Любимов Неофит Порфирьевич, протоиерей, священномученик

Прославлен Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 20.8.2000 г. Память совершается 17/30 октября, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской (воскресенье 25 января/7 февраля или ближайшее к 25 января/7 февраля), Соборе Московских святых (Неделя перед 26 августа/8 сентября), Соборе Симбирских святых (21 мая/3 июня)

Родственники

  • отец  —  Любимов Порфирий Петрович, диакон
  • мать  —  Любимова Евдокия Герасимовна
  • дочь  —  Варжанская (Любимова) Зинаида Неофитовна
  • зять  —  Варжанский Николай Юрьевич (25.11.1881–19.9.1918), епархиальный миссионер-проповедник, мученик. Родился в Овручском уезде Волынской губ. в семье чиновника, потомственного почетного гражданина. Окончил Житомирское духовное училище (1897), Волынскую духовную семинарию (1903), Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия (1907). 13.6.1907 вступил в брак с Зинаидой Неофитовной Любимовой. Помощник противосектантского миссионера Московской епархии (с 1908), затем московский епархиальный миссионер. В эти годы написал и издал много сочинений, имевших большой успех. Своими публикациями участвовал в борьбе против толстовства, обличая писателя в пантеизме, а по существу в безбожии. Расстрелян на Калитниковском кладбище, похоронен за старой оградой кладбища. Решением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 13–16.8.2000 по представлению Московской епархии был прославлен как мученик. Память совершается 23 августа/5 сентября, в Соборах новомучеников и исповедников Церкви Русской, а также Московских, Волынских и Житомирских святых. Внук — Евгений Всеволодович Овчинников (см. ниже)
  • дочь  —  (Любимова) Анна . Муж — Сергей, дочь — Татьяна
  • правнук  —  Овчинников Евгений Всеволодович , профессор Российской академии музыки им. Гнесиных, кандидат искусствоведения, музыковед, член Союза Композиторов России
Показать всех

Образование

Дата поступления
Дата окончания
Учебное заведение
Комментарий
Самарское духовное училище
1870
Самарская духовная семинария
окончил по первому разряду
1870
1874
Киевская духовная академия
окончил со степенью кандидата богословия (с правом искать степени магистра, не подвергаясь поверочному испытанию) за сочинение на тему: «Влияние христианства на древнерусский богатырский эпос»
Развернуть

Рукоположение, постриг, возведение в сан

7.9.1885
рукоположен во диакона епископом Симбирским и Сызранским Варсонофием (Охотиным) в домовой архиерейской церкви
8.9.1885
рукоположен во священника епископом Симбирским и Сызранским Варсонофием (Охотиным) в домовой архиерейской церкви
1906
возведен в сан протоиерея
Показать все

Места служения, должности

Дата начала
Дата окончания
Место служения, сан, должность
27.7.1874
29.6.1889
г. Симбирск, Симбирская духовная семинария, преподаватель гомилетики, литургики и практического руководства для пастырей Церкви; с 10.2.1875 — преподаватель словесности и истории литературы. Преподавал русский язык и гражданскую историю в Симбирской военной гимназии (с 10.9.1874 по 1878); русский язык (с 16.9.1876 по 1.9.1878) и гражданскую историю (с 1.9.1876 по 1.9.1882) в Симбирском епархиальном женском училище; русскую словесность и педагогику в Симбирской Мариинской женской гимназии (с 8.12.1879 по 17.8.1885). С 12.5.1882 по 17.8.1885 состоял членом педагогического и распорядительного собрания правления духовной семинарии
17.4.1885
10.4.1899
Симбирская и Сызранская епархия, г. Симбирск, Введенская церковь при Симбирском епархиальном женском училище, священник, законоучитель, инспектор классов. Преподаватель дидактики и педагогики (с 10.9.1885 по 8.1.1890). Член совета училища. Председатель комиссии по строительству здания классов училища, общежития для воспитанниц, больницы и пр.
10.4.1899
4.6.1900
г. Симбирск, Симбирское духовное училище, священник, преподаватель греческого языка. Член совета Симбирского епархиального женского училища
1900
31.10.1902
Симбирская и Сызранская епархия, г. Симбирск, Всехсвятская церковь, священник. Законоучитель Всехсвятской церковно-приходской школы. Переведен на службу в г. Москву
1902
1914
Московская и Коломенская епархия, г. Москва, церковь Воскресения Словущего на Ваганьковском кладбище, протоиерей (до 1906 — священник)
1914
1918
Московская епархия, г. Москва, церковь Спиридона Тримифунтского на Козьем болоте, протоиерей
Показать все

Награды

орден св. Станислава 3-й степени
1885
право ношения набедренника
1888
право ношения скуфьи
1893
право ношения камилавки
1896
право ношения наперсного креста, от Святейшего Синода выдаваемого
Показать все

Преследования

21.7.1918
арестован ВЧК, был обвинен в «агитации против советской власти», что «служил панихиду по "помазаннике Божием" Николае Романове»
17.9.1918
приговорен Президиумом коллегии отдела по борьбе с контрреволюцией к высшей мере наказания (расстрелу)
Показать все

Дополнительные сведения

В 1874 году для выпускника Киевской духовной академии, кандидата богословия Неофита Порфирьевича Любимова начался многолетний период педагогического служения в разных духовных и светских учебных заведениях г. Симбирска. В 1885 году он принял священный сан и был назначен инспектором классов и законоучителем Симбирского епархиального женского училища. С этого времени деятельность отца Неофита почти всецело сосредоточилась на удовлетворении училищных нужд, деле образования и воспитания учениц в духе Православной веры и христианского благочестия. В 1890-х годах в Симбирских и Уфимских епархиальных ведомостях публиковались проповеди отца Неофита, многие из которых касались «вопросов воспитания, особенно женского пола». В 1903 году они вошли в сборник «Слова и речи», получивший высокую оценку православных людей (включая священников). В одной из рецензий отмечалось: «В "Словах" и речах отца Любимова надо отметить удивительный тон автора, его ясную, точную, всегда весьма рассудительно проводимую и отчетливо передаваемую раздельность мысли, логичность суждения и вместе с тем глубоко проникающую все содержание бесед и учений церковность. Спокойно, шаг за шагом, довод за доводом автор составляет из своих сжато высказанных, но всегда полно предмет исчерпывающих мыслей одну красивую и стильную, целесообразную речь»» (Цит. по: Житие священномученика Неофита Порфирьевича Любимова...). В 1914 году сборник вышел вторым дополненным изданием.

