Державин Александр Михайлович, протоиерей

Священник, подвижник, ученый и поэт. Автор фундаментальной монографии по источникам и истории текста Четьих-Миней свт. Димитрия Ростовского, написанной в советское время, но в силу идеологических причин увидевшей свет лишь недавно.
«Высшей для себя наградой он считал служение в храме у престола Божия и получение "почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе" (Филипп. 3, 14)», — писал о нем его современник и сослуживец по храму Знамения Божией Матери протоиерей А. Глушаков (Протоиерей Александр Михайлович Державин : (некролог) ... С. 33).

Родственники

  • дед  —  Рождественский Захар Иванович (1798–1868), диакон на пономарской вакансии церквей Благовещения Пресвятой Богородицы и Сретения Господня с. Абакумцево Ярославского уезда
  • бабушка  —  Рождественская Александра Алексеевна (1803–1875/1876), дочь Алексея Федорова, диакона Христорождественской церкви с. Христорождественского, что на Ухре, Даниловского уезда Ярославской губ.
  • отец  —  Державин Михаил Захарович (1845–1907), священник церкви Усекновения Главы Иоанна Предтечи с. Никольское на Молокше Угличского уезда Ярославской губ. (1875–1906)
  • мать  —  Державина (Ярославская) Клавдия Михайловна (род. в 1847), дочь Михаила Стефановича Ярославского (род. в 1814), священника церкви Усекновения Главы Иоанна Предтечи с. Никольское на Молокше Угличского уезда (1849 – не ранее 1879). Учительница в с. Никольском на Молокше
  • дядя (брат отца)  —  Державин Николай Захарович (1848 – не ранее 1908), священник Покровской церкви с. Покровское в Бунькове Даниловского уезда (с 1881)
  • сестра  —  Троицкая (Державина) Мария Михайловна . Муж: С. А. Троицкий, учитель Владимирской духовной семинарии
  • брат  —  Державин Николай Михайлович , выпускник Ярославской духовной семинарии, кандидат Киевской духовной академии (выпуск 1905), в 1906 — преподаватель истории и литературы Смоленской духовной семинарии. Погиб в Смоленске от случайной пули во время Гражданской войны
  • брат  —  Державин Константин Михайлович (ум. в 1978), выпускник Ярославской духовной семинарии, впоследствии служил ветеринаром, участвовал в I-й мировой войне, позднее жил в Москве. Похоронен на кладбище с. Никольского
  • сестра  —  Державина Серафима Михайловна , расставшись с мужем, жила с родителями в с. Никольском, похоронена там же
  • жена  —  Державина (Приорова) Лидия Константиновна (между 1874 и 1880 – не ранее 1931). Венчание состоялось летом 1897. Погребена на Пятницком кладбище рядом с мужем и дочерью
  • тесть  —  Приоров Константин Николаевич (1833–6.3.1917), протоиерей Успенской церкви г. Углича. Жена: Александра Иоанновна (род. 18.12.1840), дочь диакона Иоанна Стратилатова; воспитанница Ярославского училища девиц духовного звания
  • дочь  —  Державина Ольга Александровна (22.6.1901–25.12.1985), видный советский литературовед, историк литературы, доктор филологических наук. Работала в Институте мировой литературы им. А. М. Горького (группа по изучению древнерусской литературы, позднее — сектор древнерусской литературы и отдел изучения древнеславянских литератур) и Московском государственном педагогическом институте. Издала «Временник Ивана Тимофеева», «Сказание Авраамия Палицына», «Великое зерцало» — книги, которые и поныне не выходят из научного оборота. Погребена на Пятницком кладбище вместе с родителями
  • дочь  —  Державина Клавдия Александровна
Показать всех

Образование

Дата поступления
Дата окончания
Учебное заведение
Комментарий
Ярославское духовное училище
окончил
1886
1892
Ярославская духовная семинария
окончил с аттестатом 1-го разряда
1910
1914
Киевская духовная академия
окончил со степенью кандидата богословия. После завершения обучения оставлен на год профессорским стипендиатом на кафедре истории Русской Православной Церкви
1954
Московская духовная академия
удостоен ученой степени магистра богословия после успешной защиты диссертация «Четьи Минеи святителя Димитрия, митрополита Ростовского, как исторический и литературный памятник»
Развернуть

