Экспедиция на Волкозеро (из дневника игумена Германа 2004 г.)

В пятницу (10 сентября) вечером в Соловецком подворье города Архангельска служили всенощное бдение иеромонах Алексий, иеродиакон Мисаил и игумен Герман. Утром (11 сентября) с нами служили еще о. настоятель архимандрит Трифон из Антониева Сийского монастыря с его помощником иеромонахом Варлаамом. Весь день в пятницу был дождливый, а на следующий день, в праздник Усекновения главы Иоанна Предтечи, был солнечный и очень для нашего похода благоприятный.

Архимандрит Трифон не смог с нами поехать, так как они были все сильно заняты. Мы выехали где-то в 10 часов утра. Наняли местную военную машину. Вячеслав Столяров нашел людей из Архангельска, которые согласились вести нас туда, в лес, где сожгли  нашего последнего настоятеля преподобномученика архимандрита Вениамина и преподобномученика иеромонаха Никифора. Оказалось, что дорога не очень благоприятная. В советское время по дороге возили лес, и она очень испортилась (можно сравнить с соловецкими дорогами до Ребалды или Муксалмы).

В пути остановились попить чай, перекусили и доехали в 17 часов до места недалеко от избы, где прежде жили преподобномученики. Вячеслав Столяров и с ним еще двое сразу же пошли в разведку на место гибели преподобномучеников, вернулись через два часа и рассказали, что место нашли.

А на следующий день  (в воскресенье) мы  планировали вместе идти туда и начать обследование — может быть, найдем что-то из (останков) мощей преподобных.

Сегодня (в воскресенье) привели в порядок место, где был дом (4 х 6 м). Здесь выросли длинные деревья, некоторые мы убрали. Нашли погреб для картошки и другой погреб рядом с озером, по-видимому, для рыбы.

Добирались сюда, в общем, с 10 утра до 5 часов вечера, 80–90 км за пять часов (из-за плохой дороги). И еще по воде на Волкозере около 3 км до келлии преподобномучеников. От озера до их избы где-то 65–70 метров. Нашли место огорода, ближе к воде, в 20–25 метрах.

Понедельник 13 сентября был для нас самым важным и особым.

Утром, как и в предыдущие дни, плыли на лодке 3 км — в этот день против ветра, добирались до места полтора часа, еще, будучи на воде, начали молебен преподобномученикам архимандриту Вениамину и иеромонаху Никифору. Выбравшись на берег, сразу начали работу с сооружения креста (два с половиной — три метра высотой), а на крест укрепили икону преподобномучеников, которую привезли с собой.

Освятили крест и в конце работы поставили его за восточной стороной избы. Успели найти 3 малых частицы, косточки, по-видимому, преподобномучеников (их еще будут исследовать), и много кирпича, обгоревшего так сильно, что и кирпич истлевал, и еще много расплавленного стекла.

Когда закончили молебен после установки креста, сразу изменилась погода: стало темнеть,  пошел сильный дождь. Мы все успели убежать на берег озера, где у нас уже было уготовано малое укрытие, где переждали дождь.

И, самое главное, когда начали плыть по воде обратно, на небе заметили сначала два больших луча, излучавшиеся прямо вверх, а на противоположной стороне озера, на востоке появилась радуга. Потом подул сильный ветер, и погода стала меняться на глазах. То солнце появлялось, то тучи быстро неслись по воздуху, как будто их кто-то гнал. Было очень красивое сияние от солнца, тучи белые и черные сливались в сиянии, как будто было Преображение Господне. Душа радовалась от непонятного чувства, и понимала верою, что это все дано молитвами преподобных. Мы начали петь тропарь, кондак, величание и молитву преподобномученикам архимандриту Вениамину и иеромонаху Никифору.

Пели мы от избытка сердца «С нами Бог», «Христос Воскресе», «Воскресение Христово видевши», благодаря Господа за Его милость (через Своих слуг и верных Своих исповедников и мучеников) к нам грешным.

И хотя мы не нашли полностью святые мощи, все равно представили и почувствовали, в каком благодатном уединении подвижники жили два года. Жили в полном безмолвии, разве что между собою открывали друг другу помыслы. Заметно было, как они трудились, в лесу разбили огород и обрабатывали грядки, имели свою картошку и ловили рыбу. Мы нашли погреб для хранения продуктов и ледник для рыбы в трех метрах от озера.

И думалось, что последний настоятель имел много скорби в монастыре, много переживаний и недоброжелательства со стороны работников и нерадивых монахов, претерпел плохое к нему отношение от безбожных властей… Вот ему Милосердный Господь, как и святителю Филиппу, уготовал особые венцы, то есть награды за их образ жизни — сначала они подготовились через пост и молитву, а потом, по-видимому, достигли бесстрастия и созрели для Царства Небесного. Вот и взял Господь души их через сожжение, ибо через огонь и воду обрели покой, как говорил пророк Давид: «Проидохом сквозе огнь и воду и обретох покой». И получили прощение грехов через мученичество и исповедничество.

Дай Бог и нам, хотя бы не через сожжение, а терпя искушения и злохуления, терпя скорби и великие болезни, посланные по силам нашим, нести такой крест. Чтобы не выходили мы из своей рамки и не роптали на свою судьбу, и не снимали свой пожизненный Крест, попущенный каждому по силам нашим.