В 1902 году протоиерей Неофит Любимов был принят митрополитом Московским Владимиром (Богоявленским) на место настоятеля Воскресенской церкви на Ваганьковском кладбище. При нем кладбище было благоустроено, построены дома для размещения причта и просфорниц, а также других лиц, служащих на кладбище; значительно выросли церковные капиталы,  кладбищенские доходы и доходы причта. Отец Неофит выработал новые правила по управлению кладбищем, содержанию его в благоустройстве и порядке, которые были утверждены для московских кладбищ митрополитом Владимиром 14 ноября 1912 года. В Биографическом словаре выпускников Киевской духовной академии приведена подробная характеристика отца Неофита как кладбищенского деятеля и администратора, представленная причтом Воскресенской кладбищенской церкви митрополиту Московскому Владимиру в защиту протоиерея «от пасквилей и незаслуженных обвинений в его адрес».

В Москве отец Неофит активно участвовал в образовательных чтениях для фабрично-заводских рабочих, читал лекции для рабочих в Московском епархиальном доме (беседы и лекции публиковались отдельными изданиями: «О разумном усвоении истин веры и о разумном познании Бога в природе» (М., 1903), «Русская народная литература в ее постепенном развитии под влиянием христианства» (М., 1904)). Одновременно с этим он возглавил епархиальное общество борьбы с народным пьянством. В основанном протоиереем Неофитом миссионерском издательстве, кроме его собственных трудов, публиковались книги архиепископа Антония (Храповицкого) против пашковцев, Н. Ю. Варжанского против различных видов сектантов.

Твердые воззрения на благодетельную силу царской власти отец Неофит выразил в книге, вышедшей в годы т. н. первой русской революции, «Власть самодержавная по учению слова Божия и Православной Русской Церкви». Автор открыто и ясно предостерегал: если прекратится царская власть, начнется непрекращающаяся череда бедствий. «Неужели они — эти разорители закона и служители дикой зверской страсти могут быть хорошими господами и властителями. Путь насилия, жестокости, крови, каким идут они, явно показывает, чем они стали бы, если очутились в положении полновластных распорядителей народным имуществом и народными силами» (Цит. по: Житие священномученика Неофита Порфирьевича Любимова...).

С 1914 года до мученической кончины протоиерей Неофит Любимов служил в церкви святителя Спиридона Тримифунтского на Козьем болоте.

В мае 1918 года был арестован зять отца Неофита, миссионер Николай Варжанский. Протоиерей писал Ленину в письме от 13 июня 1918 года:  «В скорбные дни моей личной жизни имею смелость обратиться к вам с покорнейшей просьбой. О своей личности имею долг сообщить следующее: я служил в Симбирске вместе с вашим родителем. Он был директором народных школ, а я преподавателем Мариинской женской гимназии, Кадетского корпуса и Духовной семинарии. Родитель Ваш мне хорошо известен и знаком, я с ним весьма нередко встречался в частных домах и на собраниях, где обсуждались дела педагогические. Скончался он при мне, я был молитвенником его тогда, да и теперь молюсь за него [...] Во дни своей настоящей невзгоды я осмеливаюсь обратиться к Вам [...] с покорнейшей просьбой: мой сын (зять) Николай Юрьевич Варжанский совершенно случайно попал под арест: вошел в квартиру протоиерея Восторгова, где в это время производился обыск, и вместе с другими был арестован и отправлен сначала в следственное предварительное заключение, а потом переправили его в Бутырскую тюрьму. И в газетах было написано и словесно слышал от лиц, заслуживающих доверия, что за Варжанским вины, за которую следовало бы посадить в тюрьму, не найдено. Невзгоды были в семье Вашего дорогого родителя, они касались и Вас, и Вы были дороги для своих родителей. Тяжело и мне переносить невзгоду моей дочери и своего сына (зятя). Покорнейше прошу принять участие в моем горе: благоволите отпустить моего зятя от всяких преследований и от тюрьмы, или же отдать его мне на поруки. Он человек благонамеренный, советское правительство признает и подчиняется ему, каких-либо контрреволюционных выступлений нигде никогда не имел, он проповедник Слова Божия — миссионер, и только. Прошу Вас [...] ради памяти Вашего родителя, моих заслуг по отношению к вашей родной сестре Марии Ильиничне в деле образования и воспитания, помочь мне в моем горе: освободить Варжанского из тюрьмы и возвратить его в семью [...]» (Цит. по: Житие священномученика Неофита Порфирьевича Любимова...). Письмо осталось без ответа. 

21 июля 1918 года отец Неофит по предложению Александра Дмитриевича Самарина отслужил в церкви панихиду по «убиенном новопреставленном бывшем царе Николае», а вечером того же дня был арестован ВЧК.

17 сентября 1918 года протоиерей Неофит Любимов был приговорен к смерти и расстрелян на Калитниковском кладбище.

Развернуть

Сочинения

Показать все

Литература

Показать все
Сообщить о неточностях или дополнить биографию