Рукоположение, постриг, возведение в сан

1897
рукоположен во диакона
сент. 1897
рукоположен во священника
1921
возведен в сан протоиерея
Показать все

Места служения, должности

Дата начала
Дата окончания
Место служения, сан, должность
1892
1897
Ярославская губ., Угличский уезд, г. Углич, Угличское духовное училище, надзиратель (воспитатель)
1897
1899
Ярославская и Ростовская епархия, Ярославская губ., Угличский уезд, погост Рождественский на реке Ворсме (Пречистый), церковь Рождества Пресвятой Богородицы, священник. Законоучитель Цепелево-Быковского начального училища. В своем доме открыл школу для детей и вместе с матушкой занимался их обучением. Устраивал для народа литературные чтения (т. н. «палестинские вечера»). Член Императорского Православного Палестинского общества
1899
1907
Ярославская и Ростовская епархия, Ярославская губ., г. Ростов, Успенский собор, священник. Наблюдатель церковно-приходских школ и школ грамоты по Ростовскому уезду
март 1907
1910
Ярославская и Ростовская епархия, Ярославская губ., Угличский уезд, с. Никольское, что на Молокше, церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи, священник. Законоучитель церковно-приходских школ: Николо-Молокшинской и им устроенной — Лоховской, которой и заведовал. В одном из самых дальних сел прихода построил школу с библиотекой
1914
1915
Киевская и Галицкая епархия, г. Киев, церковно-приходская школа при Киево-Михайловском монастыре, заведующий и законоучитель
1915
1918
Московская епархия, г. Москва, церковь при госпитале в Лялином переулке, священник. Наблюдатель церковно-приходских школ Московской епархии
1918
1929
Московская епархия, г. Москва, церковь Живоначальной Троицы на Капельках, протоиерей (до 1821 — священник). Секретарь Московских пастырско-богословских курсов при церкви мч. Трифона в Напрудном (1920-е). После закрытия и разрушения храма (в 1929) переведен в Знаменскую церковь
1929
Московская епархия, г. Москва, церковь иконы Божией Матери «Знамение» в Переяславской слободе, протоиерей
1930
1931
Московская епархия, г. Москва, церковь Иоанна Предтечи, священник «приписной»
1942
4.7.1961
Московская епархия, г. Москва, церковь иконы Божией Матери «Знамение» в Переяславской слободе, протоиерей. В 1957 — почетный настоятель. 4.7.1861 уволен, согласно прошению, за штат с выдачей установленной пенсии
Показать все

Награды

не ранее 1908
знак Императорского Православного Палестинского Общества
медаль «В память 25-летия церковно-приходских школ»
1924
право ношения наперсного креста с украшениями
право служения в митре
право служения Литургии при открытых Царских вратах до пения «Отче наш»
1962
орден св. Владимира
Показать все

Преследования

14.4.1931
арестован сотрудником Оперативного отдела ОГПУ Прохоренковым по делу «ИПЦ»
14.4.1931 – июнь 1931
находился в заключении в Бутырском изоляторе ОГПУ (г. Москва)
5.6.1931
осужден Особым совещанием при Коллегии ОГПУ СССР на высылку в Северный край на 3 года через ПП ОГПУ (по ст. 58-10 УК РСФСР). Обвинение: «член к[онтр]/р[еволюционной] монархической организации «Истинно-православная церковь» (ИПЦ), антисоветская пропаганда, помощь ссыльным». Статья 58–10 УК РСФСР
19311934
находился в ссылке в Великом Устюге, Сыктывкаре, дер. Верхний Воч АО Коми (Зырян), где работал на лесозаготовках. В 1934 освобожден с лишением права проживания в центральных городах СССР
7.4.1989
реабилитирован Генеральной прокуратурой СССР, по году репрессии: 1931
Показать все

Другие сведения

Александр Михайлович Державин родился 19 ноября 1871 г. в с. Никольском Ярославской губ. в семье потомственного священника Михаила Захаровича Державина и его жены Клавдии Михайловны. 22 ноября младенец Александр «был окрещен священником с. Никольского на Молокше Александром Авраамиевичем Великорецким. Крестной матерью стала жена священника собора г. Данилова Клавдия Федоровна Ярославская»[1].

