«Инспектора [Московской духовной] академии архимандрита Григория [(Борисоглебского)] о сочинении студента Сергия Глаголевского на тему "Система христианского нравоучения по Четиим-Минеям св. Димитрия Ростовского".
Кто хорошо знаком с громадными томами Четиих-Миней св. Димитрия Ростовского, тот сразу представит себе всю трудность работы, которая ожидает автора, взявшегося за указанную тему.
В этих Четии-Минейных томах учение о различных предметах христианской нравственности является без всякой связи разбросанным по различным житиям, так что одно житие служит выражением одной нравственной истины, другое — другой и т. д. Кроме того, работающему над Четьи-Минеями приходится иметь дело не с теоретическим изложением и раскрытием тех или других суждений по различным вопросам христианского нравоучения, но с отдельными единичными фактами, или примерами из нравственной области христианской жизни. Поэтому автору приходится не только систематизировать нравственные суждения Четиих-Миней, но и отыскивать их, вскрывая самые факты и примеры в житиях. — Наконец, хотя о Четиих-Минеях у нас кое-что и написано; однако автор рассматриваемой работы мало может найти в этой литературе указаний, касающихся изучаемой им стороны житий. Он должен прокладывать себе дорогу сам, без посторонней помощи.
Но г. Глаголевский сумел справиться со всеми этими трудностями настолько, что его работа оставляет в читателе чувство большого удовольствия. — После краткого, но обстоятельного, введения автор в I-й главе делает общий обзор фактической стороны того материала по вопросу о христианской нравственности, какой находится в Четиих-Минеях. Все образцы добродетельной жизни он делит на три класса: мученики, учителя и девственники. Глава II-я посвящена мастерски составленному описанию того идеала христианской жизни, который присущ Ч. М. Глава III-я описывает наличность человеческой (до падения, до искупления, по искуплении) природы, которая служит почвой, усвояющей идеал. Главы IV-я и V-я трактуют о самой христианской жизни, о процессе усвоения божественной жизни человеком: он об обращении грешника, о возрождении, о средствах к сохранению в душе благодати возрождения, о борьбе со страстями и, наконец, о высшей степени духовного совершенства. Этим бы можно было и закончить автору свой труд, но он по похвальному стремлению к полноте и научной обстоятельности взял еще на себя нелегкий труд сравнения христианского нравоучения Ч. М. с нравственным учением св. Димитрия по его проповедям (2 и 3 ч.ч. сочинений св. Димитрия Ростовского) и с другими русскими системами Нравственного Богословия.
И план и выполнение его во всех отношениях хороши. Особенно хорошее впечатление производит самый метод работы: автор не ищет для своей тетради всех фактов из Ч. М., не собирает их дома, а на свои листы выносит лишь одни обобщения. — Можно пожелать кое-где большей краткости изложения, тщательности, цитации и точности выражения. — Автор почему-то Пр. Филарета Черниговского, как автора истории русской церкви, много раз именует митрополитом.
В общем сочинение достойно кандидатской степени и нарочитой похвалы».