Карманов Матвей Иванович, протоиерей

Родственники

  • дед  —  Карманов Иван , крестьянин дер. Вшивка
  • отец  —  Карманов Иван Иванович , мещанин, старообрядец поморского согласия
  • жена  —  Карманова (Слепышева) Анна Ивановна (3.2.1867 – не ранее 1930, в г. Хвалынске, погребена на местном кладбище)
  • тесть  —  Слепышев Иван Степанович , крестьянин с. Чернавки
  • теща  —  Слепышева Параскева Ивановна
  • сын  —  Карманов Георгий Матвеевич, священник
  • сын  —  Карманов Александр Матвеевич (23.2.1894–1939), окончил Саратовскую духовную семинарию по 1-му разряду (в 1915) и философский факультет Санкт-Петербургского университета; работал главным бухгалтером в различных организациях. Дети: сын и дочь
  • дочь  —  Герке (Карманова) Зинаида Матвеевна (род. 11.10.1897), окончила Саратовскую министерскую гимназию г-жи Куфельд, проживала вместе с семьей в г. Свердловске, затем на Дальнем Востоке. Муж — Лоренц Антонович Герке. Дети: сын и две дочери
  • дочь  —  Сумаркова (Карманова) Елизавета Матвеевна (род. 5.9.1902), окончила Саратовскую гимназию, заведовала курсами ликбеза при швейной фабрике г. Саратова. Муж — Борис Сумарков. Дети: два сына и дочь, один из сыновей — Виталий Борисович Сумарков
Показать всех

Образование

Дата поступления
Дата окончания
Учебное заведение
Комментарий
май 1878
Петровское уездное училище
окончил со званием начального народного учителя
Развернуть

Рукоположение, постриг, возведение в сан

15.12.1889
рукоположен во диакона епископом Павлом (Вильчинским)
5.5.1891
рукоположен во священника епископом Авраамием (Летницким) «по его личному усмотрению»
не ранее 1920
возведен в сан протоиерея
Показать все

Места служения, должности

Дата начала
Дата окончания
Место служения, сан, должность
май 1887
15.12.1889
Саратовская и Царицынская епархия, г. Саратов, епархиальный миссионер (с 1888); помощник миссионера (5.1887–1888) по представлению совета братства Святого Креста.
15.12.1889
5.5.1891
5.5.1891
25.2.1896
Саратовская и Царицынская епархия, г. Саратов, Александро-Невский кафедральный собор, священник, епархиальный миссионер (до 25.2.1896)
25.2.1896
28.7.1898
Саратовская и Царицынская епархия, Саратовская губ., Хвалынский уезд, с. Сосновая Маза, Покровская церковь, священник, законоучитель местного земского училища (19.2.1897–29.7.1898); вел против раскольнические беседы в церквах, с приезжими из-за Волги сектантами в школе и религиозно-нравственные беседы с народом из с. Сосновой Мазы и г. Хвалынска
28.7.1898
28.2.1904
Саратовская и Царицынская епархия, Саратовская губ., г. Хвалынск, Крестовоздвиженская церковь, священник; законоучитель в 3-ем женском начальном училище (1898–28.2.1904) и Крестовоздвиженской церковно-приходской школе (1899–28.2.1904) г. Хвалынска; заведующий и законоучитель церковно-приходской школы дер. Подлесной, Хвалынского уезда (1901–31.10.1903); член-делопроизводитель Хвалынского отделения епархиального училищного совета (3.10.1902–7.9.1904); вел против раскольнические беседы; по просьбе Хвалынского тюремного комитета вел религиозно-нравственные беседы в Хвалынской тюрьме (15.11.1901–3.1904); командирован в раскольнический Черемшанский скит австрийского толка для собеседования с раскольниками (до 31.3.1901)
28.2.1904
1.5.1913
Саратовская и Царицынская епархия, г. Саратов, Преображенская единоверческая церковь, священник; епархиальный миссионер (с 21.3.1908); законоучитель элементарной школы г-жи Косолаповой (1904–1906), заведующий и законоучитель в Поздеевском приюте-школе в г. Саратове (с 12.4.1907); сверхштатный член миссионерского братства Святого Креста (с 12.10.1905); благочинный единоверческих церквей Саратовской епархии (с 8.1.1911) и г. Саратова (11.12.1911–1.5.1913), заведующий канцелярией единоверческих дел при Саратовском епископе (с 8.12.1911)
26.7.1913
10.6.1914
Саратовская и Царицынская епархия, г. Саратов, Ново-Никольская (Никольская на горах) церковь, священник; законоучитель церковно-приходской школы при храме (с 6.9.1913)
10.6.1914
не ранее 1917
Саратовская и Петровская епархия, Саратовская губ., г. Хвалынск, Казанская соборная церковь, священник
1922
уклонился в обновленческий раскол, но быстро покаялся и исправил свою ошибку
не ранее 1922
6.8.1930
Саратовская и Петровская епархия, Саратовская губ., г. Хвалынск, Казанская соборная церковь, протоиерей, настоятель
Показать все