«Семья Державиных была большая и дружная. Дети (трое братьев и две сестры) воспитывались родителями во взаимной любви, уважении и дружбе. Родственные чувства и любовь к своей маленькой, затерянной в ярославских лесах родине осталась у всех членов этой семьи на всю жизнь. Думая о своих родителях, о жизни в родительском доме, Александр Михайлович так пишет своему среднему брату Николаю в письме от 28 января 1897 г.:

"Я теперь иногда задумываюсь о пережитом, о своем детстве — и при этих думах образ моих родителей выплывает в моей памяти таким светлым, любящим, добрым, что невольно поднимаются все душевные силы. Вспоминаются заботы папы, приходят на память разные факты жизни <...> сколько труда, сколько горя и тревог перенес он для меня! Сколько любви проявил ко мне! сколько раз, не жалея себя, спасал и защищал меня!.. кажется, если бы был тут папа, я бы упал перед ним на колена и со слезами целовал бы края его одежды, и горячо излил бы ему мою благодарность"»[2] (Протоиерей А. М. Державин. Личность и научная деятельность …С. 8–9).

С детских лет у него обнаружилась любовь к служению Церкви Божией: он прислуживал в алтаре, читал на клиросе в храме, где служил его отец. Неудивительно, что с юных лет его влекло в духовную школу. Окончив Ярославское духовное училище, он поступил в Ярославскую духовную семинарию, которую успешно окончил в 1892 г.

Назначенный на должность надзирателя в Угличское духовное училище, он пробыл на этом первом служебном посту до 1897 г.

«В Угличе Александр Михайлович знакомится с семьей протоиерея Успенской церкви Константина Николаевича Приорова, человека в городе весьма заметного и уважаемого. У отца Константина Приорова было шесть дочерей, одна из которых, Лидия Константиновна, в то время работавшая народной учительницей, Александру Михайловичу очень понравилась. Так он описывает ее своему брату:

"Ее собственно нельзя назвать красавицей, есть в чертах ее лица что-то мужеское, а стриженые коротко волосы еще больше усиливают эту иллюзию, — это скорее мальчик, но такой хороший милый мальчик; но что у ней особенно хорошо — это глаза ... Какие они большие, темные, умные и прекрасные! ... Есть и еще черта в ее лице: какая-то серьезность, основательность и строгость, видно, что она привыкла учить и муштровать мальчишек".

Лидии Константиновне посвящена поэма "Учительница", возможно, отчасти и поэма "Одна из многих". Чувства молодого человека не остались без взаимности. Александра Михайловича и Лидию Константиновну объединяло духовное родство, которое впоследствии помогло им перенести все невзгоды, уготованные на их жизненном пути. Всю последующую жизнь они проживут во взаимном уважении и любви. Своей жене и дочери о. Александр посвятил много стихотворений.

Бракосочетание состоялось летом 1897 г. В том же году после рукоположения они уехали в глухое село Рождественское на реке Ворсме.

"Еще в Семинарии, за школьной скамьей, когда мне приходилось думать о будущем, я всегда стремился в деревню, к простому народу: мне хотелось пожить с ним и потрудиться для него, сколько хватит сил. Бог исполнил мое желание, — вспоминал отец Александр. — Приехал я на место своего служения осенью, вдвоем с женой, которая до этого лет шесть была учительницей в школе. Оба мы были молоды, оба желали потрудиться для народа и потому еще дорогой не раз говорили и мечтали о том, как заведем в своем приходе школу и будем учить крестьянских детей».

Здесь и началось то служение родному народу, о котором мечтал молодой священник. Александр Михайлович был поражен бедностью своего прихода. Однако, когда он ближе познакомился с крестьянами, посещая каждый дом, он поразился отсутствию в них унылости и забитости. Он пишет:

"Свою бедную долю они переносят как-то твердо, спокойно и совсем не теряют духа бодрости и даже веселости. Видно, что сознание трудности положения, сознание необходимости тяжелого труда (а оно у них есть) не пугает их, и они с твердой душой встречают свой жребий. А потом, это радушие, эта доброта и простота, это уважение и почтительность, — как все это радовало мою душу...".

Первая его служба состоялась осенью того же года. Он так пишет об этом событии:

"Первая моя служба была 5 октября, народу была полная церковь, служил я — волнуясь и вообще неспокойно, когда говорил свое слово — то слезы подступали к горлу; такое... небывалое ощущение — служить в храме, где собрались люди, порученные твоему вниманию и твоим заботам".

