Поучение в день памяти святого славного апостола и евангелиста Иоанна Богослова / Воспитанник семинарии VI класса К. Орлов // Архангельские епархиальные ведомости. 1903. № 10, часть неофиц. С. 327–330

Развернуть

Аннотация/Комментарий

      «Велик нынешний день, особенно для нас с вами, возлюбленные во Христе братья и товарищи! Ныне мы празднуем память небесного своего покровителя св. славного апостола и евангелиста Иоанна Богослова, которому посвящен столь дорогой для нашего сердца этот семинарский храм. Чем же мы ознаменуем этот день? Чем почтим память всехвального своего покровителя? Думается, ничто не будет так ценно и приятно в очах угодника Божия, как если мы, возлюбленные, припомним его отеческие к нам наставления, и особенно, если не только припомним, но и проникнемся ими, решимся неуклонно следовать им в своей жизни.

      Св. апостол Иоанн Богослов не напрасно именуется апостолом любви. Вся долгая и многотрудная жизнь его преисполнена проявлениями этого святого христианского чувства. Любовь приблизила Иоанна к Господу Иисусу Христу, любовь открыла ему тайны лица и деяний Богочеловека, любовь соделала его Богословом, любовь — это постоянный отличительный признак Иоанна. Нет надобности перечислять все случаи проявления пламенной любви Иоанна к Господу. Стоит только мысленно представить себе его стояние у Креста Христова, и мы тотчас поймем всю полноту и силу ее. Голгофа. На ней три креста. На среднем кресте среди двух разбойников висит Божественный страдалец, Господь наш Иисус Христос, кроме врагов у Креста Христова никого нет. Все ученики Иисуса Христа, теперь объятые невыразимым страхом, разбежались. Даже первоверховный Петр, недавно только что изъявивший полную готовность идти за своим учителем в темницу и на смерть, — и тот теперь оставил Его. Один лишь Иоанн (следуя примеру Пречистой Матери) решается стоять в Божественной страже; один только он, поэтому, принимает последнее завещание со Креста, один он, таким образом, услаждает своим присутствием горькую чашу Господних страданий. Откуда же, спрашивается, взялась такая стойкость в этом, тогда еще столь юном ученике? Что вознесло его над всеми страхами? Что соделало его способным стоять на колеблющейся Голгофе? Все это, братья, произвела любовь, любовь, по Апостолу Павлу, «николиже отпадающая» (1 Кор. 13, 8). Вера Петрова затмилась, упование всех прочих апостолов сокрылось, любовь же Иоанна осталась неизменной. Он жил более жизнью сердца, а потому верил вопреки тому, что видел, уповал превыше того, что слышал. Одушевленный любовью, он, не размышляя, сошел бы со своим Учителем в самый ад, ибо для него был рай там, где был Господь и Учитель его. Так горячо любил Иоанн своего Учителя! Но не менее горячо любил он и своих ближних. Чтобы убедиться в этом, достаточно прочесть всего лишь несколько строк из оставшихся от него соборных посланий. Какими, самыми нежными и ласкательными именами он называет здесь, например, христиан: «возлюбленные, чадца мои, дети мои». Любя так горячо ближних, св. ап. Иоанн и нам с вами, братья, заповедал тоже самое. Дети, любите друг друга, — вот наиглавнейшее его к нам наставление.

      Предание церковное повествует, что когда св. ап. Иоанн, достигши глубокой старости, не мог уже ни ходить, ни говорить много, то он приказывал приносить себя в собрание верующих и, вместо поучения, говорил одно слово: «Чадца, любите друг друга». Когда же спрашивали его, зачем он так часто повторяет одно и тоже, он с глубоким умилением облагодатствованного сердца, отвечал на это: «Потому, что в этом одном заключается все; исполните эту одну заповедь, и вы исполните весь закон, угодите Богу, достигнете высшего совершенства, потому что уподобитесь возлюбившему нас Господу Иисусу Христу и будете сынами Всевышнего».

        Итак, возлюбленные во Христе братья и друзья, возлюбим друг друга, и мы тогда наидостойнейшим образом почтим память великого и славного своего покровителя. Возлюбим друг друга! Но как? Возлюбим, по наставлению того же св. апостола, «не словом только, ниже языком, но самым делом и истиною»  (1 Иоан. 3, 18), т.е. не рассуждать только будем о всеобщей братской любви друг к другу, а и на самом деле постараемся проявить эту братскую любовь во всей её полноте. Конечно, находясь в теперешнем своем положении, мы не можем проявлять христианскую любовь во всей её полноте и силе; послушание старшим, доброжелательство к сверстникам, защита и посильная помощь по отношению к младшим и слабейшим нас — вот, пожалуй, и все, в чем мы сильны пока проявлять это доброе свое христианское чувство. Но все же, друзья мои, мы должны быть твердо убеждены, что и в этих сравнительно слабых размерах проявленная нами любовь может послужить для нас и для ближних наших в великую пользу. Велико ли, кажется семя, а ведь из него со временем вырастает громадный плод. Эта же теперешняя наша любовь послужит благодатным семенем для развития в вас той великой и самоотверженной любви, какую мы можем свободно проявлять впоследствии, когда вступим на самостоятельный путь и когда, в особенности, примем на себя то великое и славное служение, к которому и готовит нас семинарское воспитание. Разумею здесь, конечно, служение пастырское. Хотя, правда, великая братская любовь к ближним требуется и от всякого человека, в каком бы звании и положении он не находился, хотя эта заповедь Божия: «возлюбиши искренняго твоего яко сам себе» (Мф. 22, 40) относится и ко всякому вообще христианину, но от пастыря Церкви эта братская любовь требуется прежде всего и сильнее всего. Любовь пастыря к ближним всегда должна простираться до самых крайних пределов, даже, в случае нужды, до самопожертвования. «Пастырь добрый, — говорит Сам Спаситель, — душу свою полагает за овцы своя» (Иоан. 10, 11). Очевидно, чтобы иметь столь великую и самоотверженную любовь к ближним, пастырю церкви необходимо еще заранее быть к этому подготовленным, т.е. ему должно всеми силами постараться вселить в себя, по крайней мере, задатки этого святого христианского чувства, еще до принятия священного сана, во время своего воспитания.

       А поэтому, друзья мои, постараемся же еще теперь от всей души и от всего нашего сердца возлюбить своих ближних. Пусть наша теперешняя любовь будет и весьма незначительной, но мы, повторяю, должны быть твердо убеждены, что и эта незначительная любовь послужит нам в великую пользу, так как она явится в нас благодатным семенем, могущим впоследствии произвести многоценный плод. Ты же, премилосердный Господи, молитвами и теплым предстательством возлюбленного ученика Твоего, святого Иоанна Богослова, помоги нам в этом! Аминь.

Произнесено в семинарской церкви 8 мая 1903 г.»

Упоминающиеся священнослужители