Платонов Вениамин Васильевич, протоиерей

Родственники

Показать всех

Образование

Дата поступления
Дата окончания
Учебное заведение
Комментарий
1897
Белгородское духовное училище
1897
1903
Харьковская духовная семинария
1906
1910
Московская духовная академия
окончил со степенью кандидата богословия. Тема диссертационного сочинения: «Прощение Господом жены-прелюбодейцы (Иоанн. 8, 1–11)». За данное сочинение удостоен премии профессора И. Н. Корсунского в размере 55 рублей
31.10.1916
Московская духовная академия
защитил диссертацию на тему «Повествование Евангелия Иоанна о прощении Господом Иисусом Христом жены-грешницы (7,53–8,11). Историко-текстологическое и критико-экзегетическое исследование»
апр. 1917
Московская духовная академия
удостоен степени магистра богословия
Развернуть

Рукоположение, постриг, возведение в сан

22.7.1903
рукоположен во священника архиепископом Харьковским и Ахтырским Арсением (Брянцевым)
1921
возведен в сан протоиерея
Показать все

Места служения, должности

Дата начала
Дата окончания
Место служения, сан, должность
22.7.1903
Харьковская и Ахтырская епархия, Харьковская губ., Лебединский уезд, слобода Терны, Покровская церковь, священник, законоучитель церковно-приходской школы
23.6.1904
1906
Курская и Обоянская епархия, Курская губ., Белгородский уезд, с. Ястребово, Николаевская церковь, священник, законоучитель церковно-приходской школы
сент. 1910
12.1.1912
Харьковская и Ахтырская епархия, г. Харьков, священник, законоучитель женской гимназии г-жи Шекун
12.1.1912
10.9.1912
Харьковская и Ахтырская епархия, г. Харьков, Александро-Невская церковь при 1-й мужской гимназии, священник, законоучитель
10.9.1912
1.5.1918
Московская епархия, г. Москва, церковь Троицы Живоначальной при Елизаветинском женском институте, священник, настоятель и законоучитель института. Также преподавал Закон Божий в Петропавловском училище на Маросейке и в коммерческом училище Н. Ф. Горбачева
5 или 21 мая 1918
20.5.1927
Московская епархия, г. Москва, церковь Мартина Исповедника (Вознесения Господня) в Алексеевской новой слободе, протоиерей (до 1921 — священник), настоятель. Благочинный 2-го отделения Ивановского сорока (не позднее 1920 – не ранее февр. 1922). Делопроизводитель Центротреста Москвотопа (1918–1922)
20.5.1927
сент. 1929
Московская епархия, г. Москва, церковь Вознесения Господня за Серпуховскими воротами, протоиерей, настоятель
сент. 1929
июль 1938
Московская и Коломенская епархия, г. Москва, протоиерей. Служил в разных церквях столицы, в том числе Вознесения у Никитских ворот
5.5.1945
1948
Московская епархия, г. Москва, церковь Всех Святых на Соколе, протоиерей, настоятель. Сотрудник отдела внешних сношений Московской патриархии (1946). Профессор кафедры Священного Писания Нового Завета Православного богословского института (1945). Профессор Московской духовной академии, читал лекции на старших курсах (1946–1948). Для прихожан храма проводил еженедельные беседы на литургические темы
Показать все

Награды

1912
право ношения набедренника
14.11.1914
право ношения скуфьи
9.3.1915
архипастырское благословение за «усердное исполнение пастырских и законоучительских обязанностей»
1916
право ношения камилавки
1919
право ношения наперсного креста
1922
право ношения палицы
1923
право ношения наперсного креста с украшениями
1928
право служения в митре
1928
право служения Литургии при открытых Царских вратах до пения Херувимской песни
Показать все

Другие сведения

В феврале 1922 в рапорте архиепископу Крутицкому Никандру (Феноменову) протоиерей Вениамин писал о состоянии вверенного ему 2-го отделения Ивановского сорока за 1921 год. Описывая внутреннюю религиозную жизнь благочиния он, в частности, отмечал: «Собственно насущной потребностью времени является жажда видеть истинно-христианскую жизнь пастырей, чтобы, созерцая ее, верующим не только хотелось прославлять Имя Божие, но и самим также жить. Поэтому внимательно должна быть просмотрена духовная жизнь сверху донизу и почищена, так чтобы прежде бывшее худое не повторялось. Пусть духовенство уменьшится количественно, чем из-за дурных представителей погибнут души верных. Вот почему должен во всей серьезности предстать а) Завет Апостола руки скоро не возлагать ни на кого и б) следовало бы обратить серьезное внимание на воссоздание "клиросного" воспитания кандидатов в пастыри через посредство определенных верных лиц, одних для столиц, других для города, третьих для деревень.

Ввиду совершающихся значительных отпадений от Церкви, не настало ли время вновь переделить приходы, чтобы не было, как теперь: одним почти некого обслуживать, а другие не [неразб.], одним приходится быть голодными, другие избыточествуют хлебом» (Церковно-приходская жизнь Москвы в начале 1920-х годов ... С. 215–216).