Не сидит сложа руки и Лидия Константиновна. Она сразу же занялась устройством у себя в доме народной школы. Также о. Александром были организованы литературные чтения, так называемые "палестинские вечера", которые пользовались у народа большим успехом». (Священник, ученый, поэт: отец Александр Державин … С. 205–206).

Нужно отметить еще и то, что на приходе у отца Александра Державина раскрывается вo всей силе талант писателя и поэта. Стихи он начал писать еще в семинарии. Служба на приходе и широкое общение с народом способствовали развитию в полной мере его поэтического таланта.

На приходе он много писал, и его легкие, звучные стихи печатались в журналах «Русский паломник», «Божия Нива», «Душеполезное чтение», «Приходская жизнь». Издавались они и отдельными сборниками. Так, в 1907 году в Петербурге был издан сборник стихотворений свящ. Александра Державина под заглавием «Под кровом Церкви», а несколько позднее были изданы его книжки «Школа и дети», «У хороших людей», «Св. муч. Симфороза и Фелицитата». Стихи его печатались в Москве, в Ярославле, в Самаре.

В 1909 г. Александру Михайловичу предложили перейти на службу в Успенский собор г. Ростова. «Здесь он, видимо, впервые так близко сталкивается с вещественными "следами", оставшимися со времени пребывания в Ростове свт. Димитрия. Там, в ризнице Спасо-Иаковлевского монастыря, сохранялась митра святителя, а в библиотеке — его рукописи.

В том же году в Ростове отмечалось двухсотлетие со дня кончины свт. Димитрия Ростовского. Активным организатором и участником торжеств был митрополит Ярославский и Ростовский Тихон, будущий Патриарх[3]. К этому событию Александр Михайлович написал "Гимн на 200-летний юбилей со дня кончины свят. Димитрия, ростовского чудотворца", исполненный соборными певчими ярославского архиерейского хора[4].

В Ростове Александра Михайловича постигло и большое семейное горе — умерла его младшая дочь Клавдия. Может быть, это печальное событие стало одной из причин, побудивших его уехать из Ростова, когда к нему обратились крестьяне села Никольского с просьбой перейти на служение в церковь их села» (Протоиерей А. М. Державин. Личность и научная деятельность … С. 10–11).

Отец Александр прослужил в родном селе почти четыре года. Там он серьезно заболел и вынужден был оставить любимое дело.

По мере духовно-пастырского возрастания усилилось у о. Александра стремление к высшему духовному образованию. И вот в 1910 г. он поступает в Киевскую духовную академию. В стены высшей богословской школы он пришел не только с большим пастырским опытом, но и с редким по широте и разнообразию запасом знаний. Естественно, что на приемных экзаменах он занял первое место в разрядном списке и удержал его до конца курса.

Простота, скромность и редкое доброжелательство студента-иерея невольно располагали к нему юные сердца его младших товарищей. Духовную связь, установившуюся в студенческие годы со многими однокурсниками, о. Александр сохранил до конца жизни.

Обучась в академии, Александр Михайлович начинает серьезно изучать творчество святителя Димитрия Ростовского, тем более, что Киев связан с самым  плодотворным периодом жизни писателя. Здесь, в Киевской Лавре, он начал свой труд над составлением своих знаменитых Четьих-Миней. 

После окончания Киевской духовной академии Александр Михайлович был оставлен там на год профессорским стипендиатом.

«В этот год им была написана первая научная работа о Димитрии Ростовском — кандидатская диссертация, легшая впоследствии в основание труда всей его жизни. В "Отзыве ординарного профессора прот. Ф. Титова[5] о представленном профессорским стипендиатом свящ. Державиным Александром отчете о занятиях его по истории русской церкви в текущем 1914/15 учебном году" сообщалось:

"Как богатое идейное содержание отчета, отличающееся серьезностью, зрелостию и глубиною рассуждений, так и многократные продолжительные нарочитые беседы с автором его в течение отчетного года о занятиях его по выполнению стипендиатской программы и по дальнейшей разработке его кандидатской диссертации, привели меня к тому убеждению, что в лице свящ. А. Державина академия воспитала, действительно, очень способного, вдумчивого и талантливого ученого пастыря, обладающего сильным критическим умом и обширным кругом знаний, особенно в области русской церковно-исторической науки, и потому могущего с пользою и с честию поработать на учено-учебном поле. Очень жаль будет, если академия не воспользуется незаурядными духовными силами его для своих учено-учебных целей"[6].

