Атаевский Михаил Петрович, священник

  • Дата рождения: 8.11.1875
  • Место рождения: Саратовская губ., Вольский уезд, с. Тугуска (Покровское)
  • Дата смерти: 13.12.1947
  • Место смерти: г. Днепропетровск. Похоронен у Свято-Благовещенского собора

Родственники

  • отец  —  Атаевский Петр Григорьевич, псаломщик
  • мать  —  Атаевская Евгения Ивановна (1850–1918)
  • жена  —  Атаевская (Сиринова) Варвара Георгиевна (8.11.1880 – 25.09.1961, г. Москва). В 1897 окончила Саратовское епархиальное женское училище
  • тесть  —  Сиринов Георгий Ефремович, священник
  • дочь  —  Винокурова (Атаевская) Антонина Михайловна (5.06.1898, г. Саратов – 1972, г. Кировабад Азербайджанской ССР)
  • зять  —  Винокуров Александр Петрович, священник
  • дочь  —  Атаевская Мария Михайловна (15.12.1902–4.04.1985), учительница
  • дочь  —  Атаевская Вера Михайловна (род. 24.08.1907), учительница
  • дочь  —  Атаевская Зоя Михайловна (род. 25.12.1909). В начале 1930-х — переводчица в Сталинграде, на строительстве и вводе в эксплуатацию тракторного завода. Муж — инженер Эрик Хайден. Позднее переехали в США (в г. Детройт)
  • дочь  —  Атаевская Галина Михайловна (28.01.1913–31.03.1945)
  • сын  —  Атаевский Сергей Михайлович (20.09.1914 – не ранее 1982). До войны — архитектор в Алма-Ате, после войны жил и работал в Днепропетровске
Показать всех

Образование

Дата поступления
Дата окончания
Учебное заведение
Комментарий
1886
1890
Вольское духовное училище
1890
1897
Саратовская духовная семинария
Развернуть

Рукоположение, постриг, возведение в сан

ок. июля 1897
рукоположен во диакона
ок. 11.8.1899
рукоположен во священника
Показать все

Места служения, должности

Дата начала
Дата окончания
Место служения, сан, должность
ок. июля 1897
ок. 11.8.1899
Саратовская и Царицынская епархия, г. Саратов, Александро-Невский кафедральный собор, диакон (определен на настоящее место в июле 1897)
ок. 11.8.1899
5.10.1901
Саратовская и Царицынская епархия, Саратовская губ., Камышинский уезд, с. Лопуховка, Николаевская церковь, диакон (определен на настоящее место 11.08.1899). С окт. 1899 — законоучитель земско-общественного училища с. Лопуховка
5.10.1901
ок. февраля 1909
ок. февраля 1909
апр. 1915
Саратовская и Царицынская епархия, Саратовская губ., Камышинский уезд, слобода Рудня, Успенская церковь, священник, настоятель, окружной противосектантский миссионер, благочинный 3-го округа Камышинского уезда (определен на настоящее место и назначен на указанные должности 22.02.1909; должность благочинного проходил до 12.03.1912). Заведующий и законоучитель местной церковно-приходской школы (с 1910), законоучитель Руднянского земско-общественного училища (с 8.03.1910). Депутат епархиального съезда духовенства (окт. 1909), член комиссии съезда по делам епархиального церковно-свечного завода
апр. 1915
13.4.1917
Саратовская и Царицынская епархия, г. Саратов, Александро-Невский кафедральный собор, священник, ключарь. С 3.06.1915 — член епархиального певческого наблюдательного совета, в фев. 1916 — один из руководителей краткосрочных церковно-певческих курсов в г. Саратове. С 11.01.1916 по 1.09.1917 — сверхштатный член Саратовской духовной консистории. С 18.12.1915 — миссионер по г. Саратову. С 8.11.1915 — член совета Саратовского епархиального братства Св. Креста, в 1916 — член комиссии братства по изданию миссионерских листков. С авг. 1916 по 21.04.1917 — член епархиального сметного подготовительного комитета. Член епархиального попечительства о бедных духовного звания (до 1.09.1917)
13.4.1917
1923
Саратовская и Петровская епархия, г. Саратов, Никольская церковь-школа для детей служащих Рязано-Уральской железной дороги, священник. Служил до закрытия храма в 1923
не ранее 1923
1.9.1926
Саратовская и Петровская епархия, г. Саратов, Иоанно-Предтеченская церковь, священник
не ранее 1945
13.12.1947
Днепропетровская и Запорожская епархия, г. Днепропетровск, Свято-Благовещенский собор, священник
Показать все

