Илия (Бобровников Николай Иванович), архимандрит
- Дата рождения: 14.1.1924
- Место рождения: Башкирская АССР, Юмагузинский р-н, с. Волостновка
- Дата смерти: 26.10.2001
- Место смерти: г. Уфа; похоронен на Демском кладбище
Родственники
- отец — Бобровников Иван Александрович, псаломщик
- мать — Бобровникова Анастасия Ивановна. После смерти мужа, 5.9.1950 была пострижена в мантию с именем Сергия
Образование
Рукоположение, постриг, возведение в сан
Места служения, должности
Награды
Фотографии





Фотографии предоставлены исследователем Николаем Лапиным


Ист.: eparhia-ufa.ru
Подробная биография
Николай Иванович Бобровников родился 14.1.1924 г. в селе Волостновка Юмагузинского района Башкирской АССР. Отец будущего архимандрита Илии Иоанн Александрович нес послушания псаломщика и регента при местной Михаило-Архангельской церкви, был арестован, сослан на Соловки, а семья раскулачена. Батюшка вспоминал впоследствии, что, когда их выгоняли из родного дома, его, пятилетнего, отобрали у матери и бросили на мороз. Соседи завернули его в кошму, взяли к себе домой, а ночью мать, испросив у знакомых башкир лошадь, увезла сына за пятнадцать километров на хутор Красная Горка. Они жили тем, что пасли с матерью скот. Отбыв пять лет на Соловках, И. А. Бобровников пришел домой пешком из Архангельска и стал пасти скот вместе с родными.
В соответствии с действовавшей тогда Конституцией РСФСР 1918 года дети из семей лишенных избирательных прав были лишены возможности свободно получать образование. Но Николаю хотелось учиться, и родители послали его в Стерлитамак к старшей сестре. Таким образом, с 1932 Н.И. Бобровников обучался в школе и по окончании семи классов поступил в городское педагогическое училище, которое не закончил в связи с началом Великой Отечественной войны.
8.08.1942 Николай Бобровников был призван в ряды Красной армии, окончил Гурьевское пехотное училище, боевое крещение принял в ходе легендарного танкового сражения под Прохоровкой. Через месяц он был тяжело ранен в ногу, после госпиталя вернулся на фронт. За проявленное мужество в боях за Днепр 5.10.1943 г. Н. И. Бобровников был награжден медалью «За отвагу». В наградном листе в связи с этими событиями указывалось, что он «участвует в Отечественной войне с августа 1942 года. До сентября 1943 года состоял в роте автоматчиков и находился на передовой линии. Будучи переведен по болезни в санитарную роту, здесь проявил себя как самоотверженный и чуткий санитар. Только во время форсирования реки Днепр в районе села Власовка под сильным обстрелом противника переправил через Днепр 35 раненых бойцов и командиров».
В ходе дальнейших боевых действий Николай Бобровников получил второе тяжелое ранение, но остался в строю. В связи с готовившимися военными действиями против Японии он был направлен для прохождения службы на восточную границу, но в ходе переброски их эшелон был пущен под откос, мало кто из солдат уцелел, а Н. И. Бобровников получил тяжелую травму позвоночника. При этом он дал обет, что если выживет, после войны станет монахом. Батюшка рассказывал также, что его мама также давала обет, что если сын вернется с войны, она поедет в паломничество по святым местам в Киев. Но у нее вдруг отнялись ноги, и когда Николай вернулся с войны, сам поехал в паломничество, выполняя обещание матери, которая после того встала на ноги. Впоследствии Анастасия Ивановна Бобровникова, овдовев, также стала монахиней и 5 сентября 1950 г. была пострижена в мантию с именем Сергия. Через четыре года она отошла ко Господу и была погребена рядом с почившим супругом в Красной Горке.
Пятого ноября 1945 г. Н. И. Бобровников вернулся с фронта домой, а уже в феврале 1946 г. был назначен псаломщиком к церкви Казанской иконы Божией Матери рабочего поселка Мелеуз. 19 августа того же года архиепископ Уфимский и Башкирский Иоанн (Братолюбов) постриг его в монашество с именем Илия в честь святого пророка Божия Илии, а затем, в тот же день, в Сергиевском кафедральном соборе города Уфы рукоположил его во иеродиакона. В октябре 1946-го отец Илия был переведен на служение из поселка Мелеуз в город Стерлитамак, в 1947–1949 гг. состоял в клире Челябинской епархии.