Награды

27.1.1895
право ношения набедренника
6.5.1902
благословение Святейшего Синода
4.2.1903
право ношения скуфьи
24.3.1907
право ношения камилавки
6.5.1908
благословение Святейшего Синода
19.3.1909
право ношения наперсного креста
6.5.1911
благословение Святейшего Синода
медаль «В память царствования Императора Александра III»
медаль «В память 25-летия церковно-приходских школ»
Показать все

Преследования

30.8.1929
арестован Вольским окружным отделом ОГПУ, по подозрению в том, что он «выражал недовольство политикой соввласти и в связи с этим проводил антисоветскую агитацию»
30.8.1929 – не ранее 4.10.1929
находился в заключении в Вольском исправтруддоме
4.10.1929
предъявлено обвинение по ст. 58-10 УК РСФСР, срок следствия продлен по просьбе помощника уполномоченного ВО ОГПУ, поскольку «большая часть свидетелей по данному делу проживает не в пределах Вольского округа»
не ранее 4.10.1929
из-под стражи освобожден за недостаточностью улик
6.8.1930
арестован Вольским окружным отделом ОГПУ по обвинению в «антисоветской агитации, организации контрреволюционного "сестричества", организации массовок женщин против закрытия церквей, связь с раскулаченными, сокрытие разменной монеты»
6.8.193030.12.1930
находился в заключении в Вольском исправтруддоме
19.12.1930
приговорен тройкой при ПП ОГПУ по Нижне-Волжскому краю к высшей мере наказания (расстрелу)
30.12.1930
расстрелян в Нижне-Волжском крае, г. Вольске
26.4.1989
реабилитирован прокуратурой Саратовской обл., по году репрессии: 1930
Показать все

Другие сведения

В середине мая 1887года Саратов посетил православный миссионер священник о. Ксенофонт Крючков. В Саратове он провел две публичные беседы со старообрядцами-раскольниками, затем были собрания для рассуждения о предметах веры в доме бывшего раскольника Матвея Ивановича Карманова. Посещение о. Ксенофонта не прошло бесследно и не осталось бесплодным — двое раскольников поморского согласия присоединились к православной церкви, один из присоединившихся — Матвей Иванович Карманов. Еще за долго до присоединения к православной церкви, Карманов был известен как человеке начитанный, ревностный защитник мнимо-старой веры, он имел большое влияние среди своих одноверцев-поморцев. «Действительно, нельзя было не отдать чести начитанности Карманова, а также его умению говорить, хотя при этом нельзя было не чувствовать сожаление, что и то, и другое направлено на защиту неправды. Когда Карманов присоединился к святой церкви и когда чрез то интерес к личности его невольно усилился, то прежние наши сведения о нем нам удалось пополнить — частью через других лиц, а частью через него самого. Карманов — мещанин города Петровска; обучался он в уездном училище, где и прошел полный курс учения. До семнадцатилетнего приблизительно возраста он был членом Греко-Российской церкви, а затем оставил церковь и перешел в раскол. Сначала он проживал на своей родине — в г. Петровске, занимаясь здесь обучением грамоте раскольнических детей и являясь, со своими сподвижниками, в качестве защитника раскола на собеседования с православными миссионерами. Только уже в недавнее время он переселился, по вызову Саратовских раскольников, в Саратов, где и провел остальные четыре года своей жизни в расколе. Переселившись в Саратов, он и здесь приступает к тому делу, которым занимался в Петровске, т. е. обучению детей местных раскольников грамоте… Как в школе, так и на частных уроках он обучал чтению, письму, арифметике и грамматике. Занимаясь привычным своим делом — обучением детей грамоте, Карманов не переставал выступать, по-прежнему, в качестве защитника старой веры и оппонента православным миссионерам на собеседованиях как в самом городе Саратове, так и в уездах» (Обращение из раскола к православной церкви).