Александр Михайлович глубоко воспринял слова профессора Ф. И. Титова, сказавшего ему, "что на воспитанниках Киевской Духовной Академии лежит долг написать более серьезное и полное сочинение о Четьих-Минеях свят. Димитрия, также воспитанника Киево-Могилянской коллегии"[7].

Он решает продолжить свою работу, сознавая, что труд свят. Димитрия заслуживает более глубокого исследования. Судьба и труды святителя Димитрия вдохновили о. Александра на создание гимна, посвященного Ростовскому митрополиту:

Иноком в келье, с врагами спасения
Долго боролся он, долго страдал,
Мира греховного все искушения
Силой молитвы своей побеждал.

Эта борьба, эта жизнь благодатная
Скоро высоко его вознесли,
И засиял он звездой незакатною,
Чудной звездою для русской земли!

Полное силы, рекой многоводною
Слово его полилось над толпой,
Трогая чуткое сердце народное
Духом любви и святой простотой» (Священник, ученый, поэт: отец Александр Державин … С. 209–210).

Через год его назначают на должность наблюдателя церковно-приходских школ Московской епархии.

В 1917 г. отец Александр уже священник в храме Св. Троицы на Капельках, где и прослужил до 1929 г. Позже он был переведен в церковь Знамения Божией Матери в Переяславской слободе, где и был арестован в 1931 г.

«В архивном деле ФСБ № Р-35593 говорится о том, что "Державин ведет среди верующих а<нтисоветскую> агитацию»[8]. Ему было предъявлено обвинение по ст. 58–10 УК. В заключении этого дела говорится о том, что о. Александр проходил по делу Всесоюзной контрреволюционной монархической организации "Истинно-православная церковь"[9]. Существует и другая версия — его арестовали потому, что он был близок к Патриарху Тихону.

Два месяца о. Александр провел в Бутырской тюрьме. После вынесения приговора (ст. 58, п. 107) его сослали в Устюг <...>, затем в Сыктывкар, оттуда — в деревню Верхняя Вочь в Зырянском крае, где о. Александр работал на лесозаготовках. Жизнь там была голодная, лишь иногда из дома пересылались сухари. И здесь, в ссылке о. Александр пишет стихи. Там им написаны стихотворения "В изгнании", "Гимн", "Мой привет".

Я иду по улице широкой.
Никого со мной из близких нет.
Только месяц, друг мой одинокий
С неба шлет свой тихий кроткий свет...

В стихотворении "Гимн" читаем:

Под тяжким крестом испытанья
Мы здесь, на чужбине, живем,
И трудное бремя изгнанья
Спокойно и бодро несем.
Немало мы горя узнали,
Покинув родную семью,
И много мы здесь испытали
В суровом и диком краю.

Его дочь и жена ездили к нему один раз. Ольга Александровна не любила об этом рассказывать, только однажды она обмолвилась о ночевке на полу Котласского вокзала и о крысах, бегающих между телами спящих людей. После того, как Александра Михайловича освободили, ему с женой было разрешено выбрать себе место для поселения (любое, кроме Москвы и Ленинграда). Александр Михайлович выбирает Ростов — город, связанный с его судьбой и трудом над исследованием жизни и творчества свт. Димитрия. Здесь Александр Михайлович и Лидия Константиновна, приехавшая к нему из Москвы, живут в небольшой комнатке в стене Ростовского Кремля, в которую надо было по ступенькам спускаться вниз. В комнате стояли две кровати, больше же там ничего не помещалось и даже есть приходилось на подоконнике. "Днем у тусклаго слюдоваго окна, а ночью при слабом свете сальной свечи", — так свт. Димитрий писал о своих трудах в Ростове, так же, очевидно, трудился в своей тесной комнатке и Александр Михайлович, продолжая начатое в далеком 1914 г. исследование.