На территории Башкирии в те времена не было монашеских обителей, вследствие чего иеродиакон Илия был переведен в Троице-Сергиеву лавру, где 30.4.1950 г. рукоположен во иеромонаха Патриархом Московским и всея Руси Алексием (Симанским). По благословению Святейшего отец Илия отбыл в Ташкентскую и Среднеазиатскую епархию, где с мая 1951 г. служил в Александро-Невском храме города Ташкента, с августа 1953 г. — в Свято-Никольской церкви города Ашхабада, с сентября 1955 г.— настоятелем Троицкого храма города Пржевальска, с августа 1956 г. — настоятелем Свято-Никольской церкви города Каган Узбекской ССР. В 1957 г. иеромонах Илия вернулся в Башкирию и был принят в штат Михаило-Архангельской церкви города Бирска, в 1958 г. перешел в Оренбургскую епархию, где служил настоятелем храма Казанской иконы Божией Матери города Оренбурга, а с апреля 1959 г. — настоятелем Покровского молитвенного дома города Орска. С началом усиления гонений на Церковь власти особо преследовали священнослужителей, способных к духовному руководству, препятствовали постригам в монашество. В связи с этим во время служения в Орске «за религиозный фанатизм и за организацию религиозного влияния на г. Новотроицк, проявившемся в освящении кладбища и постриге им двух женщин в монахини» иеромонах Илия (Бобровников) как священнослужитель был лишен государственной регистрации, а в июле 1960 г. выведен за штат.
В феврале 1965 г. отец Илия был принят в число клириков Калининской епархии, являлся священником Спасо-Преображенского храма года Кимры и духовником благочиния. На данном месте он прослужил до 27.7.1966 г., когда был вновь выведен за штат, а в конце того же года перешел в Казанскую епархию и 14 декабря был назначен настоятелем Троицкой церкви села Емелево. Одновременно со священническим служением иеромонах Илия обучался на заочном отделении Московской Духовной семинарии, а в 1967 г. подавал прошение о поступлении на очное отделение.
В период с мая 1968 по 1971 гг. отец Илия служил на приходах в городах Сарапуле и Воткинске Ижевской епархии. С мая 1968 года отец Илия начинает служить в Ижевской епархии, сначала в Сарапуле (кратковременно), а в последующем в Воткинске, настоятелем единственной на то время в городе церкви Преображения Господня. Найдя состояние прихода в удручающем состоянии, он очередной раз начинает свою активную деятельность. В 1970 году он становится игуменом Илией. Сохранилось немало документов, о периоде его служения в Воткинске. В первую очередь это его письма Патриаршему Местоблюстителю Митрополиту Крутицкому и Коломенскому Пимену и Председателю Совета по делам религий при Совете Министров СССР Куроедову. В них, он смело пишет о диктате Совета по делам религий, в лице уполномоченного по делам религий в УАССР Зубарева, о клевете в газетах как на него, так и на Церковный Совет (лично на него газеты распространили не менее 15 клеветнических статей). В одном из писем он отмечает, что в газете «Ленинский путь» от 30 июня 1970 г.; « В статье под заглавием «Зло у колыбели» — пишется такой тон с призывом всех нас побыстрее уничтожить. А это дает повод хулиганствующим молодчикам расправляться с нами и оскорблять нас кто как хочет. А повод тому дается в Советской печати. А посему в храме окна бьют, кладбище варварски ломаются, памятники разрушаются...». В подтверждение приведем слова директора Воткинского краеведческого музея В. Ступишина опубликованные в той же газете, спустя месяц. «Картину хаоса и разрушения представляет это кладбище... Все что можно изломать изломано, надгробные плиты сняты с могил, перевернуты, мраморные памятники сброшены с постаментов, разбиты, раскиданы». Далее им же приводится пример памятника знаменитому русскому врачу Сильверсту Федоровичу Тучемскому, похороненному за алтарем Преображенского храма, который по его словам еще совсем недавно был цел, а на момент описания был сброшен и оббит.
