Атаевский Михаил Петрович, священник
- Дата рождения: 8.11.1875
- Место рождения: Саратовская губ., Вольский уезд, с. Тугуска (Покровское)
- Дата смерти: 13.12.1947
- Место смерти: г. Днепропетровск. Похоронен у Свято-Благовещенского собора
Родственники
-
отец
—
Атаевский Петр Григорьевич, псаломщик
мать
—
Атаевская Евгения Ивановна (1850–1918)
жена
—
Атаевская (Сиринова) Варвара Георгиевна (8.11.1880 – 25.09.1961, г. Москва). В 1897 окончила Саратовское епархиальное женское училище
тесть
—
Сиринов Георгий Ефремович, священник
дочь
—
Винокурова (Атаевская) Антонина Михайловна (5.06.1898, г. Саратов – 1972, г. Кировабад Азербайджанской ССР)
зять
—
Винокуров Александр Петрович, священник
дочь
—
Атаевская Мария Михайловна (15.12.1902–4.04.1985), учительница
дочь
—
Атаевская Вера Михайловна (род. 24.08.1907), учительница
дочь
—
Атаевская Зоя Михайловна (род. 25.12.1909). В начале 1930-х — переводчица в Сталинграде, на строительстве и вводе в эксплуатацию тракторного завода. Муж — инженер Эрик Хайден. Позднее переехали в США (в г. Детройт)
дочь
—
Атаевская Галина Михайловна (28.01.1913–31.03.1945)
сын
—
Атаевский Сергей Михайлович (20.09.1914 – не ранее 1982). До войны — архитектор в Алма-Ате, после войны жил и работал в Днепропетровске
Образование
Рукоположение, постриг, возведение в сан
Места служения, должности
Награды
Преследования
Фотографии
Из семейного архива правнучки Елены Жуковой Супруга отца Михаила — Варвара Георгиевна. Саратов,1897.
Из семейного архива правнучки Елены Жуковой Священник Михаил Атаевский (в центре) с супругой Варварой, отцом — псаломщиком Петром Атаевским, дочерьми Верой и Зоей. 1910-е.
Из семейного архива Ларисы Ивановны Володиной Священник Михаил Атаевский на епархиальном съезде духовенства (фрагмент фотографии). 1908.
Из семейного архива Ларисы Ивановны Володиной Отец Михаил. 1916 или 1917.
Из семейного архива правнучки Елены Жуковой Супруга отца Михаила — Варвара Георгиевна.
Из семейного архива Ларисы Ивановны Володиной Отец Михаил Атаевский.
Фото из архивного следственного дела. 1926 Дети отца Михаила — Сергей и Галина в ссылке в Астрахани. Апрель 1928.
Из семейного архива праправнучки Елены Карачевой Дочь отца Михаила — Антонина. 1915 или 1916.
Из семейного архива праправнучки Елены Карачевой Свято-Благовещенский собор г. Днепропетровска, в котором отец Михаил служил последние годы жизни.
Фото из архива Ларисы Ивановны Володиной Могила священника Михаила Атаевского у Свято-Благовещенского собора г. Днепропетровска.
Фото из архива Ларисы Ивановны Володиной
Другие сведения
Ревностный миссионер. В 1914 г. один из священнослужителей в рапорте на имя правящего архиерея засвидетельстовал, что отцом Михаилом «обращено в с. Громках, Камышинского уезда, в Православие 18 душ обоего пола из секты молокан-воскресенников». На рапорте последовала резолюция архипастыря: «Радуюсь обращению столь многих душ на правый путь... Священника Михаила Атаевскаго искренно благодарю за его миссионерскую ревность».
В епархиальных отчетах о состоянии церковных школ в 1912/1913 и 1913/1914 уч. годах отмечен среди «учащих, наиболее ревностно относящихся к школьному делу». Был активным жертвователем на нужды больным и раненым воинам в годы Русско-японской войны 1904–1905 гг., нуждающегося духовенства.
Еще будучи диаконом, часто произносил проповеди в кафедральном соборе во время архиерейского богослужения. Позднее, будучи уже священником, ключарем кафедрального собора, стал одним из самых известных проповедников епархии, чьи проповеди, равно как и статьи и выступления по разным вопросам, публиковались на страницах «Саратовских епархиальных ведомостей».
