Петровский Петр Григорьевич, диакон

Родственники

  • отец  —  Петровский Григорий Васильевич, причетник
  • мать  —  Петровская (Иванова) Анисия Ивановна (ум. 4.7.1901, с. Сосновка). После смерти мужа — просфирня в церкви с. Сосновка Сенгилеевского уезда Симбирской губ.
  • жена  —  Петровская (Воецкая) Пелагия Алексеевна (1858 – 8.7.1921, с. Репьевка-Космынка Симбирского уезда). Венчание состоялось 20.7.1873
  • тесть  —  Воецкий Алексей Иванович, псаломщик
  • сын  —  Петровский Иван Петрович (1.9.1874–11.9.1874, скончался от слабости. Похоронен в с. Анненкове в церковной ограде)
  • дочь  —  Петровская Параскева Петровна (род. 12.10.1875, вскоре скончалась скончалась. Похоронена в с. Анненкове в церковной ограде)
  • дочь  —  Петровская Ираида Петровна (18.9.1877–9.9.1878. Скончалась от коклюша. Погребена 10-го на городском кладбище г. Осы)
  • сын  —  Петровский Александр Петрович (14.11.1879–3.7.1880. Скончался от поноса. Похоронен в г. Оса на городском кладбище)
  • сын  —  Петровский Сергей Петрович, протоиерей
  • дочь  —  Петровская Ираида Петровна (30.8.1884–6.8.1885. Скончалась от поноса, похоронена на приходском кладбище с. Анненково, Симбирского уезда)
  • дочь  —  Петровская Ольга Петровна (12.6.1886–1.7.1887. Скончалась в с. Малом Нагаткине, где и погребена в церковной ограде. «Болела и померла от ушиба нянькою»)
  • дочь  —  Петровская Елизавета Петровна (3.10.1887–15.10.1887. скончалась и погребена того же дня на приходском кладбище с. Анненково, Симбирского уезда)
  • дочь  —  Петровых (Петровская) Клавдия Петровна (род. 12.10.1888, с. Сутяжное Алатырского уезда, ум. в г. Днепропетровск). Воспитательница Симбирского епархиального женского училища (с 1907 по 1.4.1911)
  • дочь  —  Расторгуева (Петровская) Екатерина Петровна (31.10.1891, с. Сутяжное Алатырского уезда, Симбирской губ. – 9.8.1973, г. Москва)
  • зять  —  Расторгуев Андрей Иванович, протоиерей
  • сын  —  Петровский Леонид Петрович, священник
  • дочь  —  Пухова (Петровская) Варвара Петровна (род. 8.11.1895, с. Сутяжное Алатырского уезда, ум. г. Ульяновск). Учительница
  • сын  —  Петровский Александр Петрович (11.4.1897–28.6.1897. Скончался от поноса и рвоты. Похоронен в церкви с. Сутяжного)
  • сын  —  Петровский Алексей Петрович (13.5.1898–20.5.1898. Скончался от слабости (как недоносок). Похоронен на приходском кладбище с. Сутяжного)
Показать всех

Образование

Дата поступления
Дата окончания
Учебное заведение
Комментарий
1862
1870
Симбирское духовное училище
Развернуть

Рукоположение, постриг, возведение в сан

12.7.1887
рукоположен во диакона
Показать все

Места служения, должности

Дата начала
Дата окончания
Место служения, сан, должность
1870
29.11.1872
29.11.1872
11.5.1875
Симбирская и Сызранская епархия, Симбирская губ., Симбирский уезд, пригород Юшанск, причетник. 11.5.1875 за неправильную выдачу двух метрических свидетельств уволен от должности и сослан на 3 года в Пермскую губ., без лишения прав и свобод. 6.5.1881 высочайше помилован и вернулся в Симбирскую губ.
21.12.1882
12.6.1887
Симбирская и Сызранская епархия, Симбирская губ., Симбирский уезд, с. Анненково, псаломщик. 4.2.1883 посвящен в стихарь
8.12.1901
21.11.1904
Симбирская и Сызранская епархия, Симбирская губ., Алатырский уезд, с. Кладбищи, Вознесенская церковь, диакон. 2.11.1904 уволен за штат
21.11.1904
5.5.1905
Симбирская и Сызранская епархия, Симбирская губ., г. Алатырь, Христорождественская церковь, диакон (на вакансии псаломщика)
Показать все

Преследования

16.3.1919
расстрелян карательным отрядом во время крестьянского восстания
Показать все

Другие сведения

Из сохранившихся дневниковых записей сына отца Петра — протоиерея Сергея Петровича Петровского:

«...Когда началась революция, о. Петр служил в с. Репьевке-Космынке.