Награды

14.5.1906
право ношения набедренника
1909
медаль «В память 25-летия церковно-приходских школ»
14.3.1915
право ношения скуфьи
6.5.1916
право ношения камилавки
29.6.1917
благословение Святейшего Синода
Показать все

Преследования

1.6.19191.9.1919
находился в заключении в тюрьме г. Саратова «в качестве заложника». Об этом свидетельствует запись в клировой ведомости Николаевской железнодорожной церкви за 1919 год, сделанная рукой отца Михаила Атаевского
1.9.1926
арестован за «выступление на диспуте с обновленческим епископом А. И. Введенским»
14.1.1927
осужден Особым совещанием при коллегии ОГПУ на 4 месяца лишения свободы по ст. 58-18 УК РСФСР (в редакции 1922 г.) за «контрреволюционную агитацию»
19261927
находился в заключении в Саратовском губернском следственном изоляторе
17.6.1994
реабилитирован прокуратурой Саратовской обл., по году репрессии: 1927
Показать все

Другие сведения

Ревностный миссионер. В 1914 г. один из священнослужителей в рапорте на имя правящего архиерея засвидетельстовал, что отцом Михаилом «обращено в с. Громках, Камышинского уезда, в Православие 18 душ обоего пола из секты молокан-воскресенников». На рапорте последовала резолюция архипастыря: «Радуюсь обращению столь многих душ на правый путь... Священника Михаила Атаевскаго искренно благодарю за его миссионерскую ревность».

В епархиальных отчетах о состоянии церковных школ в 1912/1913 и 1913/1914 уч. годах отмечен среди «учащих, наиболее ревностно относящихся к школьному делу». Был активным жертвователем на нужды больным и раненым воинам в годы Русско-японской войны 1904–1905 гг., нуждающегося духовенства.

Еще будучи диаконом, часто произносил проповеди в кафедральном соборе во время архиерейского богослужения. Позднее, будучи уже священником, ключарем кафедрального собора, стал одним из самых известных проповедников епархии, чьи проповеди, равно как и статьи и выступления по разным вопросам, публиковались на страницах «Саратовских епархиальных ведомостей».

В проповеди на Великий Пяток 1917 года отец Михаил говорил:
«Когда в сердце нашем живет более зло, чем добро, и пленяет нас своею волею, то не преторию ли Пилата напоминает это сердце, где разбушевавшиеся страсти, как дикая иудейская толпа, снова кричат: распни, распни Его? Мы не желаем Христа иметь своим Царем. Наш царь — чрево, наш бог — страсти, наш руководитель — разбойник Варрава и закон наш: похоть плоти, похоть очес и гордость житейская. По закону нашему Христос должен умереть, чтобы в сердце нашем дать полную свободу разбойнику Варраве…

Братие христиане, оставим Варраву и последуем за Христом. В эти дни Страстей Христовых, в эти дни мировой военной скорби, когда решается участь нашего Отечества, из глубины искреннего сердца скажем Ему: Господи, давно мы представляем собою вертеп всевозможных злых дел и не имеем конца греховному обычаю. Своими беззакониями сплели мы терновый венок Св. Руси и возвели ее на Голгофу. Теперь нам опротивело хождение во след иных богов, т. е. страстей и греховных увлечений наших. Дух наш просится к Тебе, но от привычного зла настолько отяжелели его крылья, что без Тебя еще не подняться ему до Тебя. Без Тебя нет надежды и нашему Отечеству на славное воскресение после своих страданий…

Виждь устремленные к Тебе наши сердца и взоры, и предсмертные взоры воинов наших, их вздохи, рыдания, вопли и стоны, умильно просящие небесную Твою к нашему Отечеству любовь…

Прими все это, как наше благоразумное, хотя и позднее разбойничье на кресте покаяние и... прежде даже до конца не погибнем, спаси нас...».