В мае 1927 г. протоиерей Вениамин Платонов перешел из храма Мартина Исповедника в церковь Вознесения Господня у Серпуховских ворот. Очевидно, прихожане просили отца Вениамина остаться. 3 июля 1927 г. в заявлении в приходский совет церкви св. Мартина Исповедника он писал: «Я очень признателен Приходскому совету за добрые ко мне чувства, побудившие его просить меня возвратиться снова к церкви св. Мартина Исповедника. К моему глубокому сожалению, я не могу исполнить желания Совета. Помимо всяких соображений, уже в виду одного моего добровольного перехода, я теперь связан в своей судьбе с другими прихожанами, среди которых работаю два месяца, и, насколько мне известно, с их стороны на возвращение мое сюда согласия не будет. Поэтому, преклоняясь пред Волей Божией, попустившей меня служить на ином месте, я призываю и Вас вверить себя и храм свой Промыслу Божию и поминать меня грешного в святых своих молитвах...» (Протоиерей Вениамин Васильевич Платонов ...).

«С 1938 июля по май 1945 г. работал бухгалтером в советских учреждениях: в Москве в ЛОНО Наркомата просвещения, в годы войны — в госпитале НКО г. Асбеста Свердловской обл.» (Там же).

В 1945–1946 гг. начались притеснения русских монахов на Афоне со стороны греческих властей. В связм с чем Патриарх Московский и Всея Руси Алексий I поручил сотруднику отдела внешних сношений Московской патриархии, протоиерею Вениамину Платонову составить «записку о положении Афона». Отец Вениамин подготовил обширный доклад «К вопросу об Афоне», в котором «рассматривается государственное и правовое положение монашествующих на Афоне, сравнивается современное положение с положением в прошлом "как на основании исторической традиции, так и данных международных договоров". В докладе дается подробная историческая справка о положении славян, в частности русских, на Святой горе, начиная с VII–IX вв. В заключении протоиерей Вениамин писал, что "протянуть руку помощи насельникам Афона может и должно только исключительно славянское государство — СССР" (Ф. Р-6991. Оп. 1. Д. 21. Л. 62–81)» (Письма Патриарха Алексия I в Совет по делам Русской Православной Церкви при Совете народных комиссаров — Совете министров СССР, 1945–1970 гг. ... Т. 1. С. 165–166).

В 1947 г. протоиерей Вениамин Платонов «от имени прихода обратился к святейшему Патриарху Московскому и Всея Руси Алексию I с заявлением о создании фонда стипендий для наиболее успевающих и нуждающихся студентов академии и воспитанников семинарии» (Протоиерей Вениамин Васильевич Платонов ...).

Скончался отец Вениамин 11 декабря 1948 г. после тяжелой и продолжительной болезни. «Нить его земной жизни прервалась в 8 часов утра, а к вечеру того же дня весть о кончине о. Вениамина стала достоянием всей церковной Москвы. Все, знавшие покойного, восприняли эту весть, как личное горе, — передает настроение автор некролога А. В. Ведерников; и, действительно, — продолжает Ведерников, — среди нас одной светлой личностью стало меньше, и наше самочувствие заметно омрачилось печалью сиротства и оскудения, Но особенно тяжела эта утрата для многочисленной паствы Всехсвятской церкви и для Московской духовной академии. Первая лишилась самоотверженного пастыря, чуткого к нуждам каждой верующей души, вторая потеряла ученого богослова, наставника и воспитателя будущих пастырей Церкви Христовой, и вместе с тем — все мы лишились замечательного человека, который при жизни не имел врагов, а по смерти приобрел себе и тех немногих, кто в свое время не умел ценить его должным образом <…> Православная Москва надолго запомнит светлый образ о. Вениамина, как пастыря-проповедника и благоговейного служителя у Престола Божия. За короткий трехлетний срок сумел он привлечь и привязать к себе сердца многочисленной паствы, выходившей далеко за пределы его прихода. Такую любовь к о. Вениамину легко понять, если вспомнить скромный образ его личной жизни при самоотверженном труде на благо и возрождение прихода Всехсвятской церкви <…> Еще более памятными для прихожан этого храма останутся еженедельные беседы о. Вениамина на литургические темы и его короткие, но задушевные проповеди, которые он неукоснительно произносил за каждым богослужением. Можно не сомневаться в том, что память об о. Вениамине, как о ревностном пастыре, много потрудившемся для славы Божией, будет долго жить в сердцах признательных прихожан его чудесного храма, который и сам по себе остается видимым напоминанием его преемникам — как надо заботиться о благолепии Дома Божия (Профессор протоиерей В. В. Платонов : Некролог ...).

В составлении статьи использовались сведения, предоставленные исследователем Е. Л. Петровской.

Развернуть

Архивные источники

Показать все

Сочинения

Показать все

Литература

Показать все
Сообщить о неточностях или дополнить биографию