В воскресение 1 февраля в церкви морского технического училища Императора Николая I  происходило поднесение наперсного креста настоятелю церкви протоиерею о. П. П. Преображенскому.

Многолетняя служба маститого протоиерея о. П. П. Преображенского на столь ответственном посту законоучителя юношества и его душевные качества заслужили всеобщее уважение и любовь, как той массы его детей-питомцев училища, так и всех прихожан.

Крест поднесен был о. П. П. Преображенскому при следующей речи инспектора классов училища полковника А. И. Пароменского:

«Глубокочтимый наш духовник и дорогой наш сослуживец!

Два года тому назад мы, сослуживцы Ваши, праздновали двадцатипятилетний юбилей Вашего благотворного служения родному флоту, в качестве законоучителя морского технического училища Императора Николая I, уступая желанию Вашему и помня семейное Ваше горе, постигшее Вас незадолго перед тем, мы праздновали юбилей тихо, так сказать, в своей семье. Но оказалось, что кроме нас, Ваших сослуживцев, Вы имеете еще много ценителей Вашей благотворной деятельности, которые, не приняв участия в Вашем торжестве, не могли успокоиться целых два года, и идея сегодняшнего торжества уже не принадлежит нам, Вашим сослуживцам, а подана извне людьми, по-видимому, совершенно посторонними и мало причастными к вашей деятельности. Вы, состоя официально законоучителем нашего училища, не имея прихода, казалось бы, и не могли иметь и никакой связи с жителями города, но разгадка для всех ясна. Очевидно, что Ваши ученицы и ученики реалисты из года в год разносили по городу, в своих молодых признательных сердцах, любовь и уважение к своему дорогому пастырю, духовнику, учителю и наставнику. Нам достоверно известно, что идея сегодняшнего торжества, таившаяся в течение двух лет, объявлена весьма недавно; но надо было видеть, как дружно откликнулись на эту идею бывшие и настоящие питомцы всех тех учебных заведений, где Вы состоите законоучителем, родители питомцев и все ваши сослуживцы.

Все единодушно пожелали просить Вас принять от них этот наперсный крест, который никогда не разлучаяся с Вами, сопутствуя Вам везде, в течение всей Вашей жизни будет постоянно свидетельствовать Вам о том глубоком чувстве признательности, которое питают к Вам Ваши сослуживцы, ученики, ученицы и почитатели.

Мы все молим Господа, дабы Он позволил Вам носить этот крест еще многие и многие годы».

На это о. Петр отвечал следующими словами:

«Благодарю вас, гг. [господа], за этот священный дар ваш мне, благодарю вас за доброе расположение и теплое сочувствие ваше ко мне, благодарю вас за сердечное приветствие, только что услышанное мною от вас. Позвольте и мне высказать вам то, что в настоящую минуту наполняет мою душу.

Благодарю Господа Бога моего за то, что Он удостоил меня быть служителем святыни своея и совершителем таин Божиих. Из всех родов различных служений на земле священническое служение — самое дорогое для меня, самое сродное моему сердцу. Ни в каком другом служении я так не чувствовал бы себя на своем месте, как именно в положении священнослужителя здесь в храме, пред престолом Господним. Благодарю моего Создателя и Промыслителя за то, что Он совместно с священническим служением дал мне жребий законоучительства, который также сроден душе моей и который дал мне право и приятную для меня обязанность право правити слово истины Господней и сеять Божественное семя слова Божия в умах и сердцах взрослых юношей здесь и менее возрастных сыновей  и дочерей ваших в других местах, — сеять семя того Божественного слова, которое я проносил в глубочайших тайниках моей души — продумал своим умом, прочувствовал своим сердцем и проверил опытом собственной жизни и наблюдением над жизнью других людей. В течение 27-ми лет я почерпал свет и радость из молитвенного предстояния престолу Господню в этом прекрасном храме. В течение стольких же лет в здешнем училище, немного меньше в другом, и десять лет в третьем, поучая закону Господню и находясь во взаимообщении с юношескими и детскими душами, я также много испытал духовной утехи и услады, насколько ученики и ученицы радовали меня своим прилежанием, усердием и посильными успехами в усвоении себе начал нашей православной веры христианской.