В 1926 г. священник Михаил Атаевский продолжал служить в Саратове, проживал по адресу: Дегтярный взвоз, 10. На диспуте, устроенном 13 июня 1926 г. лидером обновленцев А. И. Введенским, отцу Михаилу пришлось встать из зала и выступить против последнего. За это выступление его вскоре арестовали, но в зале он не смог смолчать, когда обновленческий вождь произнес следующие слова: «Мы документально знаем, что и Петр Крутицкий и его Ко те же продолжатели контреволюции Тихона, и вся вообще Тихоновщина сплошная контреволюция».

«Я это дословно записал, — отметил он в записке, составленной, очевидно, для следственных органов с целью объяснить произошедшее (записка находилась в следственном деле). — В рядах публики, где я сидел (21, 20 и 22), слышу гул и речи: "Суда над ними не было и Соввласть до сего дня официально не печатала, какие за указанными лицами преступления и обвинения, а тем более не печатала этого про всю Тихоновщину". Откуда же Введенский все это знает документально? Что же он хочет нам сказать, что он агент Г.П.У.?

И вот то, что не могла сказать сама публика Введенскому о своем впечатлении от его речи, то впечатление смело и открыто объяснить ему хотел я, и не от своего только разума, но и от многих других. Желая тем не власть сов. дискредитировать, а обличить Введенского в его в сем случае самохвальстве и даже лжи».

Отец Михаил говорил: «Смотрите, Введенский весь диспут строит на контреволюции, но не на наших церковных опорах. Обличает и персонально, а главное огульно Тихоновцев всех в злостной систематической контреволюции? Да, смотрите, как еще уверенно обличает, что, сидя здесь, не знаешь: пред кем сидишь? Пред Митрополитом ли, или агентом ГПУ?».

Лидер обновленцев воспринял это очень болезненно, начались крики, закончить речь священнику Михаилу Атаевскому председательствующий не дал, а сама эта речь была представлена органам ГПУ как «антисоветская».

Отец же Михаил не соглашался с тем, что его речь — «антисоветская». В упомянутой записке он так аргументировал свое предположение о сотрудничестве Введенского с ОГПУ: «Откуда Введенский до 13 июня с/г может знать документы о контреволюции митр. Петра и других, а тем более о всех Тихоновцах СССР. Это знает только ГПУ и напрасно Введенский поэтому хвалится знанием документов, создавая среди публики ложное о себе понятие». Само же ОГПУ отец Михаил не оскорблял: «По моему же убеждению: нужно уважать всякое гражданское государственное учреждение, ибо сказано и в писании про всякую власть, что она ведь и не без ума меч носит. Можно расходиться лишь в этом вопросе во взглядах: хорошо, или плохо там работают... Каждая гражданская власть, оберегая себя и нас от анархии, имела и обязана иметь свое ГПУ. Не может быть ГПУ только у Церкви, про которую мы верим, что ее спасает Дух Святой». 

К началу Великой Отечественной войны отец Михаил проживал с семьей в г. Алма-Ате, где его сын Сергей работал архитектором: в призывных военных документах сына отец Михаил зарегистрирован как проживающий вместе с ним. После войны Сергея пригласили работать в Днепропетровск, куда за ним последовали и родители. С января 1944 г. правящим епископом Днепропетровской и Запорожской епархии стал архиепископ Андрей (Комаров), хорошо знавший отца Михаила по периоду временного управления Саратовской кафедрой в 1924–1926 гг., он и назначил отца Михаила священником в Свято-Благовещенский собор Днепропетровска.

В составлении статьи использованы сведения, присланные внучатой племянницей Ларисой Ивановной Володиной. В выявлении архивных документов, связанных с историей семьи Атаевских, оказал помощь саратовский историк Сергей Александрович Бондарь.

Развернуть

Архивные источники

Показать все

Сочинения

Показать все

Литература

Показать все
Сообщить о неточностях или дополнить биографию