Жизнь в эти годы бушевала как море в осеннюю непогоду и высоко поднимавшиеся волны этого житейского моря не могли не докатиться и до нашей семьи: одной из этих страшных волн был смыт мой незабвенный, мой дорогой отец, диакон Петр Григорьевич. Это было 3 марта (старого стиля) 1919 года. Около той местности, где жили мы (т.е. в районе сел Карлинского и Репьевки-Космынки Майнского р-на) вспыхнуло так называемое "чапанное восстание", восстание крестьян против советской власти, носившее крайне трагикомический характер. Громадные толпы крестьян, вооруженные "дрекольем", выступили против прекрасно вооруженных и строго дисциплинированных красноармейских частей. В Карлинском эта "война" окончилась сравнительно благополучно: приехавший с отрядом красноармейский офицер приказал открыть стрельбу вверх, разогнал скопище народа и собравши всех на сход в советскую школу, прочитал соответствующую нотацию, чем этот печальный инцидент и был исчерпан. Я до сих пор с глубоким уважением вспоминаю этого начальника отряда, который так гуманно, тактично и благоразумно призвал всех к порядку.

Но не то было в Репьевке, где жил мой несчастный отец. Там не было ни того "похода" с "оружием и дрекольями", как в Карлинском, не было ни собрания толпы в момент приезда отряда, но тем не менее приехавший из Каменки (в наст. время — с. Полбино) конный разъезд подъехал к дому псаломщика и отца, вывел их, того и другого, на улицу и тут же перед окнами, на глазах семьи расстрелял, не предъявивши никакого обвинения и никому не сказавши, за что. Убитая горем мать перенесла его тело в дом, где обмыли его кровь и облачивши в диаконские одежды, послали известить нас. Так внезапно, неожиданно и страшно оборвалась его жизнь и вихрем налетела на него смерть, оставивши за собой тяжкое горе и целое море слез любившей его родной семьи.

Утром, 4 марта (был понедельник третьей недели поста) мы с братом отслужили литургию и спешно предали его христианскому погребению, опустивши своими руками в могилу, вырытую на общем Репьевском кладбище, вместе с псаломщиком Николаевым, одинаково погибшим одновременно с нашим отцом. Слетелись отдать последний долг родителю только близ жившие дети (я с Наденькой[1], брат Леня, сестра Варя) и вместе с осиротевшей старушкой-матерью оросили своими горючими слезами его мученическое тело...

За 2–3 дня до своей роковой кончины он посетил нас, своих детей: были в Матюнине у брата и у нас в с. Карлинском. Причем я не мог не заметить какого-то особенного, меланхолически-грустногo его настроения. Он весь был обвеян какой-то тихой, непонятной грустью. И все ласкал, ласкал своего любимца внука — Колю. Как сейчас помню утро четверга (28 февраля, а погиб он в воскресенье). Он спал в столовой на таманке. Коля, соскочивший утром со своей постельки, отправился к нему и стал читать наизусть все известные ему стихотворения, приводя в восторг своего дедушку. И все то утро, пока я лежал в своей спальне, а мать убиралась по кухне, они ворковали с ним... Днем он уехал. Я вышел проводить его за ворота, при прощании он благословил меня, и больше я не видел его живым на этой земле. И только через три дня я увидел его уже бездыханным, лежащим на том самом столе, за которым много-много рамы сиживали с ним в приятной задушевной беседе и за которым так часто собиралась вся семья, согреваясь, как солнечными лучами, ласками и любовью нашего бесконечно любимого, нашего дорогого и милого отца... Оплакали, похоронили и вернулись каждый в свой дом. И как тяжело, невыносимо тяжело было первое время! Каждая вещь говорила, напоминала о нем: каких-нибудь 3-4 дня вот он сидел тут, за этим столом, на этом стуле, вот спал на этой кушетке, а теперь... теперь он в земле, в сырой холодной земле, под сыпучим могильным холмом и крестом и не придет к нам больше никогда-никогда...» (Симбирская Голгофа ...).