В проповеди на Великий Пяток 1917 года отец Михаил говорил:
«Когда в сердце нашем живет более зло, чем добро, и пленяет нас своею волею, то не преторию ли Пилата напоминает это сердце, где разбушевавшиеся страсти, как дикая иудейская толпа, снова кричат: распни, распни Его? Мы не желаем Христа иметь своим Царем. Наш царь — чрево, наш бог — страсти, наш руководитель — разбойник Варрава и закон наш: похоть плоти, похоть очес и гордость житейская. По закону нашему Христос должен умереть, чтобы в сердце нашем дать полную свободу разбойнику Варраве…
Братие христиане, оставим Варраву и последуем за Христом. В эти дни Страстей Христовых, в эти дни мировой военной скорби, когда решается участь нашего Отечества, из глубины искреннего сердца скажем Ему: Господи, давно мы представляем собою вертеп всевозможных злых дел и не имеем конца греховному обычаю. Своими беззакониями сплели мы терновый венок Св. Руси и возвели ее на Голгофу. Теперь нам опротивело хождение во след иных богов, т. е. страстей и греховных увлечений наших. Дух наш просится к Тебе, но от привычного зла настолько отяжелели его крылья, что без Тебя еще не подняться ему до Тебя. Без Тебя нет надежды и нашему Отечеству на славное воскресение после своих страданий…
Виждь устремленные к Тебе наши сердца и взоры, и предсмертные взоры воинов наших, их вздохи, рыдания, вопли и стоны, умильно просящие небесную Твою к нашему Отечеству любовь…
Прими все это, как наше благоразумное, хотя и позднее разбойничье на кресте покаяние и... прежде даже до конца не погибнем, спаси нас...».
В 1926 г. священник Михаил Атаевский продолжал служить в Саратове, проживал по адресу: Дегтярный взвоз, 10. На диспуте, устроенном 13 июня 1926 г. лидером обновленцев А. И. Введенским, отцу Михаилу пришлось встать из зала и выступить против последнего. За это выступление его вскоре арестовали, но в зале он не смог смолчать, когда обновленческий вождь произнес следующие слова: «Мы документально знаем, что и Петр Крутицкий и его Ко те же продолжатели контреволюции Тихона, и вся вообще Тихоновщина сплошная контреволюция».
«Я это дословно записал, — отметил он в записке, составленной, очевидно, для следственных органов с целью объяснить произошедшее (записка находилась в следственном деле). — В рядах публики, где я сидел (21, 20 и 22), слышу гул и речи: "Суда над ними не было и Соввласть до сего дня официально не печатала, какие за указанными лицами преступления и обвинения, а тем более не печатала этого про всю Тихоновщину". Откуда же Введенский все это знает документально? Что же он хочет нам сказать, что он агент Г.П.У.?
И вот то, что не могла сказать сама публика Введенскому о своем впечатлении от его речи, то впечатление смело и открыто объяснить ему хотел я, и не от своего только разума, но и от многих других. Желая тем не власть сов. дискредитировать, а обличить Введенского в его в сем случае самохвальстве и даже лжи».
Отец Михаил говорил: «Смотрите, Введенский весь диспут строит на контреволюции, но не на наших церковных опорах. Обличает и персонально, а главное огульно Тихоновцев всех в злостной систематической контреволюции? Да, смотрите, как еще уверенно обличает, что, сидя здесь, не знаешь: пред кем сидишь? Пред Митрополитом ли, или агентом ГПУ?».
Лидер обновленцев воспринял это очень болезненно, начались крики, закончить речь священнику Михаилу Атаевскому председательствующий не дал, а сама эта речь была представлена органам ГПУ как «антисоветская».
Отец же Михаил не соглашался с тем, что его речь — «антисоветская». В упомянутой записке он так аргументировал свое предположение о сотрудничестве Введенского с ОГПУ: «Откуда Введенский до 13 июня с/г может знать документы о контреволюции митр. Петра и других, а тем более о всех Тихоновцах СССР. Это знает только ГПУ и напрасно Введенский поэтому хвалится знанием документов, создавая среди публики ложное о себе понятие». Само же ОГПУ отец Михаил не оскорблял: «По моему же убеждению: нужно уважать всякое гражданское государственное учреждение, ибо сказано и в писании про всякую власть, что она ведь и не без ума меч носит. Можно расходиться лишь в этом вопросе во взглядах: хорошо, или плохо там работают... Каждая гражданская власть, оберегая себя и нас от анархии, имела и обязана иметь свое ГПУ. Не может быть ГПУ только у Церкви, про которую мы верим, что ее спасает Дух Святой».
К началу Великой Отечественной войны отец Михаил проживал с семьей в г. Алма-Ате, где его сын Сергей работал архитектором: в призывных военных документах сына отец Михаил зарегистрирован как проживающий вместе с ним. После войны Сергея пригласили работать в Днепропетровск, куда за ним последовали и родители. С января 1944 г. правящим епископом Днепропетровской и Запорожской епархии стал архиепископ Андрей (Комаров), хорошо знавший отца Михаила по периоду временного управления Саратовской кафедрой в 1924–1926 гг., он и назначил отца Михаила священником в Свято-Благовещенский собор Днепропетровска.
В составлении статьи использованы сведения, присланные внучатой племянницей Ларисой Ивановной Володиной. В выявлении архивных документов, связанных с историей семьи Атаевских, оказал помощь саратовский историк Сергей Александрович Бондарь.
Архивные источники
Сочинения
Литература
-
Материалы к «Русскому провинциальному некрополю» великого князя Николая Михайловича. Т. 1 : Губернии Астраханская, Вятская, Нижегородская, Самарская, Саратовская и Симбирская / Изд. подгот. Д. Н. Шилов. СПб., 2012. С. 673