право ношения наперсного креста, от Святейшего Синода выдаваемого, награжден к празднику Святой Пасхи
1921
право ношения палицы
Показать все

Другие сведения

Младенец Евгений был крещен 29.12.1863 г. в Успенской церкви Пречистенского погоста Клинского уезда Московской губ. Таинство Святого Крещения совершал священник Герасим Лебедев с причтом Успенского храма. Восприемниками при крещении были Георгиевской, с. Сафоново Дмитровского уезда, церкви диакон Николай Васильев и Троицкой, с. Ново-Щапово Клинского уезда, церкви жена дьячка Павла Федоровича Троицкого, Пелагея Дмитриева (Метрическая книга Успенской церкви пог. Пречистенского на Лутосне Клинского уезда Московской губ. на 1863 г. ... Л. 290 об. – 291).

*   *   *

На полях списка священнослужителей Московской епархии, представленных к наградам в 1921 г., кем-то (вероятно, благочинным Китайского сорока), сделана любопытная приписка: «в 1920 г. изгонялся из прихода прихожанами, а теперь пишут "в виду больших заслуг"»[1].

Судя по имеющимся документам (к сожалению, весьма немногочисленным), отец Евгений Преображенский занимал достаточно твердую позицию по отношению к происходящим в стране событиям и, судя по всему, не скрывал своего отрицательного отношения к мероприятиям, проводимым советской властью против Православной Церкви и верующих. Об этом, в частности, докладывал заместитель начальника VI отделения Секретного отдела ГПУ В. И. Ребров в служебной записке на имя первого заместителя председателя ВЧК-ГПУ И. С. Уншлихта[2]:

«…Что касается собора[3], то таковым светская публика совершенно не интересуется. Большой интерес к нему проявляют старые тихоновские попы. Напр[имер], из беседы с диак[оном] КАЗАНСКИМ и прот[оиереем] церкви Анны в Углу — Преображенским видно, что старое духовенство недовольно собором.

Говорят, что ВЦУ[4] давно уже на него назначило своих людей, а выборы — это только отвод глаз для народа. Что собор созывается для суда над Тихоном, чтобы убить патриарха, а потом сказать, что исполнили волю народа. А также хотят сделать, чтобы церковь православная принадлежала не только православным, но и сектантам и др. иноверцам. Одним словом хотят осквернить храмы».

Понятно, что подобные настроения в обществе и Церкви в то смутное время пресекались репрессивными органами незамедлительно и жестко. И нет ничего удивительного в том, что в 1920 году «старого тихоновского попа», так называемые, «прихожане» поспешили «изгнать» из прихода. Вопрос, почему в 1921 г. отца Евгения вновь попросили возглавить приход и подписали коллективное прошение о представлении к награде — «в виду больших заслуг», — пока остается открытым. 

_____________

[1] См. Список священнослужителей Московской епархии, представленных к наградам в 1922 г. : (фрагменты) // ЦГА Москвы. Ф. 2303. Оп. 1. Д. 115. Л. 1 об.

[2] См. Архивы Кремля. Политбюро и Церковь, 1922–1925 : в 2 кн. / Изд. подгот. Н. Н. Покровский, С. Г. Петров. М. ; Новосибирск, 1997–1998. Кн. 1. С. 271.

[3] Имеется в виду созванный обновленцами «поместный собор» 1923 года, на котором Патриарх Тихон был лишен патриаршего сана и монашества. 

[4] Высшее церковное управление (ВЦУ) — высший орган в обновленческом расколе в 1922–1923 годах.

Архивные источники

Показать все

Литература

Показать все
Сообщить о неточностях или дополнить биографию