Супруга диакона Петра — Пелагия Алексеевна, присутствовавшая при убийстве мужа, всем своим детям рассказала о подробностях трагического события и о том, что ему предшествовало, и наказала им и всем своим потомкам передавать этот рассказ из поколения в поколение:

«Накануне, в субботу, диакон Петр читал акафист Иверской иконе Божией Матери и во время чтения у него лились обильные слезы. После чтения сказал супруге: "Что же это со мной такое, что так сильно я плачу, даже борода вся намокла…".
На следующий день, в воскресенье, после литургии он вернулся из церкви и они с супругой сели пить чай. К дому верхом подъехали несколько человек, спешились, застучали в дверь. Зачем они приехали дьякон Петр понял сразу: в Симбирской губернии бушевало крестьянское восстание, недавно крестьяне села Репьевка-Космынка, прогнали сельсоветчиков, в церкви отслужили благодарственный молебен. Дьякон Петр искренне радовался избавлению от большевиков, по прямоте и открытости своего характера ни от кого это не скрывая.

Он встал из-за стола, стал застегивать расстегнутый на шее подрясник, но руки задрожали, никак у него не получалось это сделать. Вышел. Вывели и псаломщика Николая Николаева, жившего рядом, дом был пятистенок, на два входа. Псаломщик недавно перенес тиф и был еще слаб. Их поставили перед окнами дома, вначале стрелял командир в белой папахе. Как говорила Пелагея Алексеевна, стреляли разрывными пулями. Дьякону Петру попали в живот, у него вывалились внутренности, он упал, но был еще жив, крутился по снегу и от боли причитал: "Убейте меня, убейте меня". К нему подошел боец и штыком, прикрученным к винтовке, проткнул его голову от виска до виска. Отряд ускакал. Испуганные жители села попрятались, никого не дозовешься занести тело в дом. Пелагея Алексеевна пыталась это сделать сама, подошли люди, помогли».

Из метрической книги храма Архангела Михаила села Репьевка-Космынка за 1919 года видно, что в этот день в селе были расстреляны не только диакон Петр и псаломщик Николай Алексеевич Николаев, но еще пять человек: «села Репьевка-Космынка граждане — Петр Иванович Овчинников 18 лет, Петр Иванович Власов, Федор Афанасьевич Решетников 47 лет, Прокопий Афанасьевич Решетников 35 лет, Иван Прокопьевич Романов 31 год». Они, вероятнее всего, имели какое-то отношение к церкви, так как один из них, самый молодой, 18-летний Петр Овчинников, является сыном за несколько дней до трагического события умершего от тифа псаломщика Ивана Овчинникова.

Мария Андреевна Расторгуева, внучка убиенного диакона Петра Петровского, в стихах запечатлела трагические подробности гибели деда:

«В том девятнадцатом — незабываемом,
Покрылась трупами земля.
По Волге шел отряд отчаянный,
Он назывался "Бей попа".

Воскресным утром от обедни
Пришел мой дед. Он был уж стар.
И бабушка скорей поставила
На стол кипящий самовар.

Но чай допить вы не успели,
Как постучалась смерть в окно —
"Эй, открывай скорее двери,
Да выходи к нам на крыльцо".

Дрожали старческие руки,
Когда подрясник надевал.
И отдал он себя на муки —
Прощай, родимая, сказал.

А бабушка в окно смотрела,
Как он на талый снег упал.
Как командир в папахе белой
Ему в живот сперва стрелял.

Они стреляли разрывными
И, выпустив ему кишки,
Потом, наверно, "пожалели",
Проткнув штыком его виски.

***

Ну, где взяла ты эту силу:
В последний путь перекрестить,
Взвалить тяжелый труп на спину
И в дом опять его втащить?

И в развороченное чрево
Все внутренности собрала.
Запеленала, как сумела,
Омыла кровь… И замерла…

А из окна виднелась лужа
На сером мартовском снегу —
Святая кровь родного мужа
Еще дымилась на ветру.

И самовар еще дымился…
И в чашках стыл пахучий чай…
А тот, кто утром с ней молился,
Сейчас на лавке застывал.

Отряд куда-то в даль умчался
С веселым криком — "Бей попа".
Народ от страха разбежался,
Попрятались все кто куда.

Лишь дурачок церковный
Вася Решился в горенку войти.
— За что они его, мамаша?
— И поклонился до земли.

А ты, с трудом рот раскрывая:
— Не знаю, Вася, я сама.
Наверное, за веру в Бога,
За Русь, за русского царя.

И вспомнила, как накануне
Акафист Иверской читал.
Просил Вратарницу Благую
Открыть ему ворота в рай»
(Свято место не пусто ... С. 86).

_____________________

[1] Жена Сергея Петровича Петровского.

В составлении биографической статьи использованы сведения, предоставленные правнучкой отца Петра Петровского — Марией Кирилловной Расторгуевой.

Развернуть

Литература

Показать все
Сообщить о неточностях или дополнить биографию