В 1971 году начинается массированная травля на игумена Илию и Церковный совет Преображенской церкви. Достаточно редкий случай единения Церковного совета и настоятеля в тот исторический период. Уполномоченный по делам религий в УАССР Зубарев требует от Церковного совета уволить настоятеля храма Илию (Бобровникова), но Председатель исполнительного органа Преображенского храма Марфа Александровна Прозорова, отказывается это делать. Начинаются давления на Марфу Александровну и монахиню Дорофею (в миру Любовь Николаевну Никольскую). Вновь пишутся клеветнические статьи, одна из них в «Ленинском пути» «Своя рука владыка» поносит М. А. Прозорову и м. Дорофею, а другая в журнале «Крокодил» «У церковного пирога» наносит удар по о. Илии и наместнику Псково-Печерского монастыря (бывшему фронтовику) архимандриту Алипию (Воронову), которая, кстати была перепечатана и в газете «Ленинский путь». Отец Илия, перенеся после всего этого инфаркт миокарда, пишет вновь Генеральному прокурору с требованием разобрать клевету. Ответа не поступило. И он снова ушел за штат. После чего уехал в г. Уфу.
В 1971–1984 гг. он находился за штатом, а затем вернулся к священнослужению, поступив в штат Уфимской епархии, и был назначен настоятелем Уфимской Крестовоздвиженской церкви и духовником возрождаемого женского Благовещенско-Крестовоздвиженского монастыря. За свою многолетнюю службу батюшка удостоился многих церковных наград: наперсного креста (1959 г.), сана игумена (12.5.1970 г.), креста с украшениями (1991 г.), сана архимандрита (1997 г.). К 40-летию Победы в Великой Отечественной войне 6 апреля 1985 г. он был награжден Орденом Отечественной войны I степени.
По воспоминаниям верующих, отец Илия в общении нередко был суров, но, когда к нему приходили с горем, находил слова утешения. Так, женщина, у которой ребенок оказался в реанимации, прибежала в церковь, и, не зная, как в храме надо себя вести, ринулась к нему прямо во время службы. Батюшка не стал ее ругать, после богослужения долго с ней разговаривал, говорил, что, если есть на то воля Божия, то сын выживет, если нет — может быть, так и нужно, приводил соответствующие примеры из церковной практики, подарил ей Евангелие. После разговора с отцом Илией она стала приходить в церковь часто, а сын выздоровел. Запомнились прихожанам и вдохновенные проповеди батюшки, во время которых он мог со слезами читать наизусть духовные стихи Тютчева, Некрасова. Рассказывая о Великой Отечественной войне, отец Илия не уставал повторять: «Помните и молитесь за всех убиенных на поле брани, чтобы Господь простил их согрешения».
В 1998 г. архимандрит Илия (Бобровников) вышел за штат, затем болезнь приковала его к постели и 26.10.2001 г. батюшка скончался. В тот же день гроб его был поставлен в Свято-Успенском мужском монастыре города Уфы, после панихиды началось чтение Евангелия, непрерывно совершавшееся священнослужителями городских храмов и других приходов, которые прибыли проститься с почившим. 28 октября в Богородско-Уфимском храме монастыря было совершено отпевание, после чего отец Илия был погребен на Демском кладбище города Уфы.
В оформлении биографической страницы использовались сведения, предоставленные исследователем Николаем Лапиным.
Архивные источники
-
Вокруг церковного пирога / В. Коршик // Крокодил. 1971. № 27. С. 10
-
Письмо благочинному Ижевской епархии прот. Сергию Митрюковскому // Архив Спасо-Преображенского храма г. Воткинска
-
Письмо настоятеля Преображенского храма г. Воткинска Удмуртской АССР игумена Илии (в миру Бобровников Николай Иванович) Святейшему Патриарху Московскому и Всея Руси Пимену. Копии: Председателю Совета по делам религий при Совете Министров СССР тов. Куроедову и Преосвященнейшему Михаилу, архиепископу Казанскому и Марийскому, временно управляющему Ижевской епархией // Архив Спасо-Преображенского храма г. Воткинска
-
Письмо Председателю Совета по делам религий при Совете Министров СССР тов. Курочкину. Копия Святейшему Патриарху Московскому и Всея Руси Пимену //Архив Спасо-Преображенского храма г. Воткинска
-
Приказ № 019/Н по 234-му стрелковому полку 95-й Гвардейской Полтавской стрелковой дивизии от 5.11.1943 г. // Центральный архив Министерства обороны РФ. Ф. 33. Оп. 686044. Д. 2807. Л. 89
-
Своя рука владыка / Н. Шурыгин // Ленинский путь. 15.10.1971. С. 4.