Серафим (Якубович Борис Никанорович), иеромонах

Родственники

Образование

Дата поступления
Дата окончания
Учебное заведение
Комментарий
Симферопольское духовное училище
окончил
1912
Таврическая духовная семинария
1912
1916
Петроградская духовная академия
окончил со степенью кандидата богословия; получил первую премию за кандидатское сочинение «Источники жизнеописания св. Иоанна Златоуста» и был оставлен при Академии для подготовки к профессорской кафедре, но из-за недостатка средств вынужден был перейти на службу в Александро-Невскую Лавру
Развернуть

Рукоположение, постриг, возведение в сан

1914
пострижен в монашество
4.10.1914
рукоположен во иеродиакона
14.11.1914
рукоположен во иеромонаха
Показать все

Места служения, должности

Дата начала
Дата окончания
Место служения, сан, должность
май 1917
нояб. 1917
Петроградская и Гдовская епархия, г. Петроград, Александро-Невская Лавра, иеромонах
нояб. 1917
март 1920
Владимирская и Шуйская епархия, г. Владимир, Владимирский архиерейский дом, иеромонах, секретарь митрополита Владимирского Сергия (Страгородского), столоначальник по судебному столу во Владимирской епархии, благовестник (проповедник) в г. Владимире (с янв. 1920)
Показать все

Преследования

27.10.1933
арестован как «руководитель контрреволюционной организации "Сестричество преподобного Серафима Саровского"» по обвинению в «контрреволюционной деятельности»
27.10.193322.2.1934
находился в заключении в исправительно-трудовом учреждении г. Владимира
22.2.1934
осужден Особым совещанием при коллегии ОГПУ на 10 лет заключения в исправительно-трудовой лагерь (ИТЛ) по ст. 58-10, 58-11 УК РСФСР
19341936
находился в заключении в Дмитровском ИТЛ (Дмитлаге)
193622.12.1937
находился в заключении в Сибирском ИТЛ (Сиблаге), Юргинском лагерном пункте (Новосибирская обл., г. Мариинск)
22.12.1937
арестован в лагере по обвинению в том, что «состоял членом к.-р. кадетско-монархической повстанческой организации»; возбуждено новое дело
25.12.1937
приговорен тройкой при УНКВД по Новосибирской обл. к высшей мере наказания (расстрелу) по ст. 58-10 УК РСФСР
22.12.193713.1.1938
находился в заключении в Сибирском ИТЛ (Сиблаге), Юргинском лагерном пункте (Новосибирская обл., г. Мариинск)
13.1.1938
расстрелян в Юргинском лагерном пункте Сибирского ИТЛ (Сиблага)
24.12.1959
реабилитирован Кемеровским областным судом, по году репрессии: 1937
6.3.1961
реабилитирован президиумом Владимирского областного суда, по году репрессии: 1934
Показать все

Другие сведения

В 1919–1920 гг. в г. Владимире большой популярностью пользовались проповеди, которые звучали каждое воскресенье после литургии в Успенском кафедральном соборе. Многие жители Владимира запомнили эти проповеди на всю жизнь. Читал их «благовестник» (так официально называлась его должность) иеромонах Серафим. Эти проповеди были явлением, составляющим контраст послереволюционной обстановке в городе. В них велась борьба с безбожием, в них опровергались основные положения материализма, ярко, вдохновенно и бесстрашно молодой иеромонах свободно рассуждал о проблемах, волнующих современного образованного человека; привлекая литературные произведения, последние научные факты, стремился укрепить в своих слушателях веру в Бога, показать красоту духовной, нравственной жизни. О. Серафим читал свои проповеди не только во Владимире, он произносил их во время поездок по епархии. В письме к епископу Афанасию (Сахарову) один его старый знакомый писал: «Помню торжественную службу в Боголюбове, служил владыка Сергий, тогда митрополит, и проповедь о. Серафима, и слезы матери и старикамонаха, стоящих рядом и его слушавших». Это написано почти через сорок лет после того, как была произнесена проповедь. Слушать о. Серафима стекались слушатели со всех концов города, церковь была переполнена...

13 лет о. Серафим жил нелегально, переходя от одних знакомых к другим. Жизнь была тяжелой, порой невыносимой; он заболел туберкулезом. Дававшей ему приют Ирине Осиповне Баякиной он говорил, что готов сам явиться к властям, но боится причинить вред тем людям, которые его скрывали.