Однако и это тяжелое время прошло. В феврале 1939 г. дело пересмотрели, судимость была снята, и о. Александра прописали в Москве. Семья смогла объединиться[10]. Поселились они в том же доме, по адресу: Капельский переулок, 71. Дом был старый деревянный, двухэтажный, с маленькими окнами, густонаселенный. Державиных "уплотнили", теперь им принадлежали две небольшие комнатки. Всех приходивших к ним (а гостей было много) поражали теснота и обилие книг. Жила же семья очень скудно.

Несмотря ни на что, этот период был для Александра Михайловича временем наиболее плодотворных трудов. Все эти годы он не оставлял свой научный и исследовательский труд над Четьими-Минеями Димитрия Ростовского. Теперь же он смог работать в московских рукописных хранилищах, смог поделиться результатами своего труда с научной общественностью Москвы, сделав доклад в отделе древнерусской литературы ИМЛИ им. М. Горького, которым в то время руководил Н. К. Гудзий.

Но лишь в 1954 г. Александр Михайлович поставил в своем исследовании точку и вынес его на суд духовный и научный. Диссертация "Четьи-Минеи святителя Димитрия, митрополита Ростовского, как исторический и литературный памятник" была защищена в том же году в Троице-Сергиевой Лавре. Это была вторая диссертация по богословию, защищенная в советский период.

Митрополит Питирим (Нечаев), тогда еще молодой человек, в книге своих воспоминаний так пишет об этом: "Когда на защиту магистерской диссертации, на которой присутствовал Патриарх [Алексий] и весь цвет нашей тогдашней богословской школы, он принес целую кипу машинописи, все были потрясены работоспособностью этого тихого, спокойного, удивительно размеренного и в речи, и в своих движениях, и в поступках старичка-священника: он проверил страницу за страницей то, что было написано более чем двести лет тому назад, проследил весь путь, пройденный святителем Димитрием по исследованию древних источников, и, отдав этому богословскому исследованию всю жизнь, показал, насколько глубоко и научно работал святитель"[11].

"Вплести хотя бы малую веточку в тот венок славы, каким увенчан святитель Димитрий, прибавить новые черты к его привлекательному, с детства знакомому образу, — вот те внутренние побуждения, которые руководили мною во время работы", — писал о. Александр.

Четьи-Минеи святителя Димитрия Ростовского были написаны на рубеже XVII и XVIII вв. Подобного труда в дальнейшей истории православной литературы создано не было. Наступило новое время, которое вызвало новые литературные сочинения, но Минеи Димитрия Ростовского надолго стали излюбленным чтением русского народа. Их написанию свят. Димитрий посвятил всю свою жизнь. В свою очередь около 40 лет жизни А. М. Державина была отдана исследованию этого поистине великого труда». (Священник, ученый, поэт: отец Александр Державин … С. 211–213).

Кончина протоиерея Александра Державина последовала на 92-м году жизни. В Журнале Московской Патриархии был напечатан некролог, где сообщалось: «23 апреля 1963 года в Москве скончался заслуженный митрофорный протоиерей, почетный настоятель храма Знамения Божией Матери, магистр богословия Александр Михайлович Державин»[12]. И далее отмечено, что «пастырское служение протоиерея А. Державина в московских храмах было так же плодотворно, как и служение его в других храмах до его приезда в столицу. Нам, его младшим собратьям и сослуживцам по храму Знамения Божией Матери, в течение нескольких лет приходилось постоянно соприкасаться с ним по службе в храме и видеть, как он выполнял свои пастырские обязанности. И надо сказать, что мы глубоко чтили его и любили за истовое, уставное и благоговейное служение, за пастырские поучения, за его скромность и неизменно доброжелательное отношение ко всем.

К литургии о. Александр всегда тщательно готовился и совершал ее с духовной, молитвенной сосредоточенностью и собранностью. В храм он приходил рано, чтобы, не торопясь, совершить проскомидию и помянуть всех живых и почивших, своих родных, близких, знакомых, всех прихожан.

О. Александр обладал исключительной памятью. Живой, ясный ум, здравое суждение, логичность мышления, крепкую благоговейную веру, высокую молитвенность он сохранил до самой смерти. Сохранил он также и дух пастырской душепопечительности.

Согласно завещанию ап. Павла "проповедуй слово ... увещавай со всяким долготерпением и назиданием" (2 Тим. 4, 2) прот. А. Державин придавал большое значение проповеди. Пастырские назидания он считал неотъемлемой частью своего служения.