Так, Господь даровал мне любезное моему сердцу служение и послал в нем великое утешение для моей души. Достойным ли этого высокого служения оказался я? Достойно ли я проходил его?

В этом священном месте, в этом храме Божием, где возносится Бескровная жертва за грехи людские, не может быть и речи ни о каком достоинстве человеческом, тут можно и должно говорить только о нашем недостоинстве. В нашем священном служении мы, служители церкви, представляемся вам в несколько возвышенном виде, на самом же деле мы такие же подобострастные люди, как и все прочие: каждый из нас имеет свои немощи плоти и духа. И я такой же слабый и грешный человек, как и другие, а в некоторых отношениях, может быть, и больший грешник, чем многие из вас, Я сознаю и глубоко чувствую свои немощи телесные и особенно недуги душевные. В продолжение двадцатисемилетнего служения сколько раз приходилось с тревогою сердечною замечать в себе и упадок бодрости духовной и нравственную вялость, и некоторую рассеянность мысли, испытывать разные борения и претыкания и иногда терпеть жестокие духовные поражения и крушения, после которых с тяжелыми усилиями, долго и медленно совершалось нравственное восстановление и душевное успокоение. Точно также и в законоучительном моем служении проявились неровность характера, невсегдашнее спокойствие духа, иногда большая строгость и требовательность от учащихся, иногда излишняя снисходительность к ним, иногда вспыльчивость и гневливость. Со всем этим я боролся, но все это пресуще мне и по сей день. Так я и до сих пор остался рабом неключимым, который не смог «сотворити всего того, еже должен бех сотворити» (Лук. 17, 10).

Все мои недостатки покрыло ваше благорасположение к служителю церкви; все мое личное недостоинство в ваших глазах совершенно затенилось под покровом того священного сана, который я ношу. Вы приносите мне этот многоценный дар как много послужившему и заслужившему его. Но по суду Божию, первые по времени могут оказаться последними по заслугам (Матф. 20, 16). И, строго говоря, совесть зазирала мне согласиться на принятие его. Я только успокоился тем, что это дар священнейший для христианина, дар более всего приличествующий священнослужителю, особенно во время Богослужения, при молитвенном предстоянии у престола Божия, дар бесценный по своему внутреннему значению. Крест есть символ нашего искупления, залог нашего спасения, наша охрана и ограждение от видимых и особенно невидимых врагов, опора и утверждение нашей веры. В качестве такого, я принимаю ваш дар с большою охотою, живейшею радостию и сердечною благодарностию за то, что вы в моем лице почтили и так высоко поставили наше пастырское звание и служение. Позвольте мне здесь принести мою сердечную благодарность как наличным соучастникам в нашем теперешнем молитвенном собрании, так и всем тем, которые внесли свою посильную лепту для совокупного устройства этого приношения. Прежде всего благодарю пастырей и моих сослужителей за то, что они пришли сюда принять соучастие в нашем скромном торжестве; благодарю добрых начальников, моих товарищей и сослуживцев и сослуживиц по учебным заведениям, в которых я законоучительствую, оказавшим мне свое внимание, доброе расположение и соучастие; благодарю моих бывших учеников и учениц, оказавших сочувствие к законоучителю их детей; благодарю моих духовных детей и более или менее постоянных богомольцев в этом храме, помнящих своего духовного отца и Божия служителя; благодарю тех здешних граждан и вообще знающих меня, которые так или иначе приняли участие во мне по отношению к нынешнему дню.

Принимая от вас этот священный и многоценный крест, с благоговением преклоняюсь перед ним, с любовью лобзаю его и дерзаю возложить его на себя с молитвою, да укрепит он меня спасительною силою Распявшегося на нем, да обрету я под благодатным осенением его силу и крепость в борьбе с моими немощами и слабостями, да оградит он меня от всех вражиих прилогов и да послужит он залогом и моего вечного спасения».