В 1932 г. ход его жизни резко изменился. Он познакомился с известным саровским старцем о. Исаакием (Новиковым), который после закрытия Саровского монастыря проживал у своих духовных дочерей в дер. Истомино Ковровского района Владимирской обл. Ему отвели келью, где он устроил церковь во имя преп. Серафима Саровского. Облик о. Исаакия предстает в воспоминаниях Анатолия Тимофиевича, написанных в 1926 г.: «Перед нами стоял на вид еще совсем молодой человек не более 30 лет. Одухотворенное выразительное лицо абсолютно без морщин, оживлялось удивительно проницательными глазами. Черная небольшая борода и усы без единой сединки. Движения юношески быстрые и порывистые. Этому юному на вид старцу, как я узнал впоследствии, было 58 лет. Из смирения он никак не соглашался принять иерейский сан, и всю жизнь оставался простым монахом»...

В 1931 г. иеромонах Серафим познакомился с иеромонахом Исаакием в доме своей хозяйки, Екатерины Яковлевны Галушкиной, а в 1932 г. принял последнюю исповедь и напутствовал умирающего старца. Отец Исаакий завещал ему антиминс, церковные сосуды и облачение. По благословению иеромонаха Исаакия о. Серафим постриг в монахини двух женщин. Старец Исаакий благословил иеромонаха Серафима продолжить богослужебную жизнь и руководство духовными чадами.

Иеромонах Серафим выполнил послушание. Он жил в с. Эдемском, у Е. Я. Галушкиной. Вскоре в этом же доме поселились дивеевские монахини: известная своей прозорливостью старица схимонахиня Анатолия (в миру Зоя Иванова, в девичестве Якубович ) и монахиня Рафаила (в миру Анастасия Фомина), которые до этого жили в дер. Абросимово у И. О. Баякиной. Регулярно совершались службы по монастырскому уставу, на которых присутствовало обычно несколько человек.

Отец Серафим продолжал заниматься любимым делом — составлял проповеди. Удалось найти лишь их названия, которые говорят о широчайшем круге проблем, которые затрагивал о. Серафим: «Вера и сомнение», «Путь к вере», «Наука и Библия», «Банкротство науки», «Происхождение человека», «Происхождение религии», «Культура и христианство», «Религия и искусство».

Он жил надеждой на скорые перемены. При обыске было конфисковано письмо к митрополиту Сергию (Страгородскому). Отец Серафим писал с надеждой и душевным подъемом: «...составил конспекты более 30 лекций на интереснейшие темы и предполагаю по выходе на свободу с успехом вознаградить утерянное время. Таким образом, время моего укрывательства использовано мною великолепно. Факт преследования меня товарищами поднял мой авторитет, и, когда я выйду на свободу, можно будет сделать очень многое. Поэтому я нисколько не унываю. Выходить к товарищам мне не имеет смысла, т. к. мне грозит концлагерь, в котором мне, несомненно, будет хуже, чем здесь. Со дня на день здесь ожидают перемены. Авось, не долго осталось» . Увы, ничего из этого не сбылось... Впереди был концлагерь.

Несмотря на конспирацию, членов общины выследили, скорее всего, внимание властей было привлечено состоявшейся в годовщину смерти о. Исаакия панихиде на его могиле в дер. Истомино, где собралось большое количество верующих. 27 октября 1933 г. было арестовано и привлечено к суду 45 человек. Кроме о. Серафима были арестованы местные священники...

Иеромонах Серафим решением Особого совещания при Коллегии ОГПУ от 22 февраля 1934 г. был приговорен к десяти годам исправительнотрудовых лагерей и отправлен в Сиблаг. В заключении о. Серафим встретился с диаконом Иаковом Капрановым, который, повидимому, знал о. Серафима еще со времени служения последнего во Владимире. Диакон Иаков стал ревностным почитателем иеромонаха Серафима. Вернувшись из заключения, диакон стал служить в церкви с. Эдемского. Можно предположить, что его поселение в с. Эдемском произошло по благословению или просто под влиянием о. Серафима. Диакон нашел в с. Эдемском книги и рукописи о. Серафима (где они сейчас, установить не удалось). В 1950е годы диакон Иаков Капранов начал переписку с еп. Афанасием (Сахаровым), который вернулся из заключения и поселился в с. Петушки. В письме еп. Афанасию диакон вспоминал: «В бытность свою на канале Москва–Волга о. Серафим передал мне две книжных закладки. Одна его, а другая — его отца». Первая пропала, а вторую о. Иаков хранил как величайшую святыню...


По материалам статьи Ольги Владимировны Косик «Судьба иеромонаха Серафима (Якубовича)» 

Развернуть
Сообщить о неточностях или дополнить биографию