Кроме пастырства, прот. А. Державин серьезно занимался научным трудом. Он изучал древнерусскую церковную литературу и сорок лет посвятил исследованию Четьих-Миней, составленных св. Димитрием, митрополитом Ростовским <...>

В последние годы он много работал над житием св. мч. Трифона, чтимая икона которого находится в храме Знамения Божией Матери.

За свое долголетнее усердное и примерное служение о. Александр Державин получил от высшей церковной власти все награды, включая право ношения двух крестов с украшениями и служения Литургии при открытых Царских вратах. Последней наградой его был орден св. князя Владимира, который он получил в 1962 году по указу Святейшего Патриарха Алексия. Однако высшей для себя наградой он считал служение в храме у престола Божия и получение "почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе" (Филипп. 3, 14).

Его заветной мечтой было желание до самой смерти служить Церкви Божией и умереть в храме у престола Божия. И он почти до конца своей жизни служил. Уже будучи глубоким старцем, в возрасте 90 лет, он ушел за штат. Но и находясь на покое, старец о. Александр каждое воскресенье и каждый праздник бывал в храме, усердно молился и часто приобщался Св. Христовых Таин. За месяц до смерти он по слабости уже не мог ходить в храм, не мог вместе с нами встретить в храме и Светлый праздник Христова Воскресения. На Фоминой неделе, в знаменательный день поминовения усопших (Радоницу), когда Святая Церковь молилась за всех от века почивших христиан, Господь призвал его к Себе.

<...> Господь даровал ему долголетие и безболезненную, непостыдную, мирную кончину за его тихое, мирное и доброе житие. На третий день, 25 апреля 1963 года, в храме Знамения Божией Матери архиепископ Можайский Леонид [(Поляков)] в сослужении двенадцати священников совершил отпевание о. Александра. Перед отпеванием архиепископ Леонид сказал теплое слово о почившем старце.

Во время отпевания после "Со святыми упокой" была оглашена телеграмма из Одессы от Святейшего Патриарха Алексия с выражением "искреннего соболезнования духовным чадам и родственникам почившего почтеннейшего священнослужителя". Соболезнования выражали также многочисленные духовные дети почившего.

После совершения торжественного чина отпевания и последнего прощания гроб с телом прот. А. Державина был доставлен на Пятницкое кладбище и при совершении заупокойной литии опущен в могилу, приготовленную рядом с могилой его покойной супруги (Прот. А. Глушаков. Протоиерей Александр Михайлович Державин : (некролог) ...С. 32–33).

Похоронен он на старинном московском Пятницком кладбище недалеко от храма Знамения, где служил до последних своих дней. Могила о. Александра не забыта, за ней ухаживают и его внучатые племянницы, и крестницы, и община храма Знамения.

*  *  *

Стихи протоиерея Александра Державина[13]


Церковная молитва

Тонет в сумраке вечернем
Даль распаханных полей.
Звонкий благовест к вечерне
В Божий храм зовет людей.
И идут они толпами
Ниц упасть пред алтарем,
Помолиться со слезами
О спасении своем.
Там никто не помешает
Им излить тоску души,
Там Спаситель утешает
Всех молящихся в тиши.
И когда прольются слезы, —
Сердце вдруг почует там,
Что ушли далеко грозы
И не страшны больше нам;
Что затихла в нас тревога
Лучше стала грудь дышать,
И в душе, познавшей Бога,
Веет мир и благодать.

Надежда

Средь житейского бурного моря
От опасностей, скорби и горя,
От тяжелых забот и тревог
Есть для нас, христиан, утешенье,
Есть надежный покров и спасенье —
Милосердный Спаситель наш Бог!
Как бы волны мой челн ни качали,
Как бы страсти души ни терзали,
Он со мною всегда и везде,
Он надежды моей не обманет,
Как Петру, мне Он руку протянет
И подаст Свою помощь в беде.
О, мой Бог, мой сладчайший Спаситель,
Моя радость, мой дивный Учитель, —
В искушеньях меня не оставь.
И мой челн среди бурного моря,
Сохраняя от скорби и горя,
Сам в надежную пристань направь!
/1896 г./

Когда у вас есть цель святая…

Когда у вас есть цель святая
В давно обдуманном труде,
Когда, работать начиная,
Вы твердо верите себе, —
То ни нужда, ни жизнь плохая,
Ни бедность вам уж не страшна.
У вас цела душа живая
И дорогих даров полна,
Вы, углубившись в труд любезный,
О всем забудете тотчас…
А вот, в ком этот свет полезный,
От бога посланный, погас,
Кто этой цели не имеет
И не забылся на труде,
Того, скажите, что согреет
И что поддержит при беде?
Тому, над чем тогда забыться,
Чем силы духа поддержать,
Чтобы совсем с пути не сбиться
И веры в жизнь не потерять?