Не занимая никакой важной и значительной должности в своей общине, он, единственно только за свою начитанность и познания, призывался постоянно к отцам или наставникам во всех случаях, когда поступали какие-либо важные дела касательно предметов и вопросов веры. Понятно, что уход от «старой веры» такого человека, каким являлся за время своего пребывания в расколе М. Карманов, и присоединение его к православной церкви не могли остаться незаметными для его прежних единоверцев. «В самом деле человек — начитанный, знающий писание и влиятельный до некоторой степени, вдруг оставляет именуемую старую веру, ту веру, которой прежде сам же был ревностным защитником и оберегателем, и присоединяется к церкви, которую до этого времени сам же считал не православною…Невольно должен был возникнуть в уме прежних единомышленников такого человека вопрос: Что это значит? Права ли уж на самом деле именуемая старая вера?» (Обращение из раскола к православной церкви)

В 1904 году о. Матвей перемещен к Спасо-Преображенской единоверческой церкви г. Саратова для лучшей постановки «богослужебного и духо-просветительного дела в указанном приходе». Как пишет о. Матвей: «Не только святой храм и ограду, а и самый приход я принял в развалинах, в расстроенном состоянии… В девять лет моего, при помощи Божией, служении, слава Богу, приход успокоен, в приходе моем тишина, мир и любовь; святой храм и ограда в достойном их святости благолепии». С 1911 года о. Матвей стал благочинным единоверческих церквей Саратовской епархии и г. Саратова. По распоряжению епархиального начальства и по просьбе священников о. Матвей выезжал в разные села и города епархии — вести беседы «с выдающимися раскольническими начетчиками». Следует отметить, что его миссионерская и просветительская деятельность не оплачивалась (Молясь за своих палачей).

По семейному преданию, предоставленному Людмилой Александровной, супругой внука отца Матфея, Виталия Борисовича Сумарокова, в годы Гражданской войны отец Матфей укрывал и белых, и красных. В этот период он неоднократно подвергался арестам, но его освобождали благодаря заступничеству одного советского начальника, которого он спас во время Гражданской войны. Как служитель Церкви, Матфей Карманов оказался в категории лишенцев: был лишен избирательных прав, продуктовых карточек, обложен повышенным налогом. По воспоминаниям дочери священника Сергия Самуилова, Софии, в смутное время 1922 года, когда инспирированное большевиками Временное церковное управление (ВЦУ) лживо заявляло о передаче ему церковной власти Патриархом Тихоном, отец Матфей примкнул было к «Живая церковь», но быстро раскаялся и исправил свою ошибку (Молясь за своих палачей).

1 августа 1930 года состоялся обыск в Казанском соборе у казначея причта, и были обнаружены серебряные и медные монеты, принадлежавшие духовенству Казанского собора, в сумме 39 руб. 49 коп. В этот же день был совершен обыск у казначея собора, у которого были обнаружены монеты разного достоинства в сумме 192 руб. 86 коп. Эти суммы и стали значимым поводом для обвинения в удержании денег в храме, то есть в сознательном недопущении их в государственный оборот.

«2 августа 1930 года состоялся единственный допрос отца Матфея, касавшийся только наличия мелких денег в храме. Отвергая обвинение в злом умысле, отец Матфей, недоумевая, сказал: "Если бы были мной замечены те или иные недоразумения, то во всяком разе я бы со своей стороны принял соответствующие меры, как настоятель собора "…

29 декабря 1930 года на окраине города Вольска расстрельная команда местного отделения ОГПУ по Нижне-Волжскому краю казнила 68-летнего протоиерея Матфея Карманова, настоятеля Казанского собора в Хвалынске…  "Трупы убраны в яму размером 2 метра глубины и 1–1/2 метра ширины с южной стороны города Вольска " — это из акта о расстреле. Вряд ли кто-то найдет теперь место захоронения мучеников. Но память о них не должна умереть» (Молясь за своих палачей)

Развернуть

Сочинения

Показать все

Литература

Показать все
Сообщить о неточностях или дополнить биографию