Молокша

Вдали от людных городов,
В глуши лесов, село родное,
Жилище дедов стариков,
Стоит, всегда мне дорогое.

Где б ни был я, где бы ни жил
Тебя припомню, не забуду
Тех мест, где юность проводил,
Где умирать, быть может, буду.

Ты предо мной стоишь всегда:
Красавец-Храм посередине,
Кругом столпилися дома,
А там сарай да овины.

Там по холмам лежат поля,
Там полосы овса да хлеба,
А там леса пойдут – леса
До горизонта – грани неба.

В кустах, под горкою река
По берегам ее селенья…
А, здравствуй, Молокша моя,
Приют и дум, и вдохновенья!

______________________

[1] Державин Александр Михайлович (1871–1963), священник, богослов, поэт // ГАУК Ярославской области «Ярославская областная универсальная научная библиотека имени Н.А. Некрасова» / Рук. проекта: Н. В. Абросимова, заместитель директора по научной работе библиотеки. URL: demetra.yar.ru

[2] Цитата из письма, находящегося в личном архиве семьи Державиных-Ярославских.

[3] Видимо, к этому времени относится знакомство Александра Михайловича с митроп. Тихоном, которое продолжилось и в Москве.

[4] В нем есть такие слова, характеризующие чувства Александра Михайловича:

«Вся твоя жизнь многотрудная чистая
Господу Богу была отдана,
Словно на небе заря золотистая,
В сумраке века горела она.

Все в ней достойно теперь удивления:
Дивная святость, любовь, чистота,
Труд постоянный, святые творения,
Кротость и преданность воле Христа». Цит. по: Торжественные дни в Ростове Великом. В память 200-летия со дня блаженной кончины свят. Димитрия, ростовского чудотворца. В. Т–аго. М., 1909. С. 13.

[5] Титов Федор Иванович (1864–1935) — церковный писатель, историк, протоиерей, профессор Киевской духовной академии.

[6] Труды КДА. 1916. Т. III. С. 643.

[7] Державин А., прот. Радуют верных сердца. Четии-Минеи Димитрия, митрополита Ростовского. М., 2006. Ч. 1. С. 8–9.

[8] Архивные сведения предоставлены А. Я. Королевой.

[9] В Москве все это время жила их дочь — Ольга Александровна, сначала преподававшая русский язык и литературу в средней школе, а затем — в Потемкинском городском педагогическом институте. Впоследствии, скорее всего, под влиянием своего отца она занялась древнерусской литературой, защитила кандидатскую и докторскую диссертации по русской литературе XVII в. О. А. Державина издала «Временник Ивана Тимофеева», «Сказание Авраамия Палицына», «Великое зерцало» — книги, которые и поныне не выходят из научного оборота.

[10] На л. 490 указанного дела читаем: «Державин Александр Михайлович подпадает под действие ст. 1 Указа Президиума Вер-ховного Совета СССР от 16 января 1989 г. "О дополнительных мерах по восстановлению справедливости в отношении жертв репрессий, имевших место в период 30–40-х и начале 50-х годов"». Он был оправдан, но только через 28 лет после смерти.

[11] Александрова Т. Л., Суздальцева Т. В. Русь уходящая. Рассказы митрополита Питирима. СПб., 2007. С. 234.

[12] Глушаков А., прот. Протоиерей Александр Михайлович Державин (некролог) // Журнал Московской Патриархии. 1963. No 6. С. 30.

[13] Певец мира Божьего : Избранное / протоиерей Александр Державин. М., 2012. С. 46, 186, 187. — Опубл.: Шомина Т. В. Пятницкое кладбище в Москве : Православный церковный некрополь. М., 2021. С. 131–133.

Развернуть

Архивные источники

Показать все

Сочинения

Показать все

Литература

Показать все
Сообщить о неточностях